Не все оценивается в «кокобаях»: блогер Павел Крамарь рассказал о хайпе, хейте и пути развития
Обожает простую домашнюю еду, не считает себя эталоном и очень скептично относится к демонстрации в соцсетях так называемой «легкой жизни». Самый известный фудблогер столицы Павел Крамарь рассказал в эфире «Радио-Минск» о правильных ценностях, адекватной критике и совместной работе с правоохранителями, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
П. Крамарь — тот, перед чьим визитом вздрагивают, а иногда и мелко крестятся владельцы заведений. Во всяком случае, репутация, по мнению обывателей, у него именно такая. Сам Кокобай смеется: мол, он не доллар, чтобы всем нравиться, но никогда не страдал манией покритиковать просто потому, что захотелось придраться к цвету тарелок.
— Блогу 16 лет, и ни одно заведение после нашего похода не закрылось, — сообщил блогер. — Основная задача — поднимать культуру еды, давать людям пищу для ума. Но не раскритиковать, унизить. Ломать — не строить, и любая критика должна быть конструктивной, а не «фу, у вас тарелка желтая, а я только из черных ем».
Собеседник отметил: оценка строится не только и не столько на основе личных предпочтений, сколько на базе классических рецептур и даже гостов. Условно, тар-тар может быть рубленым (как в немецкой кухне), а может быть пропущенным через мясорубку (как в польской), но основа — сырое мясо с добавлением специй — остается неизменной.
— Котлета не должна быть холодной, макароны — разваренными, мраморная курица — это странно, — перечислил прописные вроде бы истины собеседник. — Если заведение заявляет: мы готовим настоящий том-ям — он таким и должен быть. Безусловно, в каждом ресторане он со своим акцентом — но база неизменна. Что касается сервиса, то всегда оцениваю, как обслуживают гостей за соседним столиком. Часто могу сам подойти и аккуратно, чтобы не мешать отдыхающим, уточнить что и как. Спрашиваю подписчиков, читаю комментарии. Собираю информацию, обрабатываю, и только потом публикую. Бывает, по четыре часа перечитываю пост, чтобы та самая критика была конструктивной.
П. Крамарь заявляет: невкусных блюд нет, есть неправильно приготовленные. И подчеркивает: самая вкусная — простая еда, и она же — самая сложная в создании. Условно, те же драники сделать — искусство: чтобы хрустящие, но не тонкие, как лист бумаги; сочные, но без сырых участков и нужной равномерной консистенции.
— Вообще вкус формируется в детстве, и самым вкусным будет борщ, который готовила мама. А самая вкусная манная каша — та, что с комочками и сахарком присыпанная — отметил Павел, смеясь. — Обожаю простые блюда — холодец, пюрешечку, блинчики, зельц. Всей душой люблю субпродукты, обжаренные, с перцем и соевым соусом.
Блогер рассказывал с таким смаком, что захотелось встать, выйти и пойти готовить те самые куриные сердечки, чтобы потом завернуть их в тоненькие налистники. П. Крамарь явно считает, что для разрыва шаблона маловато информации и добавляет: «Люблю готовить сам, и посуду мыть, и уборку делать».
— Мой личный сорт разрядки и отдыха, — рассказал собеседник. — Готовить для близких — непередаваемое удовольствие. У нас семейная традиция, которую подписчики могут лицезреть в рубрике «Завтраки в родительском гнезде». Прихожу к родителям, готовлю завтрак, папа варит кофе — красота.
Звучит превосходно. И все равно как-то не очень вяжется такая ламповость с образом человека, который ходил с палкой «колбасино» (кофе в батоне вареной колбасы).
— Это намеренная нескучная рубрика, чтобы разбавить все эти тар-тары, рамены, болоньезе, — ответил блогер. — И что уж там, получить трафик вне социальных сетей. «КолбасФино», кстати, за 20 минут собрал 350 тысяч просмотров. А «Салочино» разошелся на 25 миллионов просмотров по всем пабликам.
При этом фудблогер подчеркивает: такие вбросы не хайпа ради, но просто потому, что ему в тот момент это показалось как минимум забавным и необычным. Основной контент — про пользу. Не просто наклепать обзорчик в духе «ой, в Минске открылось заведение с самыми лучшими пирожными».
— Прийти, попробовать и написать — это не обзор, — заключил Павел. — Он не подразумевает освещение только хороших сторон. Например, кофе варят вкусный, но пол в заведении грязный, на подоконнике мухи женятся, и мы не можем об этом умолчать, расхвалив только тонкий помол и оттенки вкуса. Для годного контента нужен опыт, насмотренность и знание рынка, чтобы аргументированно возмущаться или не возмущаться, почему нынче говядина стоит дороже, чем морепродукты.
Проекту братьев Крамарь (а Кокобаев двое, если вы до сих пор не в курсе. — Прим. авт.) 16 лет. Как подчеркнул Павел — долгая, планомерная работа, каких-то резких скачков численности аудитории и свалившейся на голову популярности не было.
— Сейчас миллион подписчиков в Instagram, 130 тысяч в Телеграм-канале, 300 тысяч в TikTok и по остальным соцсетям, суммарно, 50–60 тысяч человек, — собеседник довольно буднично перечислил внушительные цифры. — Причем никогда не ставили задач собрать миллион просмотров или тысячи лайков. К любому контенту подходишь из соображений «нужно это людям или нет?». Ну и с позиции «все пропускаем через призму хорошего настроения». С 23 лет дал себе зарок, что грустить не буду ни при каких обстоятельствах. А все эти кризисы среднего возраста — выдуманная история. Как гласит народная мудрость, праздные руки — кузница дьявола. И скучать, проваливаться в кризис и депрессию, заниматься не тем, чем надо, люди начинают, когда появляется много свободного времени. Утром проснулся, спина не болит, родители живы — что еще для счастья нужно. Когда появляется мысль, мол, все плохо — оглянитесь вокруг и в 99 % окажется, что приукрашиваешь. Все познается в сравнении.
И об этом, сравнении и альтернативах, П. Крамарь рассказывает школьникам вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Речь про эксперимент, который проводят в столичных учреждениях образования. Тема серьезная: «Профилактика наркомании и защита от торговцев людьми, а также правила поведения в интернете». Но официальные тезисы переводят на простой язык, на котором общаются подростки.
— Рассказываем, как в погоне за легкими деньгами и мнимым удовольствием можно потерять буквально все — здоровье, молодость, возможности, будущее, — отметил П. Крамарь. — Приводим примеры, рассказываем про альтернативы. Подчеркну, никто не ставит задачу напугать, но объяснить.
Глобальная проблема соцсетей — трансляция легкой жизни и успешного успеха. При том, что многие пытаются казаться теми, кем на самом деле не являются. И ликбез, который мы проводим совместно с правоохранителями, нужен сегодня как детям, так и многим взрослым — по инфантильности многие могут дать фору подросткам.
Напоследок просим оценить Минск. Собеседник сначала возмущается, мол, нельзя все измерять в «кокобаях»: людей, города. Но немного поломавшись заявляет: 10 из 10.
— Мне важна безопасность, спокойствие, возможность развиваться в своем темпе и все это есть в нашей столице, — заявил Павел. — Отдельный плюс в том, что и Минск, и Беларусь движутся по своему пути развития, а не слепо копируют примеры близких и дальних соседей — мол, «о, давайте все застроим небоскребами»! Мы сохраняем свои традиции и ценности, преумножая их, и это классно. Бывал во многих городах и странах, но через три дня всегда хочется взять билет в Минск: дома лучше.
Фото Сергея Мицевича
Читайте также:
- Хайпа ради? Минский агроблогер разводит редких животных и высаживает ягодные плантации
- «Хочется оставить после себя след». Блогер Дмитрий Жих — о своем пути и целях
- «Пропагандирую гедонизм»: блогер-предприниматель Иван Бондарев — о балансе и ЗОЖ без головной боли
- Из Африки с любовью: минчанка рассказала о жизни на другом континенте и о том, почему вернулась домой
- Блогер Елена Глод рассказала, какой контент нужен белорусам
Смотрите также:

