«Ничего не делать и получать деньги»: плюсы и минусы блогерства
Ведение блогов набирает обороты, аккаунт в социальных сетях становится платформой, где человек выражает себя, находит последователей и имеет возможность зарабатывать. Тем не менее, как и в любой другой сфере, у блогерства есть как положительные, так и отрицательные моменты. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с белорусскими звездами социальных сетей, которые рассказали о своей деятельности.
Несмотря на существующие в обществе стереотипы: «блогер ничего не делает и получает деньги», «блогером может стать каждый», вести аккаунт — непростой труд, требующий времени, материальных вложений, творческого подхода и предприимчивости. Поэтому успешный блог — результат не везения, а совокупности продуманных и систематических действий.
«К блогерству некоторые коллеги относятся со скепсисом»
Юлия Дервис ведет блог с февраля 2022 г., однако на него уже подписано более 6 000 человек. В своем аккаунте девушка рассказывает о буднях учителя биологии и классного руководителя. Даже о трудностях профессии педагога ей удается рассказать тепло и с юмором, а также просто и доступно поделиться опытом. Ведь у молодых специалистов при трудоустройстве действительно возникает тысяча и один вопрос, начиная от того, в каком порядке записывать предметы в классном журнале, заканчивая тем, как взаимодействовать с современными подростками.
Главный секрет Юлии — умение видеть во всем позитив. Поэтому неудивительно, что у нее так много последователей. Именно их небезразличие, рассказывает Ю. Дервис, помогает преодолевать трудности и идти дальше. Ведь быть блогером не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно педагогу — человеку, который обязан быть примером и иметь безупречную репутацию.
— Самое сложное в ведении блога — это выход из зоны комфорта, — делится девушка. — Переступить через себя и начать делать то, что тебе непривычно. Конечно то, что блог связан с профессиональной деятельностью, упрощает его ведение и позволяет сэкономить время — какие-то моменты я снимаю в процессе работы. В то же время есть и другая сторона медали: до сих пор к моему блогерству некоторые коллеги относятся со скепсисом.
И все же положительных моментов, считает Юлия, намного больше. Так, за время существования своего блога девушка познакомилась с огромным количеством людей из разных уголков Беларуси, с кем-то даже удалось пообщаться лично. А еще блог помогает ей узнать о своих сильных сторонах.
— Я и подумать не могла, что когда-нибудь осмелюсь снимать видео в ленту и публично рассказывать о своей жизни в «сторис», — признается Юлия. — Но все это благодаря подписчикам. Если бы не их поддержка и обратная связь, которая вдохновляет идти вперед, я бы, наверное, на это не решилась.
— Какие действия нужно предпринять, чтобы найти свою аудиторию и «выстрелить»?
— Главное — любить то, что ты делаешь. Идея вести блог на такую тематику пришла совершенно спонтанно. Я не вкладывала в раскрутку блога какие-то средства и не пыталась завоевать внимание аудитории: мне лишь хотелось рассказать о жизни учителя. Поэтому тем, кто планирует вести блог, важно ответить себе на вопрос, чем бы они хотели делиться с подписчиками и показывать в Сети.
Юлия также дала небольшую подсказку: нынешнюю молодежь больше всего интересует жизнь без «красивой обложки» — искренние чувства, переживания и то, как преодолевать трудности, сохраняя позитивный настрой.
Экспертные будни, или когда ниша не для всех
Блог Алексея Савинова посвящен популяризации науки: будучи магистром управления и права, молодой ученый делится в публикациях результатами своих исследований. Аккаунт существует с февраля 2021 г. и изначально контент был смешанного характера — наполовину личный, наполовину научный. Исключительно тематическим блог стал с октября 2022 г. Как сообщает Алексей, трудности, с которыми он столкнулся в начале своего пути, — недостаток времени и множество сомнений.
— Порою были мысли: «Разве это кому-то нужно? Кто это будет смотреть? А что, если блог будет выглядеть непрезентабельно и топорно?» Но затем я осознал, что сразу вести аккаунт идеально никто не может. И самое конструктивное решение — начать делать здесь и сейчас на «тройку с плюсом», а затем совершенствоваться в процессе.
По мнению Алексея, идеальный вариант — это когда блог связан с профессиональной сферой и служит ее дополнением: в таком случае он помогает глубже погрузиться в работу и находить в ней что-то новое и интересное. Более того, контент в таком случае тоже будет осмысленным и полезным. А вот быть профессиональным блогером, уверен А. Савинов, в разы сложнее: ведь они вынуждены ежедневно, без отпусков и выходных уделять много времени созданию контента без потери качества. И хотя в обществе существует стереотип, что «блогеры ничего не делают», в реальности ведение социальных сетей требует усилий и организованности. Чтобы оставаться в тренде, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией, вкладываться в рекламу, подписывать договора по поводу сотрудничества и выполнять соответствующие условия. Такой ритм может сломать человека, не привыкшего к медийности. Поэтому, считает Алексей, блогером лучше становиться постепенно.
— Резкий прирост просмотров похож на огромный выигрыш в лотерею: люди часто не знают, что дальше делать с внезапно свалившейся популярностью, — объясняет Алексей. — Человек может растеряться, мгновенно оказавшись в центре внимания. Огромное количество сообщений, узнавание на улице, приглашение на светские мероприятия — часто психика человека, который до этого жил другой, размеренной жизнью, не выдерживает этого. Отдельно стоит сказать и о том, что кроме положительного внимания на человека могут накатываться волны хейта, причем столько ненависти он мог не испытывать за всю свою предыдущую жизнь.
Алексей отмечает, что не стоит зацикливаться на количествах просмотров и подписчиков, это приводит к выгоранию. В таком случае, считает ученый, помогает самоорганизация и наличие конкретной целевой аудитории, которые по достоинству оценивают контент.
— Во избежание выгорания следует придерживаться следующих моментов. Первое — умение переключать внимание. Например, написать пост и отложить телефон в сторону, заняться другими насущными делами. Насчет количества подписчиков скажу следующее: лучше иметь преданных 500 человек, чем 10 000 приходящих.
— Как найти свою нишу и последователей?
— Целевая аудитория чаще всего представлена непосредственно кругом общения человека. Затем она увеличивается, если у человека есть желание что-то рассказать людям. Может быть полезным показывать свою активность в сообществах и группах, где сосредоточены единомышленники. Причем имеется в виду не только общественные объединения, но и группы в социальных сетях. Если вы готовы усердно работать в определенной нише для конкретной аудитории — приготовьтесь к усердной и кропотливой работе. Тем не менее прирост однозначно будет, но постепенный, как подъем на пологий склон холма.
— Какие темы сейчас актуальны в социальных сетях?
— Ответ покажется банальным, но это юмор и отношения. Этот вид контента будет актуальным всегда, так как затрагивает интересы всех групп людей, и поэтому имеет большое количество охватов и просмотров.