Не для слабых «вестибуляркой». Сотрудница НАН Беларуси приняла участие в космическом проекте SIRIUS-23
Двенадцать месяцев в замкнутом пространстве без солнечного света. Так проходит подготовка к межпланетным полетам в Институте медико-биологических проблем Российской академии наук. Сотрудница белорусской Академии наук приняла в нем участие и рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» об экспериментах на «орбите» и прогулках по виртуальной Луне.
Звездная бессонница
Научный сотрудник Института физико-органической химии НАН Беларуси Ольга Мастицкая в конце 2024 года, можно сказать, вернулась из длительного путешествия по нашей галактике. Вместе с пятью участниками экипажа из России она провела 366 дней в закрытом модуле «звездолета». В Институте медико-биологических проблем Российской академии наук проводили международный эксперимент SIRIUS-23, стартовавший 14 ноября 2023-го. В нем имитировалась работа космической экспедиции на окололунную орбиту с высадками на Луну. 12 месяцев в замкнутом пространстве без солнечного света, привычного питания, интернета, с редкими сеансами связи с близкими. И при этом необходимо было постоянно проводить научные исследования.
— Как вам удалось все выдержать? Не было ли желания прервать эксперимент и выйти из «лунного» модуля?
— В этом проекте я была единственной участницей не из России, — вспоминает Ольга. — Представляла Республику Беларусь и не могла подвести свою страну, Академию наук, родителей. Поэтому настроила себя так, что должна пройти все этапы. На протяжении всего времени изоляции чувствовала себя хорошо. Экипаж выполнял более 60 научных исследований по психологии и психофизиологии, физиологии, исследованиям иммунитета, метаболическим, биохимическим и молекулярно-биологическим исследованиям, других направлений. Главная задача — выяснить, может ли человек адаптироваться к длительной изоляции в искусственных условиях.
Самым сложным испытанием для всех членов экипажа, по словам белорусской ученой, оказался 38-часовой эксперимент без сна. Моделировалась внештатная ситуация в космосе. Например, стыковка с грузовым кораблем, доставляющим на борт «орбитальной станции» питание, приборы и так далее. Требовалось не просто продержаться без кофе и других бодрящих напитков. Все члены экипажа в течение 38 часов должны были «разгружать» прибывший «корабль», а затем продолжать исследования по основной программе.
— В ходе этого эксперимента нам запрещалось заходить в личные каюты более чем на 10 минут, — поясняет собеседница. — Поэтому мы все старались постоянно быть в движении, чтобы не заснуть. Держались вместе, присматривая друг за другом. Ведь от усталости при бессоннице возможны падения и травмы. К тому же из центра управления за нами круглосуточно наблюдала дежурная бригада.
Была у Ольги в проекте SIRIUS-23 и собственная научная программа. Она отвечала за три исследования для белорусской науки и выполняла их в течение всех 366 дней изоляции.
— Первый эксперимент был от Института физиологии НАН, — рассказывает девушка. — Мы тестировали их новую разработку — портативный кардиорегистратор. Сперва я измеряла давление обычным тонометром, а затем в течение одной минуты записывала массу показателей состояния сердечно-сосудистой системы с помощью нового прибора. Он позволяет оценить вариабельность сердечного ритма, артериальное давление, сатурацию (показатель насыщения крови кислородом), частоту сердечных сокращений и фотоплетизмограмму (экспресс-метод оценки состояния сосудистой ткани). Весьма компактный датчик дает целый спектр информации о состоянии сердечно-сосудистой системы. Сейчас в Институте физиологии НАН обрабатывают полученные данные и оценивают работу нового прибора.
Космический огород
Второе направление исследований Ольга выполняла по заданию Института экспериментальной ботаники НАН. В «межпланетном дальнем полете» она отвечала за работу с бортовой оранжереей. Поливала, подкармливала, берегла посадки. За восемь месяцев ученой удалось вырастить на субстрате «космических» грядок с искусственным освещением 5 кг различной съедобной зелени и 1 кг томатов черри. Весь урожай участники экипажа съедали за ужином.
— Мне предстояло выяснить оптимальный фотопериод освещенности для микрозелени редиса и свеклы, — поясняет Ольга. — Свет подавали 8, 10, 12, 14 и 16 часов подряд. В обычной оранжерее с петрушкой, укропом и базиликом оптимальным оказалось 16-часовое освещение. А вот микрозелень лучше всего росла при 8-часовом, и вкус у нее был ярко выраженный, родной. Всем членам экипажа она очень нравилась. Микрозелень богата минералами, витаминами, питательными элементами и очень хорошо дополняла рацион сублимированного питания. Зелень и томаты черри были единственными свежими продуктами в течение всего года. Я считаю, что это очень перспективное направление для дальних космических полетов, когда затраты энергии будут на вес золота.
Высадка на «Луну»
По словам О. Мастицкой, был в проекте и эксперимент с имитацией полета на Луну, высадкой на ее поверхность и возвращением на Землю. «Прилунение» отрабатывали в пять этапов. Экипаж разделялся на две группы. Два человека оставались в орбитальном модуле, а четверо переходили во взлетно-посадочный (он самый маленький, его объем всего 50 куб. м — почти как купе в поезде). Никаких личных кают — только общее пространство, кухонька и санузел. Низкий потолок, вместо дверей — шторки.
— Свободного времени на «Луне» тоже меньше, чем на «орбитальной станции», — делится Ольга. — Каждый день после обеда мы надевали очки виртуальной реальности и выходили якобы на лунную поверхность. Видели песок, звезды, Луну и себя в скафандрах. При такой непривычной картине внешнего мира, если имеешь слабый вестибулярный аппарат, начинает кружиться голова и даже подташнивает. Это отмечали все участники эксперимента. Трудность в том, что попадаешь в абсолютно неизвестное пространство и чувствуешь себя незащищенным. Идешь по серой «Луне», вокруг тьма. Лучи «Солнца» освещают небольшой участок, а дальше только чернота. Вдаль ничего не видно.
По словам белорусской «астронавтки», в таких условиях участники «лунного» экипажа выполняли различные функциональные тесты. Отрабатывали перемещение по лунной поверхности. Нужно было переступать через камни, опускаться на колено и тому подобное. Такой эксперимент длился четыре дня.
Второе задание — в условиях имитации лунной гравитации. Руки исследователей в специальных манжетах пристегивали так, чтобы они были на весу, как будто в невесомости. Члены экипажа садились за тренажер с тремя мониторами, который показывал лунные пейзажи. «Астронавты» словно ехали на машине и с помощью джойстика собирали лунный грунт. Поверхность «Луны» неровная, с камнями и горками. Запросто можно перевернуться, поэтому важно правильно подобрать скорость и мощность движения.
— Третьим и самым сложным испытанием стала ходьба в условиях имитации лунной гравитации, — отмечает собеседница. — Она в шесть раз меньше земной, и, соответственно, вес тела человека во столько же раз меньше, чем на Земле. Нас подвешивали на веревках. Мы надевали VR-очки и шагали по «лунному» грунту, а точнее, прыгали, отскакивая от поверхности, как мячик. Приходилось делать усилие, чтобы прижать ногу к грунту. Если просто прыгаешь без очков, проблем не возникает. Но в очках сделать это трудно, особенно если имеешь слабый вестибулярный аппарат. Такие периоды «невесомости» длились по 20 минут.
Ольга принимала участие в трех из пяти «лунных» этапов и чувствовала себя комфортно. Что ни говори, это было отвлечение от ежедневной рутины в орбитальном комплексе. За год эксперимента наша «астронавтка» похудела на 14 кг!
— В 2022-м вы прошли отбор в женскую группу от Беларуси для полета в космос, были в числе шести кандидаток. Хотели бы слетать туда? Вам не страшно?
— Очень хочу! Даже на Луну — туда всего 3–4 дня пути.
Но с условием непременного возвращения на Землю.
Справочно
Проект SIRIUS — международное научное исследование в уникальном наземном комплексе. Представляет собой ряд экспериментов по изоляции участников в замкнутом пространстве. Стратегическая задача — моделирование на Земле условий дальних межпланетных полетов и возможных внештатных ситуаций. Предусматривает также подготовку научной программы для перспективной Российской орбитальной станции.
SIRIUS проводится в Москве на базе Института медико-биологичеких проблем РАН. С 2017-го по ноябрь 2024-го выполнено четыре серии исследований, начиная с 17 суток и заканчивая годичной изоляцией.
До 2028-го планируется провести три годовых эксперимента, в ходе которых моделируют полеты в дальний космос.
SIRIUS — совместный проект института и NASA, в котором участвуют специалисты из России, Германии, Канады, США, Франции, Италии, ОАЭ и других стран.
Фото из архива Ольги Мастицкой
Читайте также:
- Увлекательный квест для гостей предложит Фестиваль науки 6 сентября
- Флаг на полюсе холода Земли. В НАН встретили участников 17-й Белорусской антарктической экспедиции
- Одноглазый кандидат в космонавты и подпольный миллионер. Этот день в истории: 1 апреля
- Спартаковский «Гусь», космический рекорд Полякова и «Работайте, братья!». Этот день в истории: 9 января
- «Полет» на Луну прошел успешно. Белоруска приняла участие в уникальном космическом исследовании
Смотрите также:

