Нервная Роза. Как вчерашняя гимназистка стала одним из самых безжалостных комиссаров времен Гражданской войны
Миловидная девушка из Могилева, вчерашняя гимназистка и студентка Лионского университета, стала одним из самых безжалостных комиссаров времен Гражданской войны. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Железная воля
Демон — партийная кличка Розалии Залкинд, которую ей присвоили вовсе не злые языки. Она сама выбрала такой псевдоним, якобы под впечатлением от одноименной поэмы Лермонтова. Ее большевики использовали в качестве шифровальной книги. Хотя свидетели эпохи утверждали: в сердце революционерки не нашлось бы места романтике. Она казалась демоном во плоти, фурией красного террора. Наверное, не случайно застрелился ее муж Шмуль Шмулевич Берлин! Когда в ноябре 1921-го женщина получила должность ответственного секретаря Крымского обкома РКП(б), в регионе полились реки крови. На пленных солдат и офицеров Русской армии Врангеля она не собиралась тратить патроны, потому отдавала приказы топить их в море.
Розалия родилась в 1876 г. в Могилеве в семье купца 1-й гильдии Самуила Залкинда. В раннем возрасте отец отправил миловидную Розу в Киев. Там она училась в женской гимназии, а в 1893-м родитель оплатил ее учебу на медицинском факультете Лионского университета. Именно во Франции, когда девушке было 17 лет, ей в руки попала брошюра с работой Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Видимо, под впечатлением от прочитанного она вступила в РСДРП. В 1896 году Розалия приехала в Киев, где участвовала в издании подпольной газеты «Искра». Лично перевозила через границу материалы для европейских тиражей. В Мюнхене познакомилась с Лениным и Крупской. Девушка стала не просто помощницей, а, как потом говорили, профессиональной революционеркой.
В 1905 г., вернувшись в Москву, Розалия оказалась в гуще событий декабрьского восстания. Многих, кто оказался тогда рядом с ней, поразило хладнокровие, с которым барышня стреляла по царским войскам. Когда стало ясно, что у нее непреклонный характер, ее начали отправлять агентом в регионы для подъема революционного движения. Она действовала на Урале, в Баку. Ее не раз арестовывали. В итоге Розалия трудилась в военной организации РСДРП, поднимала вооруженные восстания рабочих.
Адепт возмездия
После октябрьского переворота 1917 г. и начала Гражданской войны боевой опыт Розалии, носившей на тот момент псевдоним Землячка, решили использовать в войсках. Она возглавила политотделы сначала 8-й, а затем 13-й армии Южного фронта. Деморализованные роты превратились в образцовые, так как нервная Роза карала всех имевших собственные суждения. Как писал один из будущих основателей Татарской Республики Султан-Галиев, видевший стиль ее командования, подчиненные боялись хрупкой дамы в пенсне. С товарищами по партии она не церемонилась. А о классовых врагах и говорить нечего.
В ноябре 1920-го, после отступления с перекопских позиций, войска Врангеля эвакуировались в Болгарию. Однако успели уйти далеко не все, тем более оставалось немало местного населения, служившего у «беляков». Войдя в состав Крымского ревкома вместе с венгерским коммунистом Белой Куном, Землячка пригласила Троцкого в Симферополь. А тот полушутя сказал, что прибудет, когда в Крыму не останется ни одного белогвардейца. Роза и Бела восприняли сказанное буквально. Но возникла сложность. Вчерашние белогвардейцы, естественно, не ходили в форме царской армии, а определенные переквалифицировались в советские управдомы и перекрасились в красный цвет. Правда, в ревкоме имелись фрагменты списков армии Врангеля, перехваченные в период бегства противника. Розалия пошла на уловку: предложила устроить поголовную перерегистрацию мужского населения, угрожая за неявку расстрелом. В результате зимой 1920-1921 гг. расстреляли 96 тыс. человек. Лично Кун из пулемета уничтожил в Севастополе свыше 8 тыс. граждан. Данные о количестве расстрелянных публиковали в газете «Известия временного Севастопольского ревкома» для острастки противников новой власти.
На окраинах Симферополя стояло зловоние, так как трупы не закапывали либо только слегка присыпали их землей. Курсанты местных кавалерийских курсов ходили к ямам за Воронцовским садом и булыжниками выколачивали золотые зубы из ртов убиенных.
До Москвы долетали жалобы, что Землячка уничтожает мирное население без разбора. Однако Ленин был ею доволен, вручил Розалии орден Красного Знамени, считая адептом справедливого возмездия. Кстати, она стала первой женщиной-орденоносцем в СССР.
Другая версия
В апреле 2021 г. в еженедельнике «Аргументы и Факты» вышел материал автора Константина Кудряшова. Он утверждал: все зверства Землячки являются вымыслом публициста Сергея Мельгунова. В октябре 1922-го тому удалось эмигрировать за границу, где через год он издал книгу «Красный террор в России». В ней не только факты, но и слухи, в том числе о Розалии. В Крыму-то он не присутствовал в 1920-м.
В статье Кудряшова приводится цитата председателя Военно-революционного комитета Таврической губернии Семена Крылова, истинного участника крымского террора. Он вспоминал: от нечисти Крым чистили ударная группа Особого отдела Южфронта, Особотдел 46-й дивизии и Реввоентрибунал. Также он с умилением рассказывал, что бойцы 46-й дивизии, как он выражался, «безобразничали» больше всех и часто ставили к стенке тех, кто не имел отношения к армии Врангеля. Ни ревком, ни Крымский обком РКП(б), где работала Землячка, никак Крыловым не упоминается. В этой же обеляющей версии утверждается, что партийные органы не были уполномочены ликвидировать врагов, а занимались хозяйственными и идеологическими вопросами.
Сторонники реабилитации Розалии отыскали ее письма в Москву. В них революционерка жалуется на террор в Крыму и сетует, что без ее просьбы к ним командируют «шкурников в погонах», которые занимаются пьянством, грабежами и расстрелами, мешая созданию всероссийской здравницы. Чтобы прекратить беспорядки, она добилась назначения на должность коменданта Крымской ЧК своего приятеля — будущего знаменитого полярника Ивана Папанина, обуздавшего всех, кто на каждом деле писал резолюцию «Расстрелять». Один из молодых землемеров, спасенных им перед самым расстрелом в Симферополе, спустя 35 лет подошел к Папанину в гостинице «Москва» и спросил, помнит ли он, как тот вытащил его и друзей из-под дул пистолетов. Незнакомец оказался одним из создателей советского атомного проекта Игорем Курчатовым!
Ангелом или демоном революции была Розалия Самойловна, рассудит история. С конца 1921-го она трудилась в Москве в разных контрольных комиссиях, комитетах по чисткам партийных рядов, что в 1930-е подразумевало причастность к тому, что позже назовут репрессиями. В 1939-1943 гг. занимала пост заместителя председателя Совнаркома СССР. В доме на Набережной, известном как правительственный, жила в квартире на одной лестничной площадке с Хрущевым. Скончалась в 1947-м на 71-м году жизни. Ее имя часто фигурирует в кино. Например, в ленте Никиты Михалкова «Солнечный удар» по мотивам рассказа и дневников Бунина Землячку сыграла российская актриса Мириам Сехон. Получается, зло все же имеет свое очарование.
Еще материалы рубрики:
«Криминальная Россия» ХХ века: как жил и работал сыщик Аркадий Кошко