Невролог назвал болезни-провокаторы развития инсульта


Инсульт — это всегда вторичное заболевание, следствие наличия в организме определенного хронического недуга, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» заведующий отделом неврологии и нейрохирургии Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, главный внештатный ангионевролог Минздрава Сергей Марченко.

По словам специалиста, у здоровых людей инсульт не случается.

Профилактика острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) — это в первую очередь своевременное выявление болезней-провокаторов, — отметил С. Марченко. — «Киты», на которых держится развитие инсульта — артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головного мозга, различные болезни сердца, чаще всего — нарушения сердечного ритма (перебои с сердечным ритмом могут приводить к образованию тромбов, которые нарушают кровообращение в головном мозге. — Прим. авт.), инфаркт миокарда. К «убийцам» сосудов относится сахарный диабет, так как повышенное содержание сахара в крови вызывает ломкость и хрупкость стенок сосудов, в результате чего возрастает вероятность их разрыва.

Невролог также перечислил другие факторы риска развития болезни, приводящей в ряде случаев к инвалидности. Среди них — курение, злоупотреблением алкоголем и психоактивными веществами. Что касается половой принадлежности, то в молодом возрасте инсульт чаще встречается у мужчин, в пожилом и зрелом — у женщин. И связано это с тем, что многие представители сильного пола не доживают до 70–90 лет.

Что касается генетической предрасположенности к развитию инсульта, то нужно быть в курсе, чем болели мама, папа, дедушки и бабушки, — предупредил С. Марченко. — При этом о плохой наследственности следует задуматься не в 50–60 лет, а когда ты еще молод.

Фото Тамары Хамицевич

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Где в Минске установлены спидкамы 27 октября

Спидкамы работают на 13 участках столичных дорог 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Радары установлены на МКАД (90, 100 км/ч), пр. Независимости (60, 80 км/ч), Дзержинского (60, 70 км/ч), Партизанском и Жукова (60 км/ч). Соблюдение скоростного режима также проверяют на ул. Притыцкого, Маяковского, Ванеева, Орловской и Домашевской (60 км/ч).

В ГАИ просят водителей быть внимательными, соблюдать скоростные ограничения и учитывать погодные условия.

Литва снова закрыла пункты пропуска на границе с Беларусью — теперь уже на неопределенное время

Литва в очередной раз закрыла два контрольно-пропускных пункта (КПП) на границе с Беларусью, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

граница литва

Фото ГПК

В сообщении литовского национального центра управления кризисами сказано, что пограничные переходы в деревне Мядининкай (Каменный Лог) и районном центре Шальчининкай (Бенякони) будут закрыты на неопределенное время.

Напомним, что Литва закрывала границу 22, 25 и 26 октября. По информации ТАСС, это связано с вынужденным закрытием Вильнюсского международного аэропорта из-за появляющихся в его контрольной зоне метеозондов, перебрасывающих в страну контрабандные сигареты. Аэропорт закрывался две ночи подряд (на субботу и воскресенье) и три раза за неделю. С проблемами столкнулись более 14 тыс. пассажиров, 95 рейсов были задержаны, отменены, направлены в другие города либо возвращены в начальный пункт полета.

Как долго будет закрыта граница с Беларусью, неизвестно. Этот вопрос будет рассматривать литовская правительственная комиссия по нацбезопасности 27 октября.

Травяные чаи и отвары: как поддержать иммунитет без таблеток

В сезон простуд и вирусов особенно важно поддерживать иммунитет. Вместо таблеток можно использовать натуральные средства — травяные напитки. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у заведующей Городским центром здоровья Снежаны Кавриго, какие травы действительно помогают и как правильно их готовить.

Почему травы — не панацея, но отличный помощник для иммунитета

Укреплять иммунитет лучше комплексно: здоровое питание, сон и движение — это база.

Травяные чаи не заменят лекарств, — объяснила С. Кавриго. — Но они могут стать отличным дополнением, которое поможет организму легче справляться с инфекциями.

Особенно полезны эхинацея, шиповник, зверобой, ромашка, мята, липа, имбирь и лимонник — в них много витаминов и веществ, которые стимулируют иммунитет. Еще в сезон простуд актуальны череда, календула, малиновый лист и липовый цвет — они обладают противовоспалительным и успокаивающим эффектом.

Чай, настой или отвар? Как получить максимум пользы

Правильный способ приготовления напрямую влияет на пользу травяного напитка.

Чай — это напиток, который быстро заваривают, он дает мягкий эффект. Для настоя нужно залить травы горячей водой и выдержать 10–20 минут, такой вариант сохраняет больше витаминов и полезных веществ. Отвар, где травы кипятят, особенно актуален для более твердых частей растений, корней и коры, так выделяется максимальная концентрация полезных компонентов.

Важно: слишком горячая вода убивает витамин C, — предупредила специалист. — Чтобы сохранить максимум полезного, лучше заливать ягоды и листья водой температуры около 80 °C и держать в ней 10–15 минут.

Как травы помогают иммунитету работать лучше

Травяные чаи влияют на иммунитет через витамины, минералы, фитонциды и эфирные масла. Малина насыщает организм витамином C, который помогает активировать иммунные клетки. Ромашка и мята снимают воспаление и борются с микробами.

Антиоксиданты в травяных напитках снижают стресс, который ослабляет иммунитет, — рассказала С. Кавриго. — Например, эхинацея дополнительно стимулирует защитные клетки, повышая готовность организма к борьбе с вирусамми.

Важно понимать, что у каждого человека индивидуальная реакция на растения. Например, имбирь полезен при простуде, но может вызвать изжогу у чувствительных людей, а шиповник отлично насыщает витаминами, но при гастрите требует осторожности.

Травяные чаи можно сочетать с витаминами и лекарствами, но важно учитывать некоторые нюансы: например, зверобой снижает эффективность ряда лекарств. Всегда нужно уточнять совместимость у врача.

Как не навредить себе

Покупать травы нужно в аптеке или у проверенных производителей. Следует помнить и о сроке годности растений. Не стоит злоупотреблять травяными стимуляторами — больше количество может привести к перегрузке иммунитета и аллергиям.

— Оптимально чередовать активные травы, такие как эхинацея и имбирь, с мягкими успокаивающими — ромашкой и липой, — посоветовала эксперт.
Для детей и пожилых лучше выбирать малину, шиповник, ромашку и липу.

С. Кавриго поделилась рецептом полезного чая. Для его приготовления необходимо взять по чайной ложке ягод шиповника и листьев малины. Добавить половину чайной ложки цветков липы. Залить смесь 200 мл горячей воды и настаивать 15 минут. Получившийся напиток нужно пить теплым, 2–3 раза в день.

Такой чай — это мягкое средство для укрепления иммунной системы в сезон простуд, которое не перегружает организм, но помогает поддерживать его в тонусе. Главное здесь — не пытаться добиться «супериммунитета» за счет трав, а использовать их как дополнение к правильному питанию, движению и отдыху, — отметила специалист.

Кто зарывал свой талант в землю и зачем сыр катали в масле? Узнали о происхождении фразеологизмов

Оказывается, фраза «уйти по-английски» связана с французскими дезертирами, а зарытый в землю талант — с евангельской притчей. О происхождении известных фразеологизмов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото freepik.com

«Уйти по-английски»

Так говорят, когда кто-то уходит, не попрощавшись. Сперва может сложиться впечатление, что это попытка пристыдить англичан: мол, те не следуют правилам этикета. Однако они, наоборот, отличаются обходительностью. Согласно одной из версий, появилось выражение во времена Семилетней войны 1756–1763 годов. Основными противниками в ней были англичане и французы, которые из-за вражды любили друг над другом подшучивать. Во время войны стало стремительно расти количество случаев дезертирства во французской армии. Именно это и стало основанием для появления выражения «уйти по-французски» (его употребляли англичане в отношении противников). Чувства последних, разумеется, были задеты. Поэтому французы стали в отместку использовать выражение «уйти по-английски» — заимствовали шутку.

В дальнейшем фраза стала крылатой. Ее использовали в отношении тех, кто уходил со светских мероприятий, не попрощавшись с хозяевами и гостями. Также выражение применялось, чтобы пристыдить тех, кто удалился с дамой или не смог откланяться, так как находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.

«Как в воду глядел»

Выражение означает предвидеть, предугадать что-либо. А его происхождение связывают с гаданиями, которые были популярны на Руси. В те времена воде приписывали магические свойства, поэтому она часто использовалась в качестве инструмента, якобы позволяющего заглянуть в будущее. Так, люди гадали на кругах, которые появлялись на глади, когда в воду бросали камни, пытались увидеть в отражении своего суженного, кидали в речку венки на праздник Ивана Купалы и т. д.

«Катается как сыр в масле»

Фразеологизм употребляется, чтобы подчеркнуть чью-либо безбедную и беззаботную жизнь. А его происхождение восходит к старинному «лайфхаку», связанному с хранением сыра. Чтобы продукт не черствел, его клали в кадушку со сливочным маслом, которую потом закрывали и перекатывали из стороны в сторону. Масло впитывалось в сырную корочку — это задерживало испарение влаги и вытапливание жира из сыра, в связи с чем продукт дольше оставался свежим. Так как такую провизию могли позволить себе только люди состоятельные, фразеологизм ныне связан с безбедностью. К слову, первоначальный вариант фразы звучал так: «катает сыр в масле».

«Зарыть талант в землю»

Первоначально выражение означало зарыть в землю ценный предмет. Дело в том, что талантом в древние времена называлась самая крупная денежно-счетная единица Древней Греции, Вавилона и Персии. Визуально — кусок серебра весом приблизительно 30 кило. И согласно евангельской притче, кое-кто действительно закопал ценный предмет.

Поучительный рассказ повествует о человеке, который отдал рабам на сохранение свои таланты. Двое из них решили отдать их взаймы под проценты. В результате они двукратно приумножили свои таланты, чем хозяин остался очень доволен. А вот третий раб получил выговор, потому что просто закопал предоставленный ему кусок серебра в землю. С тех пор о человеке, который обладает чем-то эксклюзивным, но не реализует потенциал, говорят «зарывает талант в землю».

«При царе Горохе»

Выражение используется для того, чтобы подчеркнуть давность тех или иных событий. Согласно одной из версий, фразеологизм восходит к русскому фольклору, в котором был такой персонаж — Царь Горох, добрый, но не очень умный правитель. Считается, что жил он очень давно.

Другая версия происхождения выражения связана с гороховой кашей. Раньше она была достаточно популярным блюдом. С течением времени есть ее стали реже. Поэтому времена пика востребованности каши отсылают нас к старине.

Есть и еще одна теория: «горох» в этой фразе — искаженное «Грох» (эвфемизм для бога Перуна). Соответственно, выражение могло означать «времена, которые были еще до Перуна».

В каких сферах в Минске самые высокие зарплаты

Лидером в зарплате по видам экономической деятельности в столице в сентябре 2025 года оказалась сфера информации и связи — 6 710 рублей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления г. Минска.

Речь идет о номинальной начисленной средней заработной плате, а именно о сумме, которая начисляется до вычета налогов и взносов.

Далее идут финансовая и страховая деятельность (4 579,7 рубля), строительство (4 341,3 рубля), профессиональная, научная и техническая деятельность (3 962,7 рубля), сельское, лесное и рыбное хозяйство (3 435 рублей).

Номинальная начисленная средняя зарплата в транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности составила 3 361,6 рубля, в промышленности — 3 355,6 рубля, в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов — 3 227,1 рубля.

В общем средняя зарплата работников столичных организаций в сентябре составила 3 620 рублей.

Минздрав: в Беларуси зафиксирован низкий уровень заболеваемости ОРИ

В октябре этого года в Беларуси отмечается низкий уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями (ОРИ). Об этом рассказала начальник отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения Инна Карабан, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Фото Depositphotos.com

По словам специалиста, по сравнению с сентябрем уровень заболеваемости ОРИ снизился. Это во многом связано с тем, что в первый месяц осени дети идут в школы и детские сады, и начинают передавать инфекции друг другу, родителям и т.д. В это время, по сравнению с периодом летних каникул, заболеваемость существенно возрастает. Однако затем, как правило, идет на спад.

Поэтому сейчас уровень заболеваемости у нас низкий, — констатировала И. Карабан.

Вместе с тем она пояснила, что промежуток с октября по середину мая традиционно считается периодом подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями, т.к. это холодный сезон. Кроме того, в это время может быть зарегистрирован эпидемический подъем заболеваемости, когда среди населения выявляется более 10 % случаев вируса гриппа. И. Карабан также отметила, что в целом в Беларуси циркулирует более 200 различных вирусов.

На территории «Тростенца» появится музейная экспозиция. Какой она будет

Половину средств, заработанных в Минске на республиканском субботнике, направят на создание информационного центра экскурсионного обслуживания мемориального комплекса «Тростенец» с постоянной тематической экспозицией. Какой она будет — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Как рассказали в Белорусском культурном центре духовного Возрождения, проект разработан под эгидой Союзного государства России и Беларуси. В его создании участвовало много специалистов, в том числе из художественной студии «Невский баталист» (Санкт-Петербург) и анимационной студии видео и графики «Красный квадрат» (Москва).

Информационный центр разместится в существующем здании на улице Селицкого, 82, которое потребуется реконструировать под новое назначение (ранее там располагался «Белтелеком»).

На 1-м этаже отведено место для необходимой в таком объекте инфраструктуры: под гардероб, туалеты, небольшую административную зону, возможно, под объект торговли, где посетители смогут купить воду, кофе. На 2-м — планируется размещение самой экспозиции и конференц-зала для мероприятий.

Музейная часть начинается с довоенного времени, которое рассказывает о жизни одного из героев минского подполья — врача профессора медицины, Героя Советского Союза Евгения Клумова, который вместе с супругой погиб в Тростенце. Здесь показан его рабочий кабинет в одной из старейших больниц Минска. Далее экспозиция поочередно отражает страницы истории нашего города в период Великой Отечественной: захват нацистами белорусской столицы, создание Минского гетто и лагеря в деревне Малый Тростенец, куда для уничтожения свозили евреев из многих европейских стран. Отдельные залы рассказывают об урочище Благовщина, где в годы войны находились рвы-могилы — места массовых расстрелов узников, и об урочище Шашковка с располагавшейся в нем кремационной ямой-печью.

Задумано, что экскурсанты хронологически проходят путь от мирного времени до периода оккупации и создания лагеря смерти в Тростенце, — рассказывает экскурсовод Белорусского культурного центра духовного Возрождения Екатерина Хмельницкая. — Символический железнодорожный вагон, машина-душегубка в одном из залов отражают страшный конвейер уничтожения людей. Известно, что нацисты построили узкоколейку от железнодорожного вокзала Минска в Тростенец, чтобы вагоны с будущими узниками приходили прямо в лагерь. Будущая экспозиция, безусловно, вызовет у посетителей сильные эмоции. Например, по проекту здесь есть инсталляция теплицы с розами в человеческий рост. Ее прототипом послужила реальная теплица в лагере смерти, где цветы выращивали, удобряя землю пеплом сожженных людей. Можно увидеть сарай, в который среди бревен складывали погибших узников. В нем будет гореть интерактивный огонь… Все детали восстановлены по реальным рассказам выживших пленников. Помимо трехмерных инсталляций, в каждом зале добавят другие выразительные средства для повествования о происходившем: звук, свет, изображение, даже вибрацию. В экспозиции разместят личные вещи узников, найденные при раскопках.

Музейная часть информационного центра задумана на 12 залов. История, представленная в них, завершается пространством, в центре которого скульптурная композиция «Путь памяти». Она представляет собой фрагмент знака бесконечности, окаймляющего горящую свечу. Символ сформирован из множества переплетенных фигур, словно путь человечества. Непрерывный бег бытия включает и величайшие взлеты, и ужасающие падения — никто не застрахован от повторения страшных моментов истории. И только память дает шанс избежать однажды случившихся трагедий, позволяет почтить память множества людей, от которых в материальном мире не осталось ничего — ни могил, ни даже имен.

Пространство последнего зала дополняет «Стена памяти», где будет содержаться информация обо всех лагерях смерти, находившихся в Беларуси. В специальном поисковике разместят имена и фамилии жертв концлагеря, а в электронной библиотеке — архивные документы, доступные каждому. Финальная часть экспозиции расскажет о геноциде белорусского народа: здесь будут представлены свидетельства преступлений против человечества.

История мемориала

Вместо скромных обелисков, существовавших с 1960-х годов, на территории бывшего лагеря смерти решили построить мемориальный комплекс «Тростенец».

  • 2002 год — Совет Министров Республики Беларусь принял постановление о создании мемориального комплекса «Тростенец».
  • 2014-й — по поручению Президента Беларуси Александра Лукашенко началось строительство комплекса.
  • 2015 год — открытие на улице Селицкого комплекса «Дорога памяти» (руководитель проекта — Анна Аксенова («Минскпроект») и мемориальной скульптуры «Врата памяти» (скульптор — Константин Костюченко).
  • 2018-й — в присутствии президентов Беларуси, Австрии и Германии и других официальных лиц открыта вторая часть мемориала — урочище Благовщина.
  • 2019 год — на улице Селицкого установлен монумент «Массив имен» в память об австрийских гражданах, погибших в Тростенце.

Тростенец был комбинированным вариантом трудового лагеря и места массового уничтожения советских военнопленных, гражданского населения и депортированных из Европы граждан разных вероисповеданий и национальностей. По количеству жертв входит в число восьми самых крупных концлагерей периода Второй мировой войны. Официально признано, что здесь погибли не менее 546 000 человек.

Фото Сергея Мицевича и из архива агентства «Минск-Новости»

Солнечная активность может возрасти в конце октября

Ученые из лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН прогнозируют значительное увеличение активности Солнца. Ближайший всплеск ожидается 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Лабораторию солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ.

солнце

Фото Depositphotos

Специалисты предполагают, что вспышки и выбросы плазмы могут произойти из-за приближения активных областей огромной звезды к Земле.

Уровень вспышек уже к концу октября может достичь оранжевого или самого высокого — красного — уровня. Ученые предупреждают метеозависимых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, о возможном ухудшении самочувствия в дни, когда Солнце будет наиболее активно.

В Минске ожидается дождливая погода 27 октября

Облачность с прояснениями и небольшие дожди ожидаются в столице 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года

Ночью температура воздуха составит от +5 до +7 °С. Днем синоптики обещают +7… +9 °С. Ветер ожидается юго-западный, 5–10 м/с. Вероятность осадков — 80–90 %.

В Беларуси в понедельник будет облачная с прояснениями погода, временами возможны дожди. Ветер южный, юго-западный умеренный, в западных областях — порывистый. Температура воздуха минимальная ночью составит +2… +7 °С, максимальная днем будет в пределах +6… +11 °С.

Художник и архитектор Дмитрий Мохов: зритель должен выйти с фильма или спектакля наполненным

Дмитрий Мохов начинал как архитектор, продолжил как художник кино и театра, в послужном списке которого 11 фильмов и около 300 спектаклей, поставленных по всему СССР. А еще его наследие — большое количество рисунков и фотографий. Сегодня он профессор Белорусской государственной академии искусств, известный мастер и учитель художников театра и кино. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

«Дмитрий Максимович Мохов — многогранная личность в искусстве. Крупный, яркий художник, который создал свой уникальный театр, представленный множеством постановок в разных городах и странах», — так охарактеризовала героя статьи доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская.

— Я уже в школе знал, что буду художником. Чтобы приблизиться к мечте, поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Потом была учеба в Минске. В студенческие годы много путешествовал, объехал Сибирь, Крайний Север, Карелию, Среднюю Азию, — рассказывает Дмитрий Максимович. — Жажда познания была столь сильной, что порой путешествовал нелегально — на крыше вагона поезда (теперь такое невозможно даже представить). В поездки всегда брал фотоаппарат, блокнот и этюдник. Параллельно с учебой в вузе начал работать в кино. А дальше — жизненные университеты. Мне повезло общаться с большими мастерами: драматургами, художниками, режиссерами, композиторами. Они были моими учителями.

Поездка в Среднюю Азию

Советчик королей

— Вы реализовывали себя в разных жанрах искусства: театре, кино, зодчестве. А кем по профессии себя считаете?

— Раньше в наших дипломах писали «художник-архитектор». Точная формулировка, и это как раз про меня. Всегда полагал, что архитектор — одно из лучших образований, синтез изобразительного искусства и науки — математики, физики. Неспроста в давние времена советниками у королей были именно зодчие. Профессия архитектора, к слову, очень понадобилась для работы в кино и театре, чтобы представлять, как выстроить придуманные пространственные композиции. Помню, как начинал работу в кино на съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов нарисовал для съемок город, который не вписывался ни в один закон архитектуры. Но надо было строить, и я это сделал. Декорации, кстати, долго стояли на берегу моря в Ялте. Там были собор, торговая улица, улица ремесленников. Потом оказалось, что территория частная, все постройки снесли.

Декорации к фильму «Житие и вознесение Юрася Братчика»

Кино всегда привлекало меня своим масштабом, когда можно было выйти за пределы замкнутого пространства и возводить города, дворцы, замки. А еще было важно, что художник театра и кино владеет тем, чем не владеют другие художники. Временем! Он может перенести зрителя на 100 лет вперед или назад и показать образ в развитии.

На съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика»

В кино Дмитрий Мохов начинал ассистентом художника-постановщика и декоратором на съемках фильмов «Город мастеров», «Альпийская баллада», «Я, Франциск Скорина», «Сказание о Рустаме». Впоследствии стал художником-постановщиком. В его послужном списке работа над фильмами «Стая», «Краповый берет», «Тум-Паби-Дум» и другими.

Театральная рапсодия

Театральный период в творческой жизни Дмитрия Мохова пришелся на 1970–1980-е. Художник ставил спектакли разных жанров: оперы, балеты, драмы. Разные режиссеры, разные города. Но каждый раз это был поиск образного пространственного решения пьесы.

— В то время я работу не искал, меня искали режиссеры, — вспоминает Дмитрий Максимович. — Спектакли с моими декорациями и костюмами получали призы на международных фестивалях, поэтому режиссеры дорожили сотрудничеством. Заказы были расписаны на два-три года вперед, проходило по пять-шесть премьер за сезон по всему СССР. Помню, было 10 премьер за год, так совпало за счет «переходящих» спектаклей, работа над которыми начиналась сезоном раньше.

«Дом Бернарды Альбы»

— Что для вас в творчестве было отправной точкой?

— Понимание первоисточника: в кино это сценарий, в театре — пьеса, в архитектуре — проектное задание. Именно драматургия рождает образное пространственное решение.

В минских театрах в разные годы шли спектакли Дмитрия Мохова «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Дар», «Зов», «Счастье мое», «Женитьба Бальзаминова», «Человеческий голос», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Евгений Онегин», «Фантазии по Гоголю», «Комедия о Лисистрате», «Гамлет», «Мефисто», «Маленький лорд Фаунтлерой» и другие.

Спектакль «Средство Макропулоса»

— В своей книге «Ностальгия по настоящему», рассказывая о собственной жизни и творчестве, вы пишете, что нельзя делать иллюстрацию пьесы или сценария. Надо искать решение для раскрытия темы.

— Конечно. В пьесе, например, написано: действие происходит высоко в горах. Первое, что напрашивается — нарисовать в декорациях горы. Или нагородить. Это неправильный ход. Сценография может быть условной, при этом главная задача художника — по заданной драматургии найти эквивалент жизненному пространству. Пространству, которое радует или угнетает. Здесь необходимы образ, метафора, символ как поиск решения того главного, что уже вдохновило драматурга на написание пьесы, режиссера — на постановку спектакля, композитора — на создание музыки.

Спектакль «Гамлет»

Дмитрий Максимович вспоминает, как вместе с режиссером Борисом Луценко трижды на разных сценах поставил спектакль «Гамлет». В минском Театре-студии киноактера декорации представляли собой панораму древнего сооружения с наслоениями позднейших культурных эпох, сквозь которые проступали почти утраченные фрески. Полупрозрачный гобелен-занавес создавал условную пелену времени. Так мир шекспировской трагедии обретал неожиданное пластическое решение. В Русском театре на сцене появлялся павильон, напоминающий шекспировский театр «Глобус». В декорации нарочито вводились конструкции из современной архитектуры: большой купол, накрывающий театр-мир, тумбы, турникеты, шведские стенки…

Другой пример — вместе с режиссером Валерием Рубинчиком Дмитрий Мохов работал над спектаклем «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера. Руководствуясь сверхзадачей драматурга о сохранении мира, творческому тандему удалось не иллюстрировать определенную эпоху, а соединить разные времена в самых неожиданных сочетаниях и рискованных столкновениях. Сцена представляла собой кинопавильон, рельсы тележки кинооператора соединяли зрительный зал и подмостки. В декорациях присутствовали фрагменты античных статуй, барельефов. Костюмы с античной основой дополнялись современными элементами, боди-артом, перьями. Звучала музыка современных композиторов. Казалось, играла каждая деталь спектакля, все, что находилось в пространстве сцены.

Балет «Мефисто»

А для балета «Мефисто» в Музыкальном театре сконструировали подъемно-опускную установку «Паук» с длинными шлейфами, необычным цветовым освещением, серебристым покрытием деталей. Это фантастическое зрелище, в котором были загадка и своя философия. При минимуме декораций создавалось пространство для столкновения разных миров, разных жизненных философий.

— Пространство должно быть активным соучастником в действиях актеров. Рациональный, жесткий расчет конструкций на сцене, одновременно экспрессия и поэзия создаваемого пространства определили мой стиль работы в театре. — подчеркивает Д. Мохов.

— Случалось отказываться от постановок?

— Редко. Когда не было творческой совместимости с режиссером и я понимал, что мы по-разному трактуем проблемы драматургии. Когда доводилось слышать: «Старик, ну а чем еще будем удивлять, если не этим?» Как будто театр или кино предназначены только удивлять.

— А для чего предназначены?

— Зритель должен ассоциативно столкнуться с проблемами, которые его задевают в жизни, и выйти после спектакля, фильма эмоционально и ментально наполненным. Но есть, конечно, спектакли сугубо для развлечения.

О времени и о Художнике

— Вы в профессии уже 60 лет. Если сравнивать последнюю четверть прошлого столетия и первую нынешнего, как бы вы их оценили с точки зрения развития культуры?

— Философы говорят, что история человечества движется по спирали, значит, и культура тоже. Для меня последняя четверть XX столетия была временем подъема, своеобразного Ренессанса. Время новой драматургии, новаторской сценографии, если говорить о театре. А сейчас мы находимся на другом отрезке спирали. Это закономерно, так и должно быть. Посмотрим, что ждет нас впереди.

— Ходите сегодня в театр?

— Нечасто. Если намечается премьера, смотрю по фамилиям, кто режиссер, художник, и понимаю, стоит ли идти. Сегодня, на мой взгляд, на высоте кукольные театры: минский, гродненский. Это образцы данного вида искусства.

— «Ностальгия по настоящему» — название стихотворения Андрея Вознесенского стало названием вашей книги и одной из последних персональных выставок. О чем сегодня ностальгирует художник Дмитрий Мохов?

— Я не против прогресса в виде компьютера, искусственного интеллекта, но ИИ подменяет настоящее, это не источник знаний, это копилка. И полагаться на него целиком не стоит. Что касается творчества, тут вообще настораживает «помощь» некоторых современных технологий. Художники перестают что-то делать руками, все за тебя компьютер прорисует. Но ведь истинное произведение рождается от соприкосновения твоей души, твоего нерва к материалу и передается через тонкие колебания, через кончики пальцев в инструмент, которым ты работаешь: в кисточку, карандаш. Искусственному интеллекту это не под силу.

Справочно

Преподавательская деятельность Д. Мохова началась в 1976 году в Минском институте культуры. Дмитрий Максимович был руководителем по сценографии у режиссеров-дипломников. С 2008-го преподает в Белорусской государственной академии искусств. За это время под его руководством были выпущены две группы художников кино. Сейчас обучается очередной набор студентов.

Фото Сергея Лукашова, Юрия Мозолевского и предоставлены собеседником