Вес порции, срок годности продуктов, гигиена. Кто и как проверяет школьные столовые, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Глаз да глаз
В столовую средней школы № 204 пришла межведомственная комиссия с целью проверить организацию питания детей. Такие группы созданы в каждом районе города. Мониторинг проводят еженедельно. Следует отметить, что объекты для посещения заранее не оглашают.
— Это позволяет объективно оценить работу пищеблока, — поясняет заместитель главы администрации Московского района Валентин Коноплёв, который возглавляет районную комиссию. — Мы оцениваем соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил организации приема пищи. Важный пункт — исправность оборудования. Если есть недочеты, принимаются меры по их устранению.

В состав межведомственной комиссии также входят представители центра гигиены и эпидемиологии, управления по образованию, педиатры, технологи КШП. Кроме того, в школах работают советы по питанию, бракеражная комиссия. В первые, например, входят родители и даже сами ученики. Во второй обязательно должны быть медицинские работники. Столовая учреждения образования ежедневно находится под пристальным вниманием. Однако, пожалуй, главные контролеры — дети, которые либо приходят в нее, либо нет.
В школе № 204 горячее питание получают 94 % учащихся. Это очень хороший показатель.

К обеду готов
— У нас учатся более 1 400 детей. На каждой перемене получают питание в столовой 300–350 ребят, — рассказывает директор школы Ольга Вершок.
Прежде всего члены мониторинговой группы оценивают зону для соблюдения правил личной гигиены. Простыми словами, это место, где дети моют руки, прежде чем приступить к трапезе.
Главный государственный санитарный врач Московского района Оксана Башкирова проверяет наличие горячей воды во всех кранах и мыла в каждом из дозаторов возле умывальников. И не просто визуально. Она наносит на ладонь порцию средства из диспенсера, вспенивает, отмечая: там точно должно быть мыло, а не что-то иное.

Линия раздачи
— Оцениваем состояние столовых приборов. Здесь они чистые, прокаленные, — Оксана Башкирова обращает внимание на ложки и вилки, которые вот-вот будут использованы при сервировке. — Видите, они абсолютно сухие.
Готов к работе и мармит: температурный режим выставлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями — 50 градусов.
На линии раздачи необходимо наличие контрольных порций блюд. Сейчас это омлет и плов со свининой. Представители комиссии взвешивают контрольные экземпляры.

— Выход готового блюда должен соответствовать данным из меню, — поясняет Оксана Башкирова.
Так, во время приема пищи ученики начальной школы должны получить порцию омлета в 100 г. Весы показали 105. Нарушений нет.
Начинается перемена, и обеденный зал в считаные секунды заполняется детьми.

— Едим всегда после третьего урока. Проголодаться успеваем, — замечает Никита Калоша из 6 «А». — Потом могу и в буфет сходить. Прихожу есть сам, никто не заставляет. Люблю картофельное пюре с котлетой, а вот гречку — не очень. Раньше давали куриный шашлык, а сейчас — нет. Жаль, он всем в нашем классе нравился.
Между тем мониторинговая группа начеку — следит за количеством отходов после сытной переменки.
— Их почти нет. Блюдо приготовлено вкусно, — резюмирует инженер-технолог Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций администрации Московского района Елена Синковец.

Узнать всю кухню
Направляемся в пищеблок, который состоит из череды цехов. В каждом свои температурный режим и список хранящихся там продуктов. Например, хлебный. Соответствующая продукция поставляется в школы в упаковке, содержится в специальном шкафу, при этом черный и белый хлеб по правилам в разных камерах. Члены комиссии проверяют сроки годности товара, изучая информацию на упаковке каждой буханки. Также обращают внимание на наличие в цехе горячей воды, мыла и антисептика в дозаторе.

Не остается без внимания кладовая для хранения бакалеи. В ней дожидаются своего часа соки, фруктово-овощные пюре в различной таре. В поле зрения комиссии — температурный режим, влажность, соблюдение сроков годности.


Следующий этап мониторинга — посещение холодильной камеры.
— Обращаем внимание на состав продукции, чтобы не было компонентов, запрещенных в детском питании, — объясняет Оксана Башкирова и берет банку с консервированной фасолью в томатной заливке. — В частности, запрещены уксус, искусственные ароматизаторы.
Мы окидываем взором камеру и понимаем: она вся наполнена консервацией. Не только фасолью, но и кукурузой, зеленым горошком, огурцами. В последних также нет места уксусу — натуральным консервантом выступает лимонная кислота.

За время проведения проверки в школе № 204 нарушений не выявлено.
Заведующая педиатрическим отделением № 3 6-й городской детской поликлиники Жанна Будай рассказала о важности горячего питания:
— Качество приготовленной пищи в школах на очень высоком уровне, и это постоянно контролируется. Да, угодить каждому ребенку, который привык к определенному питанию дома, действительно непросто. Однако для детей важно горячее питание. Оно хорошо усваивается организмом.

Куда пропал куриный шашлычок?
Начальник участка КШП Московского района Елена Горкавая:
— В питании школьников добавились девять новых фирменных блюд. Например, салат «Отличный» из огурцов, консервированной фасоли, колбасы вареной, яиц, майонеза. Очень вкусный салат, дети в восторге! Предложили попробовать впервые и мякоть бедра в сметанно-томатном соусе. Расширили линейку используемых в питании овощей. В этом году добавили стеблевой сельдерей, дайкон… Куриный шашлычок не исчез из меню, скоро ребята смогут вновь им полакомиться. Сейчас же мы предлагаем учащимся попробовать новинки.

Фото Ирины Малиновской