Научные ноу-хау и разработки – рядом. Какой вклад ученые НАН Беларуси вносят в развитие столицы
Национальная академия наук отмечает 13 октября 95-летний юбилей. О том, какой вклад внесли ученые в развитие белорусской столицы, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали представители научных организаций НАН.

Титановые аэраторы для очистки воды
Институт порошковой металлургии имени академика О. В. Романа Национальной академии наук Беларуси разработал и изготовил для «Минскводоканала» пористые титановые аэраторы. Они используются для очистки питьевой воды с помощью подаваемой через аэраторы озоно-воздушной смеси, которая обеззараживает органические загрязнения. Благодаря разработке белорусских ученых воду не нужно хлорировать.
– В 1987 году представители «Минскводоканала» пришли в наш институт, чтобы решить проблему замены импортных аэраторов, и мы это сделали, – рассказывает инженер лаборатории процессов и оборудования фильтрации и сепарации Института порошковой металлургии имени академика О. В. Романа Дмитрий Вербицкий. – Аэраторы разработаны нашим институтом и здесь же, на опытном производстве, выпускаются. Их преимущество в том, что титан не подвержен биообрастанию. Аэраторы, которые устанавливали еще в 1987 году, обслуживались без ремонта и замен в течение 16 лет. Для сравнения – такие же изделия из керамики, которые стояли там прежде, приходилось каждый год доставать, чистить их покрытую микроорганизмами поверхность и устанавливать обратно. Если поры в аэраторе забились, то изделия разрушаются под давлением озоно-воздушной смеси. Поэтому замена аэраторов – это дорого и очень хлопотно.

Аэратор из порошка титана похож на пористую металлическую тарелку. Его корпус изготовлен из коррозионно-стойкой стали. Сам же рабочий элемент – диск – из титанового порошка. Под воздействием пресса порошковая смесь сдавливается. А чтобы придать изделию прочность, его спекают в вакууме при температуре выше 1 000 градусов Цельсия. После этого пористый диск невозможно разбить даже молотком. Озоно-воздушная смесь, проходя через пористую структуру аэратора, формирует струйки пузырьков, способствующие растворению газа в жидкости, очистке и обеззараживанию питьевой воды в резервуарах с водой.
Титановые аэраторы много лет помогают обеспечивать чистой питьевой водой жителей Московского, Фрунзенского и частично Октябрьского районов столицы. Изделиями Института порошковой металлургии имени академика О. В. Романа НАН Беларуси пользуются водоканалы Могилева, Новополоцка, а также Москвы, Мурманска, Красноярска и регионов России, Ивано-Франковска и Астаны.
Охрана природы в заказниках столицы
Cектор заповедного дела Научно-практического центра НАН по биоресурсам занимается научным сопровождением природоохранных мероприятий для двух заказников республиканского значения, расположенных в городской черте: «Лебяжий» и «Стиклево». Их общая площадь более 470 га.

Фото zapovednytur.by
По словам заведующего сектором Владимира Устина, ученые разработали план управления природоохранными мероприятиями для заказника «Лебяжий», а также рекомендации по поддержанию и восстановлению водной экосистемы пруда Лебяжий. Они касаются очистки и углубления пруда, чтобы избежать его интенсивного заболачивания. Для заказника «Стиклево» было выполнено научное обоснование создания экотропы и предложен ее маршрут.
На основании рекомендаций ученых землепользователи и управляющий орган проводят в заказниках природоохранные мероприятия.
Музей народной архитектуры и быта под открытым небом в Строчицах
В рабочей группе по его созданию в середине 1970-х трудился недавний выпускник Белорусского политехнического института, а ныне директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор исторических наук, доктор архитектуры, профессор, академик Александр Локотко. Позже он руководил разработкой генерального плана этого музея и проекта сектора «Центральная Беларусь», проектов многих усадеб. Александр Иванович организовал перевозку, размещение и реставрацию общественных, культурных, жилых и хозяйственных построек для экспозиции под открытым небом.
– Идея музея сформировалась в середине 1970-х годов, – рассказывает академик А. Локотко. – К этому времени в мире был большой опыт создания таких музеев. Традиция зародилась в середине XIX века, когда в Европе стали складываться национальные государства. Они представляли собой не отдельные раздробленные княжества, а нации – как сообщества граждан определенной страны. Французы, немцы, итальянцы и др.

Тогда, по словам академика, и возник интерес к аутентичным культурам, и их выражение стало главным признаком национальности. На всемирных выставках с середины XIX века всегда были павильоны, где страны представляли свою национальную самобытность.
В 1960–70-е годы в СССР действовала доктрина неперспективных деревень. В таких условиях аутентичная народная культура, включая архитектуру, стала быстро утрачиваться в деревнях. Поэтому ведущие представители белорусской культуры обратились к Петру Мироновичу Машерову с предложением создать такой музей в Беларуси, и в декабре 1976 года были утверждены для этого все правовые процедуры.
В выборе места для музея принимал участие сам Машеров. Он решил остановиться на Птичи, где в нее впадает река Менка, а в нее – ручей Дунай.
– Там целый ряд славянских памятников, – пояснил А. Локотко. – Профессор Ясинский почти сто лет назад утвержал, что древний Минск возник на берегах Менки. Там были найдены древнее городище, артефакты времен Рюриковичей. А Птичь тысячу лет назад была судоходной. Поэтому все артефакты, скорее всего, попали туда водным путем. И перепады местного ландшафта способствовали тому, чтобы показать природные и архитектурные особенности всех регионов Беларуси. Так и сформировалась концепция музея. В ее основу положено исторически сложившееся разделение территории республики на этнографические и природные регионы: Витебщина – Поозерье, Поднепровье – Могилевщина, восточное и западное Полесье и Центральный регион – окрестности Минска.
По словам академика, при Министерстве культуры создали рабочую группу, в которую включили ученых Академии наук и представителей министерства. Начались многочисленные экспедиции. Первые 5 лет группа интенсивно искала по всей БССР памятники архитектуры, занималась их фотофиксацией и обмерами. Записывали фольклор, сведения о местной истории от старожилов, собирали материалы этнографии, предметы быта и труда. Все сводилось в фонд, который стал основой музея.
– Было обследовано и зафиксировано около 6 000 памятников архитектуры, – подчеркнул А. Локотко. – Жилых домов, хозпостроек, ветряных и водяных мельниц. На начальном этапе мы собрали около 20 тысяч предметов этнографии. И в 1987 году открыли первый сектор, посвященный Центральному региону Беларуси. А сегодня в собрании музея более 25 уникальных памятников народного зодчества и 32 коллекции с почти 17 800 музейных предметов.


















