Нравственный пример и связь с прошлым. Зачем школам присваивают имена героев
Имена героев Великой Отечественной войны и выдающихся деятелей страны носят 109 школ, гимназий и колледжей Минска. Для чего учреждениям образования присваивают имена героев, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Когда к порядковому номеру школы или гимназии добавляют имя собственное, это делает учреждение образования действительно уникальным, отражает его важную воспитательную миссию, глубокую связь с историей.
— Но имя нужно заслужить. Прежде чем школе оно будет присвоено, педагогический коллектив и ученики проделывают большую работу. Изучают биографию героя, исследуют его жизненный путь и достижения. По сути, школа берет на себя миссию увековечить память об этом человеке, — рассказывает директор Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи Светлана Кравчук.
В прошлом году в столице был реализован патриотический проект, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Учащиеся одного из столичных колледжей разработали 44 эскиза плакатов с именами и портретами подпольщиков, участников оборонительных боев и освобождения Беларуси. Они были переданы школам, которые носят имена этих героев.
— В этом году мы продолжим работу: будут созданы еще 27 плакатов. Их разместят в учреждениях образования, которые носят имена людей, внесших значительный вклад в Великую Победу, — поясняет С. Кравчук.
Чьими же именами названы школы Минска?..
…летчика-героя Николая Гастелло
Традиция присваивать имена учреждениям образования давняя. Первой школой, получившей имя героя в Минске, стала средняя школа № 21, а произошло это в далеком 1961 году. В названии учреждения образования увековечено имя Героя Советского Союза Николая Гастелло.
Тогда школу возглавлял фронтовик и партийный работник Анатолий Хомич. Более того, на тот момент здесь работало много педагогов, прошедших войну. Как и на каких примерах воспитывать подрастающее поколение, было более чем очевидно: конечно же, героев, совершавших подвиги порой ценою своей жизни. Николай Гастелло наиболее известный из них. В 1941-м он осуществил легендарный огненный таран в небе. И погиб во время боевого вылета.
В 1961 году военрук школы Николай Воскресенский инициировал создание музея, посвященного отважному летчику. Развернулась поисковая работа, в которую с энтузиазмом включились ученики.
Чуть позже после открытия экспозиции, рассказывающей о боевом пути Гастелло, школе присвоили и имя героя. С тех пор зародилась традиция: ребята в мае регулярно выезжали на место его гибели в Радошковичи, устраивали памятные линейки.
— Сегодня мы также проводим ряд мероприятий по увековечению памяти легендарного летчика. К дню его рождения организуем флешмобы, исследовательские конференции, торжественные линейки, конкурсы рисунков. Имя значимого для страны человека в названии школы — это прежде всего чувство гордости, причастность к героическому прошлому и личный пример для подрастающего поколения. Кроме того, учащиеся ощущают ответственность, воспитывают в себе честь, достоинство, — считает руководитель школьного музея Ольга Новикова.
А еще здесь можно увидеть бюст Николая Гастелло, созданный выдающимся белорусским скульптором Андреем Бембелем. Сделан он на деньги, собранные учащимися от сдачи макулатуры и металлолома. Патриотизм — в действии.
…легендарного военачальника Ивана Черняховского
Имя дважды Героя Советского Союза, самого молодого полководца в годы Великой Отечественной Ивана Черняховского увековечено в названии гимназии № 11. Присвоено оно учреждению образования в 1990 году. Под командованием генерала были освобождены территории России, Беларуси, Украины и Литвы. Под его руководством действия 3-го Белорусского фронта во время операции «Багратион» стали действительно хрестоматийными по военному искусству. К сожалению, Иван Черняховский не дожил до Победы: в феврале 1945-го в возрасте 37 лет он был смертельно ранен осколком вражеского снаряда. Изучать историю войны через артефакты школьники начали еще в 1960-х. Как раз в это время готовился к открытию музей, который изначально был посвящен подпольщикам. Примечательно, что помощь в этой работе оказывала и участница Минского подполья Елена Мазаник — одна из исполнительниц операции «Возмездие» по ликвидации гауляйтера Вильгельма Кубе. Она оставила на хранение учащимся свои личные вещи.
Сегодня музей гимназии носит название «Освобождение Беларуси» и имеет статус народного. Здесь расположены несколько постоянных экспозиций, одна из них посвящена боевому пути генерала. На здании учреждения образования установлена мемориальная доска в его честь. Собирать экспонаты для выставки помогали ветераны-черняховцы.
В музее хранятся фотографии из личного архива легендарного полководца, есть даже военная карта с его автографом!
…участника Минского подполья Владимира Щербацевича
Средняя школа № 9 носит имя В. И. Щербацевича — юного участника Минского подполья. Два года назад ученики стали изучать биографию парня, сведения о его жизни в архивах. И открыли для себя много интересного. О Володе упоминают не так часто, как о других героях. Школьники считают, что это не совсем правильно. На легендарной фотографии, запечатлевшей кадры первой казни участников Минского подполья, среди повешенных минский школьник Щербацевич. Он со своими родственниками помогал красноармейцам, попавших в плен, добывал для них медикаменты, гражданскую одежду и фальшивые документы. И фашисты его не пощадили. Исследуя подпольную деятельность своего ровесника, школьники разработали авторскую экскурсию по Минску, а также нашли дом, где жил Володя и располагалась конспиративная квартира. Свою поисковую и исследовательскую работу ребята продолжат.