Новые звезды? Кто такие блогеры, и как стать одним из них
Первый форум блогеров Беларуси «БлогБай. Нам есть что сказать!» собрал в столице около 150 человек. Однако если посчитать страницы людей в различных соцсетях и мессенджерах, позиционирующих себя как блогеры, наберется несколько тысяч. Корреспондент агентства «Минск-Новости» попробовала разобраться, кого можно считать блогером и как им стать.
Как появились блоги
Термин «блог» придумал Йорн Баргер в 1997 году. Он создал сайт, где регулярно размещал ссылки на интернет-ресурсы. Постепенно проект стал популярным. Еще через два года в США появился первый в мире бесплатный сервис для блогов Blogger.com. Позже массово стали появляться форумы и сетевые дневники, например «Живой Журнал». Эти площадки были прародителями соцсетей.
В Беларуси еще в 2019 году запустили «Школу юных журналистов и блогеров» на факультете журналистики БГУ. Учениками были около 50 старшеклассников. Их знакомили со спецификой журналисткой деятельности, этапами подготовки медиапродукта.
Сегодня стать блогером может любой желающий: достаточно зарегистрировать в социальной сети и сделать публикацию. Но, с другой стороны, у блогера должны быть подписчики, которые разделяют его мнение. Как набрать аудиторию? Иногда случайные видео собирают миллионы просмотров. Например, в TikTok завирусилось видео молчаливого седовласого мужчины из США, в результате на его страницу подписались более 200 тыс. человек, а ролик собрал более 2 млн просмотров.
Феномен инфлюенсеров
Фактически каждый человек, который ведет страницу в социальной сети, может называть себя блогером, так как он ведет личный дневник онлайн. Но если на странице около тысячи подписчиков, рекламный контракт ему вряд ли предложат. Это финансово невыгодно. Другое дело — лидеры мнений: певцы, актеры, журналисты, писатели и др.
Условно инфлюенсеров можно разделить на экспертов, артистов с медийным весом и блогеров. Эксперты — специалисты в своем деле, которые собрали вокруг себя аудиторию и делятся с ней знаниями и опытом. Ко второй группе относятся люди, которые уже стали популярными благодаря музыке, спорту, кино, телевидению и др. К третьим — крупные блогеры и те, у кого нет миллионной аудитории. Парадокс в том, что каждый блогер хочет стать инфлюенсером, а почти каждый инфлюенсер стремится быть блогером.
Как стать блогером
Белорусские инфлюенсеры рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своем пути в блогинге.
— Когда училась в университете, многие начинали развивать блоги. Решила попробовать. Самостоятельно изучала, как набирать аудиторию, что нужно снимать, транслировать. Тогда это не требовало никаких вложений, мне понадобились только время, креатив, телефон и интернет. Но сейчас набрать аудиторию гораздо сложнее — без финансовых вложений не обойтись. В продвижение стоит вкладывать столько денег, сколько возможно, — поделилась телеведущая, блогер Кристина Джунько (26,7 тыс. подписчиков в Instagram). — Если хотите быть блогером, делайте контент! Неважно, есть у вас деньги или нет. Найдите пять тем, которые вам наиболее интересны, и снимайте видео. Делайте обзоры, делитесь мнением и впечатлениями с аудиторией. Тот контент, который получит наибольший отклик, станет двигателем блога.
— Страницу в Instagram я изначально заводила как личный дневник, а остальные соцсети — для продвижения творчества. В блог не вложила ни копейки. Об этом немного жалею, потому что моя аудитория могла бы быть больше, — рассказала певица Настя Кравченко (202 тыс. подписчиков в TikTok, 2,5 млн в YouTube). — Прежде чем быть блогером, найдите тему, которая вам интересна, создавайте хорошо оформленный контент, регулярно публикуйте его, чтобы удерживать интерес аудитории, отвечайте на комментарии и общайтесь с подписчиками.
— По первой профессии я — предприниматель. Позже решила освоить профессию психолога. Обучалась 10 лет. После захотела делиться тем, что узнала. Конечно, в начале столкнулась с непониманием моей старой аудитории, где я была строгой деловой женщиной, а тут философия какая-то. Но я продолжала искренне делиться всем, что думаю, и моя аудитория постепенно нашла меня. Из вложений: покупка штатива, переносной лампы и самое дорогое — это мое время, — поделитесь психолог Любовь Яковина (30,9 тыс. подписчиков в Instagram). — Экспертам, желающим развиваться в этой сфере, стоит помнить, что выходить в онлайн имеет смысл, если есть желание делиться знаниями и взаимодействовать с аудиторией. Это может стать не только профессиональным, но и личностным развитием. И не забывайте, что, становясь блогером, вы становитесь лидером мнений, а это ответственность.