Новые корпуса городского технопарка на месте мотовелозавода: что сейчас происходит на стройплощадке
В прошлом году на месте мотовелозавода на Партизанском проспекте было решено создать вторую площадку Минского городского технопарка. Как идут работы и что предстоит сделать, узнала корреспондент газеты «Минский курьер».
Из истории вопроса
Минский мотоциклетно-велосипедный завод основан в 1945-м. Через два года предприятие выпустило свою первую продукцию. Позже с конвейера выходили известные не только в нашей республике велосипеды «Минск», «Орленок» и «Ласточка», а также мотоциклы «Минск». В начале XXI века производство претерпело изменения: сегодня сборкой велосипедов занимается новое юридическое лицо — ООО «МотоВелоЗавод», занимающее часть одного из корпусов. Остальные заводские здания и сооружения (их на 27,6 га располагалось 60) до сих пор оставались невостребованными. Конечно, было необходимо по-хозяйски распорядиться такой большой территорией и имуществом.
Летом 2021 года начали реализацию проекта реконструкции заводского комплекса на Партизанском проспекте, чтобы создать здесь вторую площадку Минского городского технопарка. Работы финансируются за счет инновационного фонда Мингорисполкома. Генпроектировщик — предприятие «Минскпроект», генподрядчик — Стройтрест № 35, инжиниринговые услуги оказывает «УКС Мингорисполкома».
— Почти за три месяца были проведены обследования всех зданий и сооружений, которые не представляли интереса для перспективных производств. По этой причине приняли решение об их сносе, — рассказывает директор предприятия «Минскпроект» Виталий Зизов. — На освободившихся площадях возведут новые корпуса технопарка с универсальной технологической схемой. Также проект предусматривает реконструкцию и модернизацию объектов, в том числе обновление инженерной и транспортной инфраструктуры, оснащение зданий под инновационные производства. В настоящее время предусмотрено 19 очередей строительства и планируется еще не менее пяти.
Что в работе
До конца года планируется начать строительство корпуса № 2 и реконструкцию здания № 1.
Корпус № 1
Расположен вдоль Партизанского проспекта, сохраняется в существующих габаритах и реконструируется. Расчеты показали, что несущие конструкции надежны, однако потребуется частичное усиление, а также замена плит покрытия в производственной части и утепление фасада и замена кровли в административной. Здание будет представлять собой кластеры с универсальной технологией. Частично резиденты в этот корпус уже определены.
Корпус № 2
На месте одного из двух имеющихся корпусов, выходящих фасадом на Партизанский проспект, появится новый объект.
— Часть существующего здания пойдет под снос, сохранятся лишь два небольших строения в торцах, — делится В. Зизов. — Новый объект будет состоять из двух частей: со стороны Партизанского проспекта разместится административно-бытовой корпус, в котором на первом этаже расположатся общедоступные объекты торговли и общественного питания. В это место намечено переместить и существующий магазин мотовелозавода. Выше расположатся офисные помещения или лаборатории компаний-резидентов. Вторая часть — отдельно расположенный производственный корпус, который соединится с первым переходными галереями.
Корпус № 3
Здесь находится сборочное производство ООО «МотоВелоЗавод». К этому времени выполнена тепловая модернизация фасада и кровли, сейчас ведутся работы по реконструкции части здания с организацией нового производства велосипедов и мотоциклов.
В ближайшее время приступят к возведению двух новых зданий — корпусов № 6 и 7. Площадки под них готовы.
Корпус № 6
Площадка подготовлена, прежние строения демонтированы. Здесь вырастет П-образное здание, разделенное на универсальные кластеры.
Корпус № 7
Будет одноэтажный. Половину строения займет производство изделий из легких стальных конструкций — перспективное направление, которое планируют развивать в городе. К примеру, уже есть заказы запроектировать детские сады из таких конструкций. Кроме того, в этом корпусе разместятся другие резиденты, в проекте предусмотрены решения именно под них.
Дальнейшие планы
Корпус № 8
Это бывший клуб, который по заданию заказчика будет превращен в помещения для коворкинга. Архитекторы сейчас работают над внутренним дизайном. За счет большой высоты строения внутри планируется организовать два этажа, второй — антресольный.
Кроме того, на территории располагается недостроенное здание (№ 22/1). Проведенное обследование показало, что его несущие конструкции в достаточно хорошем состоянии. На эти площади уже есть резидент. Там планируется разместить лаборатории по испытанию и сертификации газового оборудования, электропродукции.
Также на территории оборудуют паркинг (№ 10). В ближайшее время будут приняты решения по преобразованию корпусов № 4, 5, 14, 15, 21, 22, 37. Заказчик должен определиться с заданием на проектирование.
Облик
По словам руководителя «Минскпроекта», архитектурное решение всего комплекса будет напоминать облик промышленной архитектуры. Фасады, выходящие на Партизанский проспект, выполнят с имитацией под красный кирпич.
— Новый административный корпус № 2 построим в монолитном каркасе с навесными стеновыми панелями «под кирпич», которые изготовит «МАПИД». Фасад существующего здания № 1 после тепловой модернизации также декорируют соответствующим образом. Основная цветовая гамма — темно-красный и серый тона, — уточняет В. Зизов. — Решено оставить кирпичный забор вдоль Партизанского проспекта. Сейчас архитекторы обыгрывают, как сохранить ограждение, при этом придать ему достойный облик и открыть вид на новую застройку. Подбираются варианты благоустройства и оформления пешеходных связей.
Все работы на площадке планируют выполнить до конца 2025 года. Проектирование и строительство объектов ведется параллельно.
Справочно
Минский городской технопарк (МГТ) создан в 2011 году для оказания систематической поддержки предприятий в реализации инновационных проектов и создания благоприятных условий для ведения бизнеса в высокотехнологичной сфере. Основной площадкой МГТ стала территория бывшего мясоперерабатывающего завода на улице Солтыса, которая подверглась глобальной реконструкции. Процесс обновления был полностью завершен в 2021-м.