Не все так просто: с какими трудностями столкнулись метростроители при создании третьей линии
В Минске продолжается строительство третьей ветки метро. С какими трудностями сталкиваются ее строители — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото БЕЛТА
Тоннели и станции
— На этом участке третьей линии наш коллектив начинал с возведения перегонных тоннелей между станциями «Ковальская Слобода» и «Аэродромная», затем занялись второй из них, где провели около 80 % строительно-монтажных работ, — рассказывает заместитель директора — главный инженер СМУ-2 Владимир Довгаль. — Заканчивали ее коллеги из Тоннельного отряда № 1. Наше управление стало генподрядчиком конечной станции «Слуцкий Гостинец» (ее длина вместе с тупиками — 500 м) и депо «Слуцкое». Сотрудники СМУ-2 возводили также соединительные ветки, оборотные тупики и множество притоннельных сооружений. Без них полноценное функционирование подземки невозможно. По сути, каждый новый станционный комплекс уникален по дизайну, конструкции, технологическим решениям. Так, при строительстве монолита «Слуцкого Гостинца» проектом предусмотрена система водопонижения, поскольку в этой местности высокий уровень грунтовых вод. Хотя сама станция открытого залегания всего 10–12 м. Проведя такие мероприятия, поняли: их недостаточно. Пришлось приложить дополнительные усилия, что потребовало больше времени и средств. Глубже не копали — снимали верхний слой грунта и замещали его щебеночным основанием, а затем бетонировали и проводили гидроизоляцию.
Впервые в истории столичного метростроения на станции «Слуцкий Гостинец» применили крепление котлована шпунтовым ограждением. Оно востребовано в мостостроении при сооружении опор в руслах рек.
Приобрели чешский шпунт Ларсена, который со временем окупит себя за счет многократного использования.
Стройка с запасом
Особенности возведения подземки в том, что оно проходит в плотной городской среде. Поэтому нюансы возникли и с депо «Слуцкое», занимающим 17 га. Эту территорию требовалось освободить от находившихся на ней сооружений, принадлежавших различным предприятиям.
В их числе был парк грузового транспорта № 5. Все обветшалые административные и производственные здания снесли под фундамент. Затем провели вертикальную планировку. Рельеф в этой местности имеет ощутимые перепады, а все объекты депо должны были находиться на абсолютно ровной площадке. Требовалось создать подпорные стенки и построить около 20 сооружений различного предназначения. Наиболее крупные из них — 7-этажный административный корпус и отстойно-ремонтный на десять поездов. В дальнейшем его расширят минимум на такое же число подвижного состава. Возвели также здания тяговой подстанции (сердце объекта) и пост электроцентрали — его мозг. В общем, все как на действующих в Минске электродепо. К тому же в «Слуцком» еще заложены перспективы роста.
Памятные страницы
В августе 2025-го исполнится четверть века с того момента, как Владимир Довгаль трудится в СМУ-2.
Устроился сюда после окончания БГПА (специальность «инженер-строитель»). Начинал мастером на продлении Автозаводской линии от станции «Пушкинская» до «Каменной Горки». Потом был заместителем начальника участка № 11, заместителем главного инженера. Последние два года работает в нынешней должности. Первой станцией для него стала «Спортивная», а в целом участвовал в создании семи, и каждая — памятная страница в трудовой биографии. В послужном списке Владимира Довгаля немало отличий, а в 2020-м его удостоили нагрудного знака Союза строителей Беларуси «За заслугi ў будаўнiцтве».
— Продолжается подготовительный период возведения нового участка Зеленолужской линии на четыре станции, — отмечает Владимир Михайлович. — Он включает в себя вынос инженерных сетей, создание транспортных объездов и усиление зданий, находящихся вблизи трассы метро. Снесены два дома на проспекте Машерова и корпус мебельной фабрики на улице В. Хоружей. сформирован котлован под монтажно-щитовую камеру для проходческого комплекса «Алеся». Вскоре он должен стартовать от станции «Парк Дружбы народов» в сторону «Юбилейной площади». Подготовительный этап разделен на шесть участков. СМУ-2 вместе с субподрядчиками ведет два из них протяженностью около 2 км в районе будущих станций «Комаровская» и «Переспа». Застройка в этой части города старая, потому перекладка сетей не обходится без проблем: часть из них уложена еще в середине прошлого века, следовательно, не все отмечено на картах. При выносе коммуникаций тесно сотрудничаем с эксплуатирующими их организациями: «Минскими тепловыми сетями», «Минскэнерго», «Минскводоканалом» и «Белтелекомом».
Непростая задача на этом участке Зеленолужской линии — переход реки Свислочи. Опыт в таком деле метростроители получили еще при возведении Московской линии. Потребуется усилить русло реки путем сооружения монолитной плиты. Под ней сделают бетонную подушку толщиной 1 м и размерами 20 х 20 м.
Справочно
В сентябре планируют приступить к строительству закрепленных за СМУ-2 станций «Комаровская» и «Переспа», которое взаимосвязано с «Алесей». Вскрытие котлована смогут произвести только после проходки щитом первого тоннеля.