«Настоящий мастер всегда в себе сомневается». Антон Вырво — о профессии художника
Легко ли быть художником? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с живописцем, автором поэтичных и таинственных пейзажей, членом Белорусского союза художников Антоном Вырво.
«Ворота Минска» одновременно и символ, и история столицы. В одном из этих высотных зданий — творческая мастерская художника. Совершив восхождение по узкой лестнице, попадаем в уютное арт-пространство живописца.
— Место это знаковое и очень интересное, — говорит Антон. — Здесь сливаются два потока разных энергий. С одной стороны — Привокзальная площадь, где суета, ожидание, встречи и расставания. С другой — улица Свердлова, тихая и располагающая к раздумью. В 2005-м я приехал поступать в академию искусств. Минск мне понравился сразу. Уютный, комфортный, одновременно бурный. Здесь есть все, но он тебя не подавляет. Я бывал в разных городах, у каждого свой ритм, минский мне нравится.
— Недавно открылась ваша персональная экспозиция. Любите выставлять работы на суд зрителей?
— Я знаю, что это нужно делать, чтобы посмотреть на себя с критической точки зрения. Важен отклик зрителей, друзей и коллег. Иногда бывают очень интересные замечания, даже от людей, не искушенных в живописи. Полезно участвовать в сборных выставках, где показаны разные стили и направления. Можно сравнить и понять, насколько умею держать свое пространство и зрителей.
— Легко ли быть художником?
— Чтобы стать настоящим живописцем, нужно пройти сложный путь, и, даже преодолев его, не всегда можно назвать себя художником. Стать им — это огромный труд. Необходимо миновать все этапы обучения, овладеть ремеслом и знаниями. Настоящий мастер всегда в себе сомневается. Я, например, часто недоволен собой… Но бывают моменты, когда прихожу рано утром в мастерскую и за мольбертом не замечаю, как наступил поздний вечер, а я даже поесть забыл… Поймал вдохновение с первого мазка. Это как награда за труд. Еще нужна самодисциплина. Несколько лет наш курс в академии искусств работал в Творческих мастерских Савицкого, и я наблюдал, как Михаил Андреевич каждый день приходил к восьми утра, хотя он был уже в почтенном возрасте.
— Каким студентом вы были?
— Разным. С 3-го курса мой средний балл был 10, мне платили две стипендии. А вот 1-й курс дался трудно. Провинциальный мальчик дорвался до академической библиотеки, часами пропадал там.
Изучал биографии художников, рассматривал альбомы произведений, прогуливал занятия… Я родом из небольшого города Кричева. Там окончил художественную школу, которая не уступает многим областным. Мой преподаватель Сергей Николаевич Масихо — замечательный и увлеченный человек. Дружу с ним по сей день. Это он меня заразил и приучил к пленэру. Потом — могилевское училище культуры. И там мне повезло с преподавателем. Это талантливый акварелист Федор Стефанович Киселев. Пожалуй, он входит в пятерку лучших в Беларуси. Учителя играли важную роль в моей жизни. В Белорусскую государственную академию искусств меня, победителя республиканского конкурса живописи, приняли без экзаменов. Учился на кафедре станковой живописи у Мая Данцига. С теплом и уважением вспоминаю о нем. Я старался сделать как можно больше и сырую или неудачную работу никогда не показывал мастеру. Май Вольфович редко кого хвалил, но, если случалось, это дорогого стоило. Продолжил учебу в магистратуре и вот уже 12 лет преподаю в альма-матер. Хотя сейчас хочу взять паузу в преподавании и полностью сосредоточиться на живописи. Накопилось очень много того, о чем хочется сказать. Буду писать картины, ездить на пленэры, организовывать выставки с друзьями.
— А кто ваши друзья?
— Они не просто друзья. Василий Пешкун, Виталий Гуназа, Роман Коршунов, Михаил Крот, Сергей Акеньшин, Павел Ходорович, Владислав Петручик — это мои единомышленники. Дружим со студенческих лет, вместе ездили на пленэры, делали нашу первую выставку — в галерее Михаила Савицкого. Нас тогда не очень хотели там выставлять, поскольку зал предназначался для маститых и известных художников. Но экспозиция получилась интересной, приходило много людей, и ее даже продлили. С тех пор мы уже не ищем выставочное пространство, организаторы сами нас находят и предлагают нам подготовить экспозицию. Наши работы видели в Могилеве, Гомеле, Полоцке, Борисове и других городах Беларуси. Тепло принимали в Армении, Кыргызстане, Казахстане, на Северном Кавказе.
— Значит, вы много работаете и много путешествуете. Какая страна понравилась больше всего?
— Побывал в Испании. Через две недели началась тоска по родине. Хотелось чуть ли не отправиться пешком домой. Под воздействием этих чувств создал хорошие работы. Замечательно принимали во Вьетнаме, там чудесные люди. Возвратился — и сразу в уединение к себе в Кричев. Написал картину, ее уже купил музей. Продуктивно работать могу только в Беларуси.
— Если картина стоит дорого, значит, она интересна и замечательна? Или не всегда?
— Иногда арт-рынок формирует страна. В Беларуси очень сильные художники с хорошей самобытной школой, которая не подавляет молодого творца, он может двигаться в выбранном направлении самостоятельно. От этого мы только выигрываем. Хотелось бы, чтобы государство и меценаты больше поддерживали культуру. Знаю многих талантливых художников, которые ушли в мелкотемье, потому что им пришлось зарабатывать на жизнь, или вовсе оставили искусство ради другой сферы. Потом жалели. Некоторые вернулись, но время ушло.
— А вам тяжело даются деньги?
— Не следует об этом думать, особенно когда стоишь у чистого холста. Надо уметь абстрагироваться, хоть это и трудно, и работать так, будто ты ни в чем не нуждаешься. У меня случались периоды в жизни, когда не знал, за что буду обедать или ужинать. И вдруг раз — звонок, и говорят, что моя работа продана.
— У вас есть постоянные покупатели?
— Существует круг людей, которые приобретают мои работы. Покупатели сами находятся. Коллекционеры, любители живописи безошибочно определяют, что чего стоит. Жителям Поднебесной, например, очень нравится европейская школа реалистичной живописи параллельно с традиционной китайской. Они даже приезжают к нам в академию этому учиться. У меня недавно была студентка из Китая. Эскиз к ее дипломной работе я выкупил на память о талантливой ученице.
— Традиционный вопрос: каковы ваши планы на ближайшее и далекое будущее?
— Я не люблю говорить о планах. Но на далекое будущее — наверное, реализовать себя как художник. Создать значимую картину, в которой я максимально выражу себя. А лучше несколько таких произведений. Сделать выставку моих экспериментальных работ — они уже копятся. И продолжать работать.
Фото Сергея Лукашова