Объективная история: как кинооператоры создавали летопись Второй мировой войны
На фронтах Великой Отечественной войны действовали 312 кинооператоров. Об их подвиге перед искусством и историей читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Предсказание смерти
Среди военных кинохроникеров было немало девушек. Например, уроженка Минска Оттилия Рейзман начала карьеру оператора в 1935-м. Снимала циклы фильмов под общим названием «Сталинская забота» — о родильных домах, пионерских лагерях, школах. В феврале 1938 года ее арестовали за призыв к свержению советской власти. Правда, Оттилии повезло. В тюрьме она провела чуть меньше месяца, дело закрыли. После начала войны смелая девушка принимала участие в работе над документальной лентой «Оборона Москвы», а потом вместе с подругой и коллегой Марией Суховой ее забросили в оккупированную БССР, где они фиксировали на пленку жизнь партизанских отрядов. Рейзман запечатлела партизанский парад в нашей столице 16 июля 1944-го, сняла киноочерк «В освобожденном Минске».
В юности Маше Суховой гадалка предсказала раннюю смерть. Дожив до 39 лет, она перестала верить в пророчество. И очень скоро, 4 мая 1944-го, в нее попал осколок снаряда во время прорыва партизанскими бригадами фашистской блокады в районе Ушачей Витебской области. Умирая, Мария успела шепнуть, где в лесу в железных коробках зарыты отснятые ей материалы о Полоцко-Лепельской операции партизан. Кадры вошли в ленту «Освобождение советской Белоруссии». В 1946 году Сухову посмертно удостоили Сталинской премии за работу над фильмом «Народные мстители».
Оттилия же после освобождения БССР вела съемки боев в Венгрии. Победу встретила в Чехословакии.
Хотел, как лучше
Еще один уроженец Минска, Иосиф Вейнерович, снимал партизанские бои в Минской и Брянской областях. В конце 1941-го на Центральной студии документальных фильмов СССР в Москве он вместе с уже упомянутой Марией Суховой и другими белорусскими кинематографистами, такими как Михаил Беров, Владимир Цеслюк, принимал участие в работе над документальной лентой «Разгром немецких войск под Москвой». Подвал студии переоборудовали в казарму. Ночью обсуждали план дальнейших съемок, а каждое утро 30 операторов со своими кинокамерами уезжали на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятыми кадрами.
Бывало, что полуторки приезжали с убитыми коллегами и их разбитыми камерами в кузовах. Лента получила первый для СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Создатели картины, конечно, не присутствовали в США на вручении премии. Статуэтка из гипса, выкрашенная золотой краской, попала в Москву благодаря еще одному нашему земляку, консулу СССР в Лос-Анджелесе Михаилу Мукасею. Вклад белорусских операторов в это признание сложно переоценить. Поэтому вдвойне неприятно, что Иосиф Вейнерович, вошедший со своей камерой в столицу БССР в июле 1944-го вместе с нашими войсками, после войны попал под «каток» борьбы с космополитами.
Оператора обвинили в выдаче снятых им в 1948 г. постановочных кадров за действительные кинодокументы. А дело было так. Чтобы не показывать всей стране в киножурнале «Советская Белоруссия» покосившиеся избы и убогий быт селян, оператор декорировал интерьеры деревенских домов. Стандартная практика тех лет. Историю раздули. За приукрашивание действительности лауреата Сталинской премии уволили с отечественной киностудии. Вернулся к работе лишь в середине 1950-х.
Камера-автомат
Белорусские специалисты, принявшие участие в создании оскароносного документального фильма, продолжали свою деятельность на разных фронтах. В объектив Михаила Берова попали бои за Витебск, Вильнюс, падение Кенигсберга. Владимир Цеслюк снял кадры освобождения Польши, Чехословакии. Он же с камерой фиксировал судебный процесс над немецкими военными преступниками, проходивший в Минске 15-29 января 1946 г. в Доме офицеров.
Широко применялась практика съемок с воздуха. Первые кадры с борта самолета во время войны запечатлел Николай Вихирев. Это была бомбардировка фашистской танковой колонны в конце июля 1941-го. После этого многие операторы написали заявления о переводе их в эскадрильи. Например, Леонид Котляренко с самолета фиксировал оборону фашистов в районе реки Прони в Могилевской и Витебской областях. Леон Мазрухо планомерно снимал с борта авиамашины укрепления гитлеровцев за Вислой и на подступах к Берлину по личному указанию маршала Жукова. Занимался воздушной разведкой, хотя кадры вошли в его картину «От Вислы до Одера».
В сентябре 1942 г. Вихирев возглавил киногруппу Сталинградского фронта. Потом снимал на 1-м и 2-м Белорусских. Во время воздушного боя за освобождение польского городка Пшемысля 21 июля 1944-го самолет, в котором находился документалист, сбили. Вихирев выжил, но получил повреждение позвоночника и черепно-мозговую травму. Продолжил работу, прожил 73 года!
С камерой в воздух поднимался и классик документального кино Роман Кармен. Правда, летчики были недовольны, ведь оператор занимал место штурмана, экипаж становился неполным. Потом он подал идею совместить в эскадрильях должность стрелка-радиста с профессией кинооператора. Многие киношники выучились на стрелков-радистов и совершали боевые подвиги, продолжая снимать.
Еще в 1939-м на уровне руководства страны разразился скандал в связи с недостаточным числом кинохроники, снятой в Польском походе. В связи с этим операторам начали присваивать звания и требовать от них воинской дисциплины, карать за просчеты как военнообязанных. Однажды кинохроникер капитан Николай Лыткин для разнообразия заснял командующего фронтом генерала Андрея Еременко в бытовой обстановке — без карт местности, разрывов снарядов, передовой. За это Николая разжаловали в рядовые, отправили в штрафбат, где он стал полным кавалером ордена Славы. Позже, когда ему уже вернули звание, приспособил американские портативные кинокамеры фирмы «Белл-Хауэлл» к прикладам автомата ППШ. В боях за Кенигсберг Николай командовал группой киноавтоматчиков из 16 человек, которые вели бой, одновременно снимая атаку.
Не отставали и операторы художественного кино. Валерий Чкалов в 1930 г. на голландском истребителе Fokker D.XI всего раз пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. На съемках фильма о герое в 1941-м режиссеру Калатозову потребовалось шесть дублей пролета под тем же мостом. Пилот Евгений Борисенко осуществил их! В кабине с кинокамерой находился уроженец Рогачева Александр Гинцбург. После последней посадки на воду их гидросамолет Ш-2 столкнулся с плывущим бревном. Авиамашина пошла ко дну. Гинцбург потерял сознание, но пилот его спас. А ведь его следующие фильмы «Два бойца», «Константин Заслонов», «Гиперболоид инженера Гарина» могли быть сняты кем-то другим или вообще не вышли бы на экраны.
Еще материалы рубрики:
В тени советских асов. Как авиатехники помогали сражаться с врагом в Великую Отечественную
По шесть часов на посту в 30-градусный мороз. Как в Великую Отечественную служили регулировщицы
Подводная пехота. Почему водолазы в годы войны ходили по дну рек и морей, как по минному полю
Доставка стоила тысяч жизней. Как во время Великой Отечественной переправляли технику по ленд-лизу
Смотрите также: