1200 90

Нищенствовал, спал в ночлежках. Как сложилась судьба автора слов знаменитой песни «Арлекино»

С песни «Арлекино» началась большая сольная карьера Аллы Пугачёвой. А автор слов хита после жизненных передряг нищенствовал, спал в московских ночлежках для людей без определенного места жительства. Как могло такое случиться, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

alla puggacheva 1975 god

Драма не впечатлила

Сегодня может показаться, будто Алла Пугачёва всю творческую жизнь с 1965 года была знаменита. На самом деле, первые 10 лет своей музыкальной карьеры певица служила «рабочей лошадкой» при разнообразных советских вокально-инструментальных ансамблях (ВИА). Работала в Липецкой филармонии вокалисткой группы «Новый электрон». С агитбригадами пела перед оленеводами, геологами, геофизиками, буровиками, строителями на Крайнем Севере, солировала в ВИА «Москвичи», катаясь по городам и весям средней полосы России. Потом ее пригласили в более популярный ансамбль «Веселые ребята». Но не о каком триумфе речи не шло. Она оставалась одной из многих малоузнаваемых бэк-вокалисток.

Лишь в 1975 году музыкальную группу, в которой она пела, удостоили чести представить СССР на XI международном песенном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Пугачёва хотела ехать со шлягером «Ты снишься мне». Но организаторы поставили условие: песня должна иметь болгарское происхождение. Это ввело в ступор исполнительницу. Перелистав сборники, наведя справки у коллег, ничего подходящего для себя она не нашла. Далее в истории начинается мистика. Возможно, Алла Борисовна обожала в молодые годы произведение Александра Пушкина «Моцарт и Сальери», где есть такие строки: «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек. За мною всюду как тень он гонится…». Или любила творчество Есенина: «Черный человек спать не дает мне всю ночь…». В обоих случаях у литераторов черный фантом стал предвестником беды. А будущей звезде он принес благо. Как она признавалась, однажды на репетиции из темного зала к сцене подошел неузнаваемый человек в плаще. Лица было не разглядеть. Протянул ей лист бумаги. Певица увидела начертанные ноты с переводом на русский язык болгарской песни «Арлекино». Незнакомец тут же исчез, больше она никогда не видела его. Мелодия понравилась вокалистке. Выяснилось, что она принадлежит перу болгарского композитора Эмила Димитрова. В 1962 году он получил за нее третье место на музыкальном фестивале в Сопоте. Его считали болгарским Френком Синатрой. С этим и другими хитами он колесил по Европе, все мелодии исполнял под аккордеон. Когда узнал, что русская певица собралась ехать с его шлягером на «Золотой Орфей», отнесся к затее скептически, сказав, мол, это уже отработанный материал, который никого не удивит.

Руководитель ВИА «Веселые ребята» Павел Слободкин сделал яркую динамичную аранжировку музыки. Но что-то не устраивало в тексте. В оригинальной версии слова отличались от ныне известных. В них рассказывалось о деревянном Арлекине, который получил в подарок настоящее сердце, а потом горячо полюбил принцессу, воспламенился и сгорел. Печальная кукольная драма не впечатляла. Для выигрыша нужна была победоносная песенка с хеппи-эндом.

boris barkas080139 780x585 1

Борис Баркас

С легкого пера

Поэт Борис Баркас, хоть и окончил математический класс школы в 1970 году, поступил в МГУ, учился на биохимика, с 18 лет писал тексты песен. Например, его хит «Ты по этой лестнице» исполнял Александр Лерман с рок-группой «Скоморохи». По Москве пошли слухи про одаренного юношу. Алла Борисовна пригласила его в гости и подсунула парню перевод болгарского текста, попросив что-то с ним сделать. Баркас тут же, за 30 минут, на бумаге материализовал Арлекина, создав из деревяшки-клоуна живого артиста из плоти и крови:

Смешить вас мне с годами все трудней,
Ведь я — не шут у трона короля.
Я Гамлета в безумии страстей
Который год играю для себя.
Все кажется: вот маску я сниму
И этот мир изменится со мной,
Но слез моих не видно никому.
Ну что ж, Арлекин я, видно, не плохой.
Ах, Арлекино, Арлекино,
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех!

Некоторые коллеги, в частности актер и режиссер Александр Левенбук, с которым Пугачёва начинала карьеру в 1965 году, отговаривал ее ехать на конкурс с данным материалом, считая его простоватым. Но певица настаивала на своем. Интуиция ее не обманула. Заключительный тур «Золотого Орфея» проходил 5 июня 1975 года. После последних аккордов зал встал, аплодируя, долго не отпускал исполнительницу. Тем же вечером в отеле «Сатурн» объявили, что гран-при получила советская певица.

Алла Пугачёва - Арлекино (Official HD Video)Алла Пугачёва — Арлекино (Official HD Video)

Трансляцию конкурса показали по Центральному телевидению СССР. Алла Борисовна проснулась знаменитой. Тут же ушла из ВИА «Веселые ребята» и начала сольную карьеру. Со временем стала в СССР примадонной эстрадной сцены.

Предсмертное благо

Б. Баркас, окончив МГУ, а потом аспирантуру, не отказался от творчества. Сотрудничал с группами «Машина времени», «Рок-ателье», «Автограф», «Веселые ребята». Сочинял для вокалистов Гуннара Грапса, Тыниса Мягии, Вадима Голутвина, Валерия Леонтьева. В начале 1980-х, на закате эпохи застоя, он чем-то не угодил главе Гостелерадио СССР Сергею Лапину. Тот запретил его произведения исполнять в ТВ-эфире. Песенник уехал в Эстонию. Республика хоть и оставалась частью СССР, но местная цензура была не такой суровой, на многое смотрела сквозь пальцы. Он писал для латышских, литовских, эстонских певцов. А после начала перестройки в судьбе все наладилось. Параллельно с карьерой поэта-песенника попробовал себя в издательском бизнесе. Начал неожиданно: с друзьями опубликовал Коран, переведенный на русский язык. Шутил, что понял: демократия, это когда в православной стране три еврея издают двухмиллионным тиражом мусульманскую святыню.

В 1990-е он решил расширить возможности своего издательства «КУБ». Взял большой кредит. Бизнес прогорел. Он брался за любую работу, пробовал себя в качестве экскурсовода. И даже написал слова для рок-оперы Александра Градского «Стадион». Но невозвращенный кредит вынудил его продать московскую квартиру. В тот же период умерла супруга. Борис Владимирович в 2003 году в возрасте всего 50 лет стал тем, кого называют бомжами. Летом ночевал на улицах, зимой — в подвалах домов. Собирал бутылки, чтоб купить съестного. Человек надломился внутренне. Не нам его осуждать. В конечном итоге жил в приюте «Люблино».

Как раз в 2000-е на российском «Первом канале» запустили в эфир передачи, в которых еще не постановочно, а натурально, по косточкам разбирали истории трагедий, в том числе известных людей. Осенью 2007 года помощники телеведущего Андрея Малахова разыскали Баркаса, уговорили на участие в программе «Пусть говорят». Туда же пригласили Пугачёву, которая не видела поэта 30 лет. По ее утверждениям, певица и ее коллеги были уверены, будто Борис Владимирович давно живет за границей.

Вникнув в его проблемы, звезда, не сомневаясь, оказала содействие поэту, текст которого когда-то дал ей путевку в мир большого шоу-бизнеса. Помогла ему восстановить утерянные документы. Купила квартиру в Москве. Не поскупилась на ежемесячное пожизненное достойное финансовое содержание. Однако здоровье талантливого литератора в результате прежних перипетий было подорвано. Щедротами певицы Б. Баркас сумел воспользоваться лишь в течение нескольких месяцев. 11 декабря 2007 года скончался в возрасте 54 лет. Вдохнуть жизнь в деревянного Арлекина он когда-то сумел, а свою сохранить не смог.

Читайте также:

Смотрите также:

Развитие микрорайона Лошица и какие преобразования ждут Лошицкий паркРазвитие микрорайона Лошица и какие преобразования ждут Лошицкий парк
Вечерний Минск: В чем соль? Дороги без химии и обострение болезней. Актуальные темы с 1 по 6 октябряВечерний Минск: В чем соль? Дороги без химии и обострение болезней. Актуальные темы с 1 по 6 октября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Эвакуированная из Газы белоруска с тремя детьми благополучно добралась до Минска

Гражданку Беларуси с тремя детьми эвакуировали из Газы. Самолет с семьей приземлился в Национальном аэропорту Минск, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000022 1729723699 670486 big

По итогам работы белорусских загранучреждений и консульской службы МИД при содействии Международного комитета Красного Креста 23 октября завершились мероприятия по эвакуации из сектора Газы семьи Абуалкас. Сделать это по простому маршруту через аэропорт Тель-Авива не удалось, как и через контрольно-пропускные пункты на египетско-палестинской и египетско-израильской границах. Дипломаты организовали переход израильско-иорданской границы через КПП «Алленби». Были задействованы посольства Беларуси в Израиле, Сирии, Египте и России. Татьяну с детьми разместили в Иордании, вскоре они вылетели в Минск.

photo 2024 10 24 00 36 15 2 1 2

photo 2024 10 24 00 36 15 1 2

В аэропорту семью встречали родители и самые близкие люди. Общаясь с журналистами, отец Татьяны Александр Бартош с трудом сдерживал слезы. Мужчина признался, что они с супругой за год чуть не сошли с ума: связи с дочерью почти не было, родители попросту не знали, жива ли она, увидят ли они внуков.

Теперь тревоги и волнения родных Т. Абуалкас рассеялись. Женщина с детьми благополучно добралась до Минска, преодолев непростой путь. Почти трое суток семья провела на ногах. По словам Т. Абуалкас, без белорусских дипломатов и их помощи возвращение в Беларусь едва ли было возможным.

nrf 3350 1 1 2 3

Хочу выразить огромную благодарность нашим дипломатам, которые оказывали нам помощь и поддержку. Мы постоянно чувствовали это. Дети передают огромный привет и благодарность нашим дипломатам, — сказала Т. Абуалкас.

Она уверена: самое главное — это мир, когда есть уверенность, что проснешься утром, когда не нужно прятаться в подвале и переживать за жизни детей и свою.

Фото БЕЛТА

Бум нейлоновых чулок, токийский триумф Медведя, самоубийство Фурцевой. Этот день в истории: 24 октября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1899 год. В Евпатории в купеческой семье родился Илья Сельвинский, один из крупнейших представителей авангарда в русской поэзии

selvinsky

Он был приятелем Маяковского и Пастернака, одной из ключевых и неоднозначных фигур советской литературы, а для своего времени — культовой. «А в походной сумке спички да табак, Тихонов, Сельвинский, Пастернак…», — писал Эдуард Багрицкий.

Из автобиографии Сельвинского: «В бытность свою гимназистом я плавал юнгой на шхуне «Святой апостол Павел», бойцом Красной гвардии воевал под Перекопом, в студенческие годы был грузчиком, натурщиком, репортером, цирковым борцом, инструктором плавания, рабочим консервной фабрики, сельскохозяйственным рабочим, четыре года колесил я по всей России разъездным инструктором по заготовке пушнины, и это знание страны дало мне больше, чем мой юридический факультет. Специальным корреспондентом «Правды» плавал с арктической экспедицией Шмидта на ледоколе «Челюскин», с 1941 по 1945 год был на фронте в рядах Красной Армии сначала в звании батальонного комиссара, затем подполковника. Две контузии и одно тяжелое ранение под Батайском. Писать стихи начал очень рано, едва научившись грамоте».

Как-то Сельвинского, углядев в его стихах страшную крамолу, прорабатывали на специальном заседании Политбюро. Председательствовал Георгий Маленков. Сельвинского чистили и критиковали, когда тихо вошел Сталин. Так же тихо он выслушал речи товарищей по партии и, уходя, сказал: «С этим человеком обращаться нужно бережно — его любил Бухарин». Говорят, и самому Сталину нравились стихи Сельвинского.

Ах, что ни говори, а молодость прошла…
Еще я женщинам привычно улыбаюсь,
Еще лоснюсь пером могучего крыла,
Чего-то жду еще — а в сердце хаос, хаос!
Еще хочу дышать, и слушать, и смотреть;
Еще могу шагнуть на радости, на муки,
Но знаю: впереди, средь океана скуки,
Одно лишь замечательное: смерть.

Умер Илья Сельвинский в 1968 г. в Москве.

1929 год. Биржевой крах в США, ставший началом Великой депрессии

0510000000000000 pic700 700x467 72201

На Нью-Йоркской фондовой бирже произошло обвальное падение цен акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Котировки начали обваливаться 24 октября в «Черный четверг» и продолжали катиться вниз на протяжении целого месяца. Курс акций вновь достиг докризисного уровня лишь в 1954 г.

Краху предшествовало десятилетие беспрецедентного процветания и оптимизма. Американцы слушали недавно появившиеся радиоприемники, покупали все больше автомобилей и все чаще отоваривались в кредит. У Америки «никогда еще не было таких приятных перспектив, какие сулит настоящий момент», заявил в 1928 г. в послании к конгрессу президент Калвин Кулидж.

Оптимизм захватил и биржу. Казалось, что курс акций будет подниматься вечно. Все больше обычных американцев скупали акции, ориентируясь на рост их цен, а не на экономические показатели компаний. При этом многие американцы покупали акции в кредит, занимая необходимые средства в банках под залог ранее купленных ценных бумаг. В свою очередь и сами банки, поддавшись соблазну, принялись покупать акции на деньги вкладчиков. Все это привело к образованию экономического пузыря.

И вот пузырь лопнул. Все рухнуло в одночасье. Самые солидные акции — Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей — потеряли в течение недели до 200 пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд долларов. К концу 1929 г. падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд долларов, что на сегодняшние деньги составляет более 770 млрд. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы людей бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 г., а его последствия ощущались до конца 1930-х.

Крах 1929 г. послужил хорошим уроком для финансового мира, и с тех пор на многих фондовых биржах практикуют приостановление торгов в случае слишком быстрого падения котировок. Благодаря этой практике последствия биржевого краха 1987 г. были значительно более легкими по сравнению с 1929 г.

1939 год. В США в один из универмагов штата Делавэр впервые в мире поступают в продажу нейлоновые чулки

2019 10 23 267 13044 3 245154

Новинка вызвала невероятный ажиотаж среди покупательниц — небольшую партию нового товара раскупили мгновенно.

Изобретатель нейлона Уоллес Карозерс не дожил два года до триумфа своего детища, совершившего настоящий прорыв в текстильной отрасли. Компания DuPont, сотрудником которой был ученый, долго тянула с изготовлением нейлоновых чулок, но в итоге, сделав ставку на их производство, обогатилась на миллиарды долларов.

Рекламная кампания была впечатляющей. Американкам объясняли, что изобретение нейлона не менее важно для человечества, чем изобретение двигателя внутреннего сгорания, радио и телефона. Чулки из нейлона были объявлены революционной одеждой, «одеждой будущего». «Носить чулки из шелка, а не из нейлона — это все равно что предпочесть лошадь автомобилю», — утверждали рекламные агенты.

По сравнению с шелковыми нейлоновые чулки хорошо тянулись, не теряя формы, не сползали и не морщились, облегая ногу, стойко переносили мороз и влагу. Спрос на нейлоновые чулки (а они были почти вдвое дороже шелковых) превзошел все ожидания, у прилавков магазинов ажиотаж доходил до истерии. Счастливицы, которым достались заветные чулки, в нетерпении надевали обновки прямо на улицах города. Те, кому не достались, имитировали их: рисовали карандашом стрелки себе на ногах! Вскоре во многих салонах красоты появилась новая услуга — разрисовка ног «под чулки». Сначала ноги тонировали, затем рисовали на них швы и даже штопки и дырочки, чтобы добиться эффекта, близкого к натуральным чулкам. Услуга была недешевой, однако американок это не останавливало, и они регулярно посещали подобные салоны красоты.

Советский нейлон появился лишь 20 лет спустя. Его назвали капроном, а то, что из него делали, — чулочными изделиями. Изделия, выпускаемые на Брестском чулочном комбинате, были толстоваты, неэлегантны и только телесного цвета. Советские модницы предпочитали импортные, но их еще требовалось достать. И импортные, и отечественные чулки и колготки занашивали до дыр. Журнал «Работница» публиковал советы, как продлить им жизнь. Например: «Новые колготки нужно на пару часов положить в холодильник» или «Колготки будут носиться дольше, если их предварительно постирать в мыльной пене».

1964. В Токио завершаются XVIII летние Олимпийские игры

85e1346d718214810a1147ac22442a7a 1

В неофициальном командном зачете сборная СССР заняла второе место, уступив победу спортсменам США. Третьими были хозяева Игр японцы.

На олимпийских аренах Токио случилось немало ярких моментов и громких побед. Это и величайшая дуэль двух советских богатырей Леонида Жаботинского и Юрия Власова. И фантастическое достижение гимнастки Ларисы Латыниной, которая, завоевав в Токио шесть медалей, включая две золотые, довела общее количество своих олимпийских наград до невероятных 18. И, конечно же, триумф советских борцов.

На токийской Олимпиаде пробил звездный час белорусского «вольника» Александра Медведя. Перед Играми ему пришлось изрядно попотеть, чтобы сбросить десяток килограммов и перейти из супертяжелой категории, в которой сам атлет предпочел бы выступить, в просто тяжелую. В команде было два классных борца — Александр Медведь и Александр Иваницкий. Спортивное руководство решило развести их по разным категориям, чтобы дать возможность каждому выступить в топ-турнирах и взять медали, на которые все рассчитывали.

«На свою первую Олимпиаду я ехал главным фаворитом, — вспоминал Медведь в биографической книге «Вся жизнь — борьба». — А как иначе, ведь уже тогда стала популярной шутка: человек у Медведя выиграть не может! Наверное, это и сыграло со мной злую шутку. Не встречая достойного сопротивления, я настолько уверовал в собственное превосходство над соперниками, что чуть было на предварительном этапе не проиграл шведу Эриксону! Он никогда не считался выдающимся борцом…»

В финал состязаний вышли Медведь, турок Ахмет Айик и болгарин Саид Мустафов. При этом Айик уже провел свои встречи против двух финалистов, и обе окончились вничью. Таким образом, все зависело от встречи Медведя и Мустафова. Но в решающем поединке Медведь снял все вопросы, уложив своего соперника на лопатки меньше чем за 40 секунд, и завоевал свою первую из трех золотых олимпийских медалей.

На следующий день «Советский спорт» писал: «Советские борцы вольного стиля поднялись на новые ступеньки после «серебряного» пьедестала в Риме. Там, как известно, им не удалось выиграть ни одной золотой медали, а теперь мы рады сообщить читателям «Советского спорта» о том, что два наших прославленных Александра — Медведь (полутяжелый вес) и Иваницкий (тяжелый вес) — к титулам двукратных чемпионов мира прибавили звания победителей Олимпиады».

После олимпийского триумфа Медведя звали в Москву. «Обещали многое: и деньги, и квартиры, и положение, и перспективы. Да только отказался я, — признавался спортсмен в одном из интервью. И знаете, ни разу о своем решении не пожалел. Да, я родом из Белой Церкви, там моя «батьковщина». Но Беларусь — это моя мать. Разве мог я маму предать?»

1974 год. Уходит из жизни министр культуры СССР Екатерина Фурцева

1 318 768x935 1

На 64-м году жизни она покончила с собой. Хотя в официальных сообщениях говорилось, что «скончалась от острой сердечной недостаточности».

Фурцева была живым воплощением идеи Ленина о том, что каждая кухарка может управлять государством. Родилась в Вышнем Волочке в рабочей семье, в 14 лет вступила в комсомол, в 20 — в партию, в юности трудилась ткачихой. Безупречная анкета позволила ей сделать карьеру в комсомоле: поработав в Курской области, Феодосии и Ленинграде, симпатичная функционерша в 25 лет получила назначение в ЦК ВЛКСМ. Окончив в 1941 г. Институт тонкой химической технологии в Москве, Екатерина Алексеевна продолжила восхождение по служебной лестнице. В 1949 г. ее представили Сталину, и вождь одобрительно отозвался о молодой смене. Вскоре она стала вторым секретарем Московского горкома, а в 1954 г. при поддержке Хрущёва возглавила столичную парторганизацию. В 1956-м ее избрали секретарем ЦК, а звездный час Екатерины Третьей, как за глаза звали Фурцеву, наступил в июне 1957-го. По ходу заседания Президиума ЦК, обсуждавшего вопрос о снятии Хрущёва, она сумела связаться со сторонниками Никиты Сергеевича, что предопределило провал переворота. Довольный Хрущёв ввел Фурцеву в Президиум ЦК.

На партийном Олимпе она продержалась четыре года — после того как Хрущёву доложили о том, что Фурцева и член ЦК КПСС Аверкий Аристов в личной беседе перемывали ему косточки, из небожителей ее исключили. В мае 1960 г. бывшую ткачиху сместили с должности секретаря ЦК КПСС и назначили министром культуры. Карьерное понижение Фурцева переживала очень тяжело.

С приходом к власти Брежнева ее положение не изменилось, надежды вернуться в высшее руководство не осталось. Личная жизнь тоже не сложилась: большая любовь к дипломату Николаю Фирюбину после заключения законного брака быстро угасла.

Еще в 1960 г., когда Фурцева оказалась в опале, она пыталась покончить жизнь самоубийством — вскрыла себе вены. Однако врачам удалось ее спасти. Спустя 14 лет, 24 октября 1974 г., Фурцева повторила попытку, на этот раз использовав цианистый калий.

Лучшая подруга Фурцевой Людмила Зыкина говорила: «Думаю, она бы еще боролась, если бы не знала, что ее хотят снять с должности министра культуры. Она как-то сказала: «Я умру министром». Этот последний день ее жизни стал для нее черным. Сначала во время совещания к ней зашли незнакомые люди и срезали правительственный телефон. Потом на приеме в итальянском посольстве она разругалась с Фирюбиным. Приехала к дочери и увидела, что и ей совсем не нужна: с любимым и любящим мужем Светлана была счастлива и без матери. Тогда Фурцева решила поехать на служебную дачу. Но там комендант заявил ей, что она должна освободить помещение в течение 24 часов».

Дочери Фурцевой выдали справку о том, что у Екатерины Алексеевны случился сердечный приступ: у нас ведь все вожди умирали от острой сердечной недостаточности. Но Светлана была убеждена: ее мать выпила цианистый калий. 29 октября Фурцеву похоронили на Новодевичьем кладбище.

Единственная женщина-министр в СССР была личностью неоднозначной, и оценки ее 14-летней деятельности на этом посту тоже разнятся. Но вот как характеризовал ее, например, народный артист СССР Муслим Магомаев: «Она любила свое дело, любила артистов. Многим помогла стать тем, кем они стали. <…> Да, она была частью той системы, но, в отличие от многих, работала в ней со знанием порученного ей дела. Сейчас всем уже стало ясно, что лучше министра культуры после Екатерины Алексеевны Фурцевой у нас не было. И будет ли?»