Одержал победу благодаря зубной боли. Чемпион мира по единоборствам – об испытаниях и достижениях
Минчанин Юрий Сацук в 18 лет увлекся единоборствами – да так, что стал пятикратным чемпионом мира по кикбоксингу и тайскому боксу. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
18 мне уже…
— Интересовались спортом в юные годы?
— С младшей школы дружил с ребятами, которым было 20 лет и больше. Пытался во всем им подражать. Рано узнал, что такое курение, алкоголь. Через некоторое время парни стали посещать тренажерный зал. Ходил за компанию, смотрел, как они занимаются, хотя сам не мог ни подтянуться, ни отжаться. Позже некоторые из них начали увлекаться кикбоксингом и тайским боксом. На тот момент мне почти исполнилось 18. В секцию бокса не взяли по возрасту. Пришел в клуб «Синтяо» на тайский. Занятия были платными, но мне разрешили не вносить деньги за тренировки: рос в очень бедной семье. Отца не было, мама работала уборщицей.
— Понравилось в зале?
— Ничего не получалось — талант к единоборствам отсутствовал. Попытки наносить удары выглядели коряво. С меня смеялись, сам смеялся. Зато желания доказать окружающим и себе, что смогу, было в избытке. В теплое время года выбирались с друзьями на природу. Они меня атаковали — я защищался. Сначала ходил на тренировки раза три в неделю, потом просил, чтобы пускали каждый день. Позже взяли в сборную клуба. Занимался с лучшими, хотел быть как они.
— Те ребята, с которыми вы пришли, также связали жизнь со спортом?
— Увы, большинство из них пошли по кривой дорожке: кто-то спился, кто-то подсел на наркотики, кто-то находится в местах не столь отдаленных. Рад, что остался в спорте, где появились новые друзья и интересы. Чтобы добиться успеха, пришлось стараться и сражаться. Не первый год тренирую детей и взрослых. Понимаю: одного таланта мало, чтобы достичь результатов. Одаренные быстро схватывают, но начинают лениться. Кому дается тяжело, тот больше дорожит достигнутым и пробивает дорогу вперед.
Новый поворот
— Когда поняли, что спорт — это ваше?
— Когда занялся кикбоксингом и тайским боксом. Появился друг — многократный чемпион мира Чингиз Аллазов, а также мудрый тренер Андрей Гридин. Благодаря им моя жизнь изменилась. Заявил о себе в спорте, нашел верный путь в жизни. Считаю себя не самым плохим примером для подражания. А старым знакомым признателен за то, что научили дружить.
— Это как?
— Не предавать, стоять друг за друга горой. Хотя попадал в милицию, никого не сдавал. Из-за этого приходилось терпеть, страдать. Есть еще один невероятный поворот в этой истории. Те милиционеры, которые меня задерживали и проводили воспитательные беседы, сейчас приходят ко мне на тренировки, болеют за меня на соревнованиях. Мы дружим. Если бы мне предложили прожить жизнь заново, ничего не менял бы, разве что занимался бы больше.
— Вы говорили про пять тренировок в неделю. Не падали потом от усталости?
— Могу пожаловаться на трудности только себе. Обычно улыбаюсь и шучу после тренировки. Многие думают, что легко дается, но это не так. Одна сгонка веса чего стоит! К недавнему турниру «Минский рубеж» сбрасывал 9 кг. Это непросто даже в 20–25 лет, не говоря про 39. Сейчас 8–9 тренировок в неделю, причем в компании элитных белорусских бойцов — Чингиза Аллазова, Вадима Васькова, Георгия Акопяна. Нужно им соответствовать. Однажды в мороз Чингиз не взял форму для пробежки на улице. Отдал ему свою и думал, что останусь в зале… Не тут-то было! Тренер выдал шорты, байку, и пришлось бежать.
— На турнире «Минский рубеж» вы победили конкурента, который младше вас на 13 лет.
— Узнал, с кем буду сражаться, за три дня до начала боя. Уже после поединка подумал, что, если бы знал соперника, отказался бы от поединка. Сергей Серпетовский быстрый, настырный, непредсказуемый, бьет ногами в прыжке с разворота.
Во время противостояния думал: «Куда я попал?» Бой мог закончиться для меня в первом раунде, но уже в третьем Сергей убегал и я при большом желании мог его нокаутировать.
Мечта сбывается
— У вас пять чемпионских титулов. Какой дался сложнее всего?
— Чемпионат мира по кикбоксингу в Австрии. Перед тем турниром разболелся зуб, но к стоматологу не обратился — пил обезболивающее. Сгонял каждый день по несколько кг. После боя мало ел и пил, но перевес составлял около 5 кг. Приходилось надевать резиновый костюм и отправляться на пробежку по городу. Бежал и проклинал все на свете, еще болел зуб. Зато чувствовал: если тяжело, значит, точно выиграю. Так и случилось. Турнир запомнился тем, что белорусы победили почти во всех весовых категориях, а наш гимн звучал и звучал. Очень приятные ощущения.
— Не посещала мысль о завершении карьеры?
— Сейчас каждый раз еду на бой и думаю, что нужно заканчивать, это последний поединок. По окончании турнира другое настроение. До сих пор получаю удовольствие на ринге. Общался на эту тему с белорусским тренером Дмитрием Пясецким. Он завершил карьеру в 30 лет и потом несколько раз хотел вернуться, но было поздно. Посоветовал продолжать, пока чувствую запал. У меня есть ученица, которой 55 лет. Кроме единоборств она увлекается другим экстримом. Ее пример мотивирует.
— С соперниками на ринге общаетесь, дружите?
— Да. Однажды проиграл нокаутом парню из Кыргызстана. Ждал момента, чтобы взять реванш, но он завершил карьеру. Через некоторое время позвонил мне и попросил помочь. Его братья прилетели в Минск, но их кто-то подвел: не встретили в аэропорту, не расселили. Помог ребятам. С этим парнем до сих пор переписываемся. Это не единичный пример.
Справочно:
В карьере спортсмена более 100 боев, и каждый из них он помнит.
Фото Сергея Лукашова