Не имеет аналогов в стране и за рубежом. В чем уникальность санатория «Ружанский»
В 2004 году в одном из красивейших мест западной части Беларуси — в экологической зоне на окраине Национального парка «Беловежская пуща» — был построен санаторий высшей категории обслуживания «Ружанский». Сегодня это уникальный многопрофильный комплекс. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Предприятие-трансформер
Климат здесь почти южный, зима длится непродолжительное время — около месяца. Это несомненный плюс для тех, кто хочет восстановить свое здоровье в комфортных условиях.
Здравница традиционно является излюбленным местом отдыха не только белорусов, но и россиян с учетом выгодного авиационного, автомобильного и железнодорожного транспортного сообщения. Кроме того, санаторий долгое время находился в безвизовой зоне, что делало возможным свободный въезд гостей из Европы, а это в свою очередь обязывало обеспечивать европейский уровень качества сервиса.
С 2018 года ОАО «Санаторий «Ружанский» руководит Владимир Карпечкин, врач ультразвуковой диагностики, гинеколог, организатор здравоохранения с руководящим стажем около четверти века. Он сам ведет прием пациентов, в частности выполняет УЗИ. Кроме медицинского имеет экономическое образование — окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Есть у Владимира Ивановича и диплом юриста Белорусско-Российского университета. Также он проходил переподготовку в области организации здравоохранения и санаторно-курортного лечения. Сам о себе собеседник говорит так: «Всю жизнь работаю и всю жизнь учусь».
— За последние семь лет, что я здесь, мы построили уникальное предприятие, не имеющее аналогов в стране и за рубежом. Его уникальность определяется несколькими факторами, и прежде всего организацией работы. Это предприятие-трансформер, которое оперативно подстраивается под текущие запросы и потребности своих клиентов, — начал рассказ о своем детище директор.
Что это значит на практике?
В стране сегодня более 100 санаториев и задача руководителя в том, чтобы создать предприятие, не имеющее аналогов и как следствие — конкурентов.
Именно поэтому в «Ружанском» реализуется так называемая стратегия опережающего развития, ее основная цель — постоянное внедрение новых видов услуг как одного из основных драйверов экономического роста.
Для практического воплощения идеи гибридного предприятия необходимо было произвести качественную перестройку всего санатория.
Понадобилось модернизировать пять основных элементов: инфраструктуру территории, лечебную базу с фактическим построением полноценного реабилитационного центра, СПА-комплекс, питание и номерной фонд. Руководство здравницы изучило отечественный и зарубежный опыт и собрало все лучшее. Практически были выделены три лидирующих направления: экологический СПА-курорт «Ружа Хутар», курортно-реабилитационный центр «Ружанский» и санаторно-курортная деятельность.
Полный релакс
Модернизация СПА предусматривала создание соответствующей инфраструктуры.
Аквазона санатория сегодня — это:
— 12 разных саун и бань, 4 джакузи, одно из которых под открытым небом, 9 бассейнов: два детских различной глубины, два взрослых — малый и большой длиной 25 м, 4 бассейна под открытым небом и мини-бассейн в приват-сауне;
— тренажёрный зал площадью более 500 кв.м;
— янтарная комната с оздоровительным эффектом;
— галокамеры;
— массажный салон;
— тропа «Скульптор тела» для желающих похудеть;
— рекреация «Солнечная лужайка», имитирующая настоящий пляж зимой;
— детский аквапарк.
Также для любителей природы на территории санатория имеются контактный зоосад и даже свой ботанический сад.
— Качественную трансформацию претерпела пляжная зона: построили баню на дровах, открыли два летних кафе, стеклянный каминный зал, беседки, реконструировали пирс — здесь можно отдыхать и ловить рыбу, — пояснил Владимир Карпечкин. — Открыли пункт проката спортивного инвентаря, приобрели прогулочную баржу, катамараны, лодки, самокаты и т. д. К слову, наш пляж на Республиканском экологическом форуме занял первое место по благоустройству инфраструктуры.
А еще зонировали территорию, разделили места пребывания взрослых и детей, создали многочисленные зоны отдыха: мангальницы, летний амфитеатр, уличные кинотеатры, электрозаправку и многое другое.
— Неслучайно и название нашей здравницы: в нем есть слово «ружа», или «роза». Летом практически вся территория утопает в этих цветах. Сочетание аромата роз и хвойных деревьев вызывает неповторимые и незабываемые ощущения. Мы находимся в одной климатической зоне с Краснодарским краем, поэтому высаживаем южные растения: шелковицу, персик и абрикос, черешню, вишню, сливы. Рядом, под Волковыском, находятся меловые карьеры — «Белорусские Мальдивы». Рукотворные карьеры, заполненные бирюзовой водой, — очень живописное место, куда мы организовываем экскурсионные туры, — рассказал директор.
Что ещё придаёт санаторию уникальность?
Это источник с эксклюзивной минеральной водой «Ружанская». Она добывается из собственной скважины глубиной 284 м, расположенной в непосредственной близости от святых источников Жировичского монастыря.
Минеральную воду «Ружанская» относят к редкому, нехарактерному для геолого-гидрологических условий Беларуси типу друскининкайских вод. Она используется при лечении многих заболеваний, но также показана и здоровым людям, придает заряд бодрости, жизненных сил и энергии.
Дополнительно для удобства гостей в санатории оборудовали молитвенную комнату, открыли промышленный и продовольственный магазины, сувенирную лавку, комнаты игровых автоматов. А еще есть два зимних сада, два бювета минеральной воды, салон красоты. А еще построили домик-резиденцию белорусской Снегурочки.
Медицина и реабилитация
Медицинское направление также претерпело изменения. Сейчас в санатории ведется прием по таким реабилитационным направлениям, как кардиология, травматология, эндокринология, ортопедия, педиатрия, гинекология, заболевания бронхолегочной системы, предлагаются услуги в области стоматологии, лабораторной, функциональной и ультразвуковой диагностики.
Здесь выполняют более 100 видов лечебных процедур. Приём ведут 15 высококвалифицированных врачей.
— Наш персонал постоянно совершенствует свои навыки, проходит переподготовку, много ездим в ведущие клиники страны, научно-практические центры, учимся, — подчеркнул Владимир Карпечкин.
Сегодня отмечается повышенный спрос на реабилитацию, поэтому благодаря посылу Президента Республики Беларусь Александру Лукашенко родилась идея организовать на базе предприятия реабилитационный центр как раз во время пандемии Covid-19.
— Здание нашего санатория как нельзя лучше подходит для реабилитации в период пандемии: здравница состоит из нескольких корпусов, соединенных друг другом надземными стеклянными переходами, что дает возможность рассредоточения гостей и малую вероятность контактов с большим количеством людей, — пояснил собеседник. — К тому же организована контрольно-пропускная система, исключающая проход на территорию больного человека. Есть и природный фактор: вокруг хвойный лес, фитонциды которого губительны для вирусов. Плюс комплекс мер санитарного характера, санэпидрежим, питание отдыхающих в три смены.
Гости находятся под круглосуточным динамическим наблюдением врача и медсестры. Также круглосуточно дежурят администратор и водитель.
В санатории есть даже свой медицинский мини-стационар, где можно пройти курс медицинских процедур — долечиться и плавно перейти к реабилитации.
Контроль качества услуг
Кроме того, здесь внедрена система контроля качества, основная цель которой — только довольные клиенты.
— Все люди разные: одним по нраву тишина и неспешные прогулки на свежем воздухе, другие предпочитают активный отдых. Как удовлетворить все запросы в рамках одного учреждения? Мы разработали целую концепцию, чтобы все наши гости получали то, что хотят, — подчеркнул Владимир Карпечкин.
За всем этим следит начальник управления маркетинга, качества и организационной работы, а также коллектив горничных и администраторов. Горничные каждый день имеют возможность общаться с гостями, чтобы понять их настроение и выяснить, какие у них есть вопросы. Если горничная сама не может решить проблему, привлекается администратор.
— Если же компетенция администратора не позволяет урегулировать вопрос, в игру вступает администрация. Он будет решен в любом случае, — заверил собеседник.
На территории имеются несколько точек ресепшена для оперативного и качественного управления предприятием. Администраторский каркас практически обеспечивает жизнедеятельность санатория. Лакмусовой бумажкой эффективности такой системы является то, что на сегодня у санатория почти нет негативных отзывов. В Интернете по пятибалльной системе его оценка — 4,9.
Каждая калория на своём месте
Питание — наиважнейшая часть работы, оно также было модернизировано по принципу: «Правильно накормленный, сытый человек — уже довольный человек».
Здесь тоже нужно удовлетворить запросы всех: кто-то любит шведский стол, кто-то предпочитает заказное меню. Было принято решение внедрить комбинированный подход к питанию: шведский стол как основной обеденный зал и заказное меню в кафе ресторанного типа «Панства Хмелю». При этом есть возможность заказать как индивидуальное питание, так и для соблюдающих гипокалорийную диету, при заболеваниях, связанных с обменом веществ.
— Также отдыхающие могут выбрать только завтраки. Это удобно для тех, кто любит позавтракать и потом быть свободным целый день. Гость может в любое время пойти в ресторан и питаться по своему усмотрению, — уточнил Владимир Карпечкин.
В «Ружанском» не намерены останавливаться на достигнутом и постоянно работают над обновлением и расширением меню.
В каждом номере — свой дизайн
В процессе модернизации сейчас находится и номерной фонд здравницы. Более половины номеров реконструированы в соответствии с современными требованиями. Причем их изменяют так, чтобы ни один не был похож на другой.
— Мы хотим, чтобы гость, приезжая к нам снова и снова, всегда попадал в новую обстановку. Разрабатываем дизайн-макет каждого номера, — отметил директор.
Сейчас в санатории могут разместиться до 400 гостей.
Действующая формула работы позволила существенно расширить клиентскую базу с охватом практически всех целевых аудиторий, гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру, обеспечила устойчивость к критическим факторам и дальнейшее развитие. Вышеперечисленные мероприятия в большинстве своем были реализованы в последние годы. Они позволили прийти к высокому европейскому качеству оказываемых услуг при доступных ценах, а здравнице — стать лидером в республике на рынке санаторно-курортных услуг.
Гибкий подход
Санаторий гибко работает с клиентами с разной покупательной способностью независимо от стоимости путевки, набор услуг стабилен. Он включает в себя: питание, лечение, культурно-развлекательную программу, посещение СПА-комплекса. Конечная цена определяется классностью номера. Помимо услуг, включенных в стоимость путевки, «Ружанский» предлагает широкий спектр дополнительных услуг различной направленности, культурно-развлекательных, медицинских, туристических, бытовых и иных видов деятельности. Стоимость пребывания в санатории сделали сопоставимой с затратами на повседневную жизнь.
— Мне кажется, что за последние семь лет санаторий «Ружанский» стал домом для многих белорусов и россиян. Уверен, санаторий на сегодняшний день состоялся не только как коммерческий, но и как социально ориентированный проект, — отметил Владимир Карпечкин.
Подготовила Наталья Ярмоленко
Фото Сергея Лукашова и предоставлены санаторием