Неистовый темперамент и полное погружение в роль. Вспоминаем приму Купаловского — Лилию Давидович
Лилия Давидович прославилась, сыграв главную роль в «Людях на болоте», и в 40 лет стала народной артисткой БССР. Какой она была, прима Купаловского театра, — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Забытые в степи
В 1960-м, будучи зачисленной в труппу Купаловского театра, молодая актриса шла домой после репетиции. Увидела, что возле здания цирка в овощном киоске торгуют бананами. Купила связку. И, решив удивить маму, отправила фрукты в Несвиж. Через некоторое время получила письмо: «Лілічка! Зварылі мы твае бананы. Леташняя бульба. Расклеялася. Да таго ж салодкая. Крухмал ў ёй састарыўся. Забараняю табе ёсць гэтую гадасць!»
Родилась Лилия Михайловна в 1936 году в Гродно. Город тогда временно входил в состав II Речи Посполитой. Удивительное свойство детского ума впитывать все услышанное как губка! Актриса никогда позже толком не говорила на польском. Но спустя 50 лет, в 1995-м, Купаловский театр отправился на гастроли в Белосток и Люблин со спектаклем «Идиллия». Театральная дива под аплодисменты сыграла роль Уршули почти целиком на польском языке, без акцента!
После Великой Отечественной Лилия окончила культпросветучилище в Гродно.
По рекомендации отправилась в минский театральный институт (ныне Белорусская государственная академия искусств). Однако не прошла даже собеседование. Вернулась в Гродно и продолжила играть роли в самодеятельном театре. На подобные коллективы тогда была мода, залы заполнялись публикой.

«Русские люди», 1963 год
В 1956 году на смотре художественной самодеятельности в Минске на Давидович обратил внимание педагог Константин Санников. Он привел дарование в театральный институт, чтобы показать ее умения студентам-третьекурсникам. Среди них были Геннадий Овсянников, Мария Захаревич и другие будущие звезды отечественной сцены. Лилия не растерялась, сразу распорядилась, как правильнее расставить декорации для своих мизансцен, в которых она исполнила сразу несколько ролей. Все присутствовавшие подумали: «А зачем ей вообще учиться, если она и так все знает?» Тем не менее Давидович пришлось идти на первый курс.
Сдав экзамены экстерном после второго курса, с малым актерским студенческим коллективом, несколькими музыкантами и циркачами она отправилась на целину. Жили в степи в теплушке, заставленной нарами. Концерты проходили на полевых станах. Поскольку уборка урожая не прекращалась даже ночью, в свете фар давали представления для механизаторов, чтобы те не уснули. А когда не хватало рук, получали валенки, фуфайки, лопаты и помогали грузить зерно на элеваторе. Так прошло все лето. В сентябре выяснилось: местное начальство забыло о ребятах. Им пришлось идти пешком десятки километров, чтобы добраться до станции и уехать в Минск.

Сцена из спектакля по пьесе «Рядовые»
Автор прослезился
Блеск и живость во взгляде Л. Давидович не угасали до последних дней. Но главное — характер. В ее семье о раскулачивании, ссылках, репрессиях знали не из сторонних рассказов. Отчасти из-за этого сформировались воля и стойкость бойкой актрисы.
С первых дней на сцене ей предлагали крупные роли. Самый знаковый тогда образ — Анна в «Людях на болоте» по произведению Ивана Мележа. Партнером по площадке стал молодой Геннадий Гарбук. На премьере автор романа о любви, земле, кулаках, партийцах прослезился. В 1966 году Белорусское телевидение создало телеверсию постановки. Сейчас в это сложно поверить, однако в тот период телеспектакль сделал Лилию и Геннадия знаменитыми. Его широко обсуждали. 30-летняя Давидович получила Госпремию БССР. А в 1975-м, когда ей еще не исполнилось 40 лет, актрису удостоили звания народной артистки БССР.
Лилия Михайловна никогда не была конформисткой. Рубила с плеча на репетициях и худсоветах, что не всегда способствовало карьере. Имела обостренное чувство справедливости. Была крайне требовательна к себе. Однажды спектакль «Люди на болоте» решили показать в Москве. Накануне Давидович родила сына. Взяв с собой маму, поехала в Белокаменную. В промежутках между сценами бегала кормить грудью новорожденного. Сыновей у Л. Давидович и ее супруга, журналиста-международника Игоря Дылевского, двое — Егор и Олег.

Сцена из спектакля «Черная панна Несвижа»
Все это рок
Ролей в театре у Лилии Михайловны более 70. Многие поклонники приписывают ей амплуа королевы. На самом деле в королевских одеяниях она появилась на площадке лишь однажды — в спектакле «Черная панна Несвижа» (2000). Зато зал сотни раз взрывался от смеха, когда видел ее в роли Агаты в «Павлинке». Коллеги говорят, что Давидович старалась не пользоваться актерскими наработками и ремесленными штампами, а каждый раз проживала все на сцене, включая внутренний надрыв персонажа. По-другому не могла. И это выжигало ее изнутри.

С Алексеем Дударевым
Рамок профессии Лилии Михайловне было мало. В определенный период она стала парторгом театра. Добивалась для коллег квартир, званий, премий. Сторонний человек скажет: серьезная, претенциозная партийная дама. Это далеко от истины. В начале 1990-х автору этой статьи в юном возрасте посчастливилось подрабатывать звукорежиссером в Купаловском. Со спектаклем постановщика Нины Пискаревой по пьесе Михаила Задорнова «Последняя попытка, или Хочу вашего мужа» колесили на микроавтобусе по городам и весям Минской, Витебской, Гродненской областей. Трое актеров (Л. Давидович, Николай Кириченко, Евгения Кульбачная), я, водитель и импресарио Игорь Ларченко. Лилия Михайловна всегда была заводилой. В дороге ее рассказы не иссякали. А еще она, неожиданно для нас, просила шофера включить на полную громкость композиции групп Queen и «Парк Горького» (знаменитую Moscow Calling). Сидя в автомобильном кресле, подпевала и входила в кураж, как на рок-концерте. Эта музыка не из ее поколения попадала в неистовый темперамент актрисы. По вечерам после показа постановки иногда устраивали скромный банкет с коньяком. Давидович не ограничивала себя, но никогда не хмелела. Оставалась в центре внимания. Утром Лилия Михайловна, всегда подтянутая, ухоженная, с лучезарной улыбкой, выходила из своего номера, и мы вновь отправлялись в дорогу!
Народная артистка БССР ушла из жизни в 2002 году в возрасте 65 лет. И зрители, и те, кто знал Л. Давидович лично, вряд ли смогут забыть эту очаровательную и энергичную женщину.
Фото из интернета и БЕЛТА
Еще материалы рубрики:
Бильярд на деньги и «Морской бой» по 15 копеек. Вспоминаем, как развлекались в СССР
Владивосток — Негорелое. История поселка, ставшего символом событий, разделивших Беларусь в 1921 г.
Что изменилось после воссоединения Западной Беларуси и БССР в 1939 году