Неприметные люди. Вклад геодезистов и дешифровщиков в Победу сильно недооценен
В годы войны к тем, кого считали сугубо кабинетными работниками, «прилипло» немало нелестных прозвищ. Наряду с этим многие из них погибли или получили ранения, вовсе не склонившись над своими письменными столами, а на полях сражений. Кто эти люди и почему их вклад в Победу недооценен, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Разгадать код
От них требовались не только большие знания, но и порой подлинный героизм. Возложенная мера ответственности неизмерима. Взять, к примеру, такую профессию, как криптограф. Попросту – шифровальщик или дешифровальщик. Уже осенью 1941 года в самый тяжелый, начальный период войны перед битвой под Москвой советские криптографы наладили дешифрование японских правительственных телеграмм. Из этой информации стало понятно, что Япония не собирается в ближайшие месяцы нападать на СССР. Поэтому в Кремле приняли решение перебросить с Дальнего Востока и Забайкалья десятки дивизий, тысячи танков и самолетов в район боев за столицу. Японский шифр вскрыли Борис Аронский и Сергей Толстой. Они пришли на шифровальные курсы еще в начале 1920-х годов.
В полевой боевой обстановке противник применял более простые криптографические средства. Против них действовали наши дешифровальные отделения на фронтах. Именно они, взломав коды, узнали, что северо-западнее и южнее Сталинграда на замену немцам выходят итальянские и румынские части. И тогда 19 ноября 1942 года началось победное контрнаступление — переломный момент в войне. К концу ноября 1942 года криптографы взломали более 50 тыс. фашистских шифротелеграмм.
К моменту Курской битвы отечественные специалисты смогли создать систему засекречивания телефонных переговоров, недоступную для дешифрования противником. Благодаря этому командующие фронтами и армиями связывались друг с другом и со Ставкой по телефонам, не опасаясь утечки информации. Это произошло благодаря Владимиру Котельникову, стоявшему у истоков советской секретной радио- и телефонной связи.
Еще до войны в СССР появились первые шифровальные машинки для штабов. Например, М-100 «Спектр». Главным ее недостатком был вес — 141 кг. В условиях фронта мобильность существенна. Поэтому была изобретена альтернатива — К-37 «Кристалл». Она весила 19 кг, а цифры обрабатывала в пять раз быстрее. К сожалению, в первый же год войны один из 150 выпущенных аппаратов захватили фашисты. В связи с этим на Западном фронте ее перестали использовать. Но на Дальнем Востоке на ней работали до 1945 года. Случаи взлома сообщений неизвестны. Аппарат разработал Владимир Рытов.
Основной источник
Еще одна неприметная профессия — военный топограф. Вроде бы штабной работник, но в условиях постоянно изменяющейся ситуации, переноса линий фронтов карты нужно было обновлять ежедневно для выработки дальнейшей тактики войск. Малейшая неточность или ошибка топографа могла привести к катастрофе. Ведь топографические карты — основной источник информации при командовании войсками.
В предвоенные годы в армии шли мощные преобразования. Военно-топографический отдел Генштаба (ВТО ГШ) в 1939 г. стал Военно-топографической службой (ВТС). Увеличили численный состав.
В 1939–1940 гг. в приграничных районах восстановили топографические отделы (ТО), которые были упразднены в 1936 году. На западе Белоруссии, Украины, в Прибалтике развернули три геодезических, 10 топографических, три моторизированных топографических и два аэрофотосъемочных отряда. Общее количество карт, находившихся на складах, к лету 1941-го превышало 550 млн экземпляров. Например, в Прибалтике насчитывалось 58 млн экземпляров.
После 22 июня 1941 года военно-топографическая служба наравне с другими несла большие потери. В плен попали две картографические части в Минске и Риге. Также в белорусской столице в руках у немцев оказался склад карт. Удивительно, как он не сгорел под бомбежками 24–26 июня. Подразделения топографов в самом начале войны потеряли 148 офицеров, 1 127 солдат и сержантов и 15 гражданских служащих. Кажется, что на фоне общей трагедии цифры не шокирующие, но речь идет об узких специалистах.
Уже к августу в Свердловске и Саратове открыли две новые военно-картографические фабрики. Сформировали 21 новый отряд топографов при 6 фронтах. Систему обеспечения картами войск восстановили.
К 1942 году по фронтам колесил поезд – военно-картографическая фабрика.
Советским топографам приходилось заниматься созданием карт не только советской территории, но и стран, захваченных Германией. При наступлении, продвижении войск на 20–40 км в день происходила систематическая смена комплектов карт другими. С помощью аэросъемки составляли разведывательные карты. Существовали и специфические разновидности. Например, карты местности с уточнениями возможности проходимости танков. Когда речь шла о картах городов, то на них отражали все важные в оперативно-тактическом отношении объекты и детали улиц и домов.
Рассчитать координаты
Неоценима роль и геодезистов, особенно в их помощи артиллерии. Проведение расчетов, необходимых для описания рельефа местности, имеет большое значение, если стрельба ведется не прямой наводкой, а по указанным координатам. Когда местность холмистая, нужно выстроить так называемый теодолитный ход. То есть нанести на бумагу график точек подъемов и спусков с их расстояниями и высотами. Непростое дело, особенно под обстрелом. Ведь для определения координат геодезисты часто шли впереди, как разведчики, с помощью дальномеров выявляли данные и докладывали свои расчеты для нанесения дальнейшего удара.
В Ленинграде, зная топографические особенности города и пригорода, геодезисты располагались на высоких зданиях с биноклями, по вспышкам мгновенно вычисляли места нахождения вражеских батарей, рассчитывали координаты, передавали их своим и гремели точные залпы.
Что ни говори, а вклад в общее дело людей, чьи профессии кажутся на первый взгляд штабными, нельзя недооценивать. О них не писали песен и не снимали фильмов, но благодаря их самоотверженной службе Красная армия приближала нашу Победу.
Еще материалы рубрики:
Объективная история: как кинооператоры создавали летопись Второй мировой войны
В тени советских асов. Как авиатехники помогали сражаться с врагом в Великую Отечественную
По шесть часов на посту в 30-градусный мороз. Как в Великую Отечественную служили регулировщицы
Подводная пехота. Почему водолазы в годы войны ходили по дну рек и морей, как по минному полю
Смотрите также: