Не гаджеты, но все равно круто: какие электронные забавы были у детей в эпоху позднего СССР
Сейчас на смартфоне можно установить абсолютно любую игрушку — на любой вкус. Несмотря на красочность, бесчисленное разнообразие приложений приедается. А как обстояли дела в позднем СССР, когда еще не было мобильных телефонов? Об электронных забавах для детей советской эпохи вспомнил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Гонки с препятствиями
В 1970-1980-е годы продавали немало электронных игрушек. Однако подрастающее поколение не делало из них культа и проводило много времени на свежем воздухе. После школы ребята наскоро ели и спешили к друзьям. Они без навигаторов держали в голове карту города, не забывали номера телефонов десятков приятелей и даты их дней рождения. И в памяти у тех, кто тогда был ребенком, событий больше, чем снимков в смартфонах современных подростков.
В 1970-х в магазинах появилась игра «За рулем». Сегодня в интернет-сервисах тысячи приложений-симуляторов вождения автомобиля. Но этот имитатор не был виртуальным.
Он представлял собой переднюю панель с приборами и рулем, рычаг переключения скоростей. В корпусе стоял магнит, который притягивал машинку к круглому игровому полю. На нем располагалась трасса с дорожной разметкой, со знаками, с эстакадами. Поворот ключа запускал электродвигатель, вращавший площадку вокруг оси. Юный водитель, маневрируя, направлял машину. Арки мостов проехать удавалось не сразу. Когда начинал проделывать это с легкостью, увеличивал скорость. В отличие от современных игр новые уровни сложности не были предусмотрены для тех, кто научился «водить» профессионально. Советские дети мастерили на трассе дополнительные препятствия из пластилина, трамплины, к машинкам присоединяли самодельные прицепы. Игра работала от батареек. В целях экономии папы-умельцы, а иногда и сами юные техники изготавливали к ней адаптеры, чтобы дать системе подпитку от розетки.
Дома у счастливого обладателя «За рулем» собиралась ватага дворовых сотоварищей. Играли по очереди. Соревновались. А мама хозяина чуда техники кормила их обедом, пекла пирожки на всю ораву. Иначе и быть не могло!
Курс неизвестен
Позже появилось еще несколько электронных игр, ради которых дети готовы были вести себя примерно и стараться учиться. Первая — «Воздушный бой». Предусмотрена для двух человек. Один управлял самолетом, другой — ракетой. Смысл состязания: кто кого уничтожит. Электронный «Морской бой» тоже предназначался для пары игроков. Попадание в корабли противника происходило по принципу одноименной игры на бумаге, но только с электронными помощниками и сигналами.
В те же 1970-е в продажу поступило немало проводных, управляемых с пульта игрушечных машин. Например, серебристый луноход. Все, что связано с космосом, пользовалось популярностью. Каждый второй мальчишка на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — отвечал: «Космонавтом». И такая игрушка была нарасхват. Скорость она развивала малую, впрочем, как и настоящий, первый в мире советский планетоход, успешно работавший на поверхности Луны с 17 ноября 1970-го по 14 сентября 1971 года. Игрушка внешне похожа на него. Стоила 13 рублей. Потом объемы производства выросли, и цена снизилась до 7 рублей.
На проводном управлении изготавливали игрушечные танки и другие модели военной и строительной техники.
С пультом на проводе выпускали герметичную подводную лодку. Большим спросом пользовался катер «Нептун». Пульт в нем отсутствовал. Достаточно было вставить батарейку, кнопкой привести в движение корабельный винт и поставить судно на воду. Плыл «Нептун» по курсу, неизвестному даже ему. Поэтому к судну привязывали бечевку, прежде чем пускать по реке. Иначе гаджет уплывал безвозвратно.
Техническая революция
На радость детям в 1980-е в продаже появились радиоуправляемые беспроводные машинки. Самая распространенная — автомобиль «Вираж». Для этой техники требовалось шесть больших круглых батареек в пульт и две «кроны» в само авто. Сначала игрушку импортировали из ГДР, потом выпускали на Псковском заводе радиодеталей. Вслед за этим освоили производство радиоуправляемых танков, БМП, вездеходов. Сейчас дистанционное управление игрушками — дело обыденное. А в то время, увидев такую во дворе, глазам своим не верили.
Наконец, в 1984 году презентовали линейку советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном под общей торговой маркой «Электроника». Идея принадлежит японской компании Nintendo, начавшей производство в 1981 году. Название «Электроника» объединяло десятки радиозаводов по всему Союзу — от Риги до Арзамаса. В БССР это были предприятия «Эвистор» (Витебск), «Камертон» (Пинск).
Самой распространенной стала игра «Ну, погоди!», где волк, управляемый четырьмя кнопками по бокам экрана, должен ловить куриные яйца, падающие с четырех точек экрана. Скорость их движения возрастала, это требовало от игрока хорошей реакции. Тем для забавы предложили более 30: хоккей, автослалом, шахматы, подводный бой… Например, «Электроника ИМ-12» была со сменными картриджами. Это стало революцией. «Залипали» в эти гаджеты — прообразы современных интернет-игр — не только дети и подростки, но и взрослые. Позже на базе «Электроники» создали аналог знаменитого «Тетриса». Советские разработчики не давали скучать детям, а уровень игр был гораздо выше, чем в первых мобильных телефонах, вплоть до появления операционных систем Android и iOS.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Снял самый знаменитый в СССР фильм-катастрофу. Вспоминаем режиссера Александра Митту
Медсестра из сериала «Солдаты» родом из Минска. Кем мечтала стать и чем увлечена сегодня Фадеева
«Артеку» — 100 лет: как главный пионерский лагерь СССР создавал традиции детского отдыха