«Они находят дорогу к дому и за 1 000 км». Голубевод из Серебрянки выращивает чемпионов
В питомнике Юрия Белькевича из Серебрянки — около 100 спортивных голубей. Ежедневные хлопоты по их содержанию, тренировки и соревнования отнимают немало времени и средств, но это невысокая плата за те эмоции, которые дает общение с пернатыми. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Знакомство
Голубятня расположена на заснеженном склоне на ул. Якубова. Стены двухэтажного теремка украшает тематический пейзаж — поле, лес, облака и, конечно, голуби. Небольшой огражденный участок примыкает к площадке для выгула домашних животных. Юрий давно нашел общий язык с местными собаководами, такое соседство всех устраивает. Морозным утром мы застали его за расчисткой ступенек, ведущих вверх по откосу от пешеходной дорожки. Поднимаемся. В присутствии хозяина питомцы чувствуют себя в безопасности. Расположившись на закрытой сеткой террасе на втором ярусе, они с любопытством изучают пришельцев.
Всего в домике четыре отсека. Юрий распахивает двери в первый нижний — он для молодняка. Другой — маточный, где выводят потомство. Будущих родителей владелец определяет сам. Приоритет — парам, которые хорошо показали себя на соревнованиях.
— Самые крепкие птенцы — из первого выводка. Голуби откладывают два яйца, высиживают их 18 дней. Через месяц после вылупления птенец уже становится на крыло, — говорит собеседник.
Отдельно обитают возрастные сизокрылые. На полном довольствии и ветераны. Век голубя-спортсмена — около 20 лет, а в соревнованиях участвуют в возрасте до 8 лет.
Мечты сбываются
Это не первая голубятня Юрия. Увлечение сизокрылыми передалось ему от отца.
— В 6 лет я один поехал на Старожовку (так назывался птичий рынок в районе Косомольского озера. — Прим. авт.). Люди на остановке подсказали, как добраться. Сел на трамвай — и вперед. В те времена пацаны с малых лет бегали по крышам, чердакам, ловили чужих голубей — их будки стояли во многих дворах. Пределом мечтаний для меня была своя голубятня. И отец, который к своим 25 годам «завязал» с пернатыми, пообещал ее построить, если хорошо окончу школу, — вспоминает мужчина.
Но так сложилось, что в старших классах интерес Юрия сместился в сторону спорта — долгие годы активно занимался греблей на байдарках. И только в 23 года решил воплотить детскую месту и соорудил питомник во дворе своего дома на ул. Плеханова. Это был 2005 год. А в 2010-м перенес постройку на зеленую зону на ул. Якубова, расширил и усовершенствовал. Говорит, вопрос довольно быстро был согласован с архитектором администрации Ленинского района. «Зеленстрой», который обслуживает эту территорию, тоже не возражал. Так что бюрократических проволочек, с которыми сталкивались знакомые голубеводы, удалось избежать.
— Птицам тут хорошо — открытое пространство, видят ястреба издалека и успевают уйти. И для участия в соревнованиях место подходящее, — объясняет выбор нового места.
— А зимой им не холодно?
— Главное, чтобы не было сырости и сквозняков, а мороза они не боятся. Каждый день прихожу — напоить, покормить, дать витамины. Рацион должен быть разнообразным и содержать более десятка ингредиентов: ячмень, пшеница, кукуруза, лен, просо… Некоторые зерновые смеси заказываю в России. Летом вообще встаю в 5 утра, в 6 часов — в питомнике. Собираю в клетки голубей, которых готовлю к соревнованиям, и везу их в Марьину горку — за 65 км от Минска. Там выпускаю и еду назад. Птицы прилетают раньше. Нужно проводить как минимум две тренировки в неделю. И так — с мая до августа. За сезон обычно проводится 10 гонок. Выпускаю и остальных голубей, чтобы полетали. Потом еду на работу (мужчина занимается установкой окон ПВХ. — Прим. авт.). Вечером снова заглядываю к пернатым. Они — часть жизни. Голуби все привитые, но могут заболеть, если дикие сородичи или воробьи залетают в питомник.
Под облаками
О голубях Юрий знает, наверное, все, и может говорить о них часами.
— У каждого голубевода — свое пристрастие, — объясняет он. — Кто-то держит декоративных птиц, они не летают. Кому-то нравятся «бойные», которые кувыркаются в полете, кому-то — «бабочки» с постоянно трепещущимися крыльями. Есть «круговые» — они набирают высоту, совершая круговые движения. Или «типплеры», которые могут летать сутками напролет… У меня — спортивные. Раньше их называли почтовыми — переносили почту. Слышал такую историю. Раз в год собирались князья на смотрины голубей — их мог принести любой крестьянин. Птиц выпускали, а следом покупатели пускали ястребов. Уцелевшие дорогого стоили. Хорошего почтового голубя могли обменять на коня.
Нынче награда поскромнее — кубки да грамоты за победу в соревнованиях, которые стоят на полке в квартире. Но для Ю. Белькевича они имеют бо́льшую ценность, чем конь от князя.
Впервые он принял участие в голубиных гонках на 100 км в 2012 г. Выпустил 15 молодых, из них только трое долетели до финиша, то есть питомника. Остальные потерялись или стали жертвами хищников, высоковольтных линий электропередачи.
— На вопрос более опытного коллеги, сколько времени я их готовил, ответил: было три тренировки. Он сказал, что это очень мало. Так усвоил первый урок. Через два года мой голубь пролетел дистанцию в 500 км — это серьезный результат, которого достигали не все голубеводы и за 10 лет подготовки спортсменов. А в 2015 г. выиграл такую дистанцию, — констатирует собеседник.
Его питомцы регулярно занимали призовые места. Самое большое расстояние, которое преодолел голубь Ю. Белькевича, стартовав из России, — 940 км.
Поясним: в одной гонке участвуют сотни голубей. На каждом — именное кольцо и чип, который отбивает время прилета в питомник. От места пуска до финиша у всех пернатых спортсменов разное расстояние, этот фактор, как и скорость, учитывается при определении победителей. Птица может прилететь первой, но не взять ни золото, ни серебро, ни бронзу.
Не считая первого старта, большинство питомцев Юрия долетали до дома. Любопытен один эпизод: голубь заплутал и оказался в Литве. Обнаружить его помог случай: местный голубевод поймал беглеца и выложил в общий чат информацию и номер кольца. Через зарубежных коллег было организовано возвращение в родные пенаты.
Бывало, что прилетали со сломанным крылом. Такого ветерана Юрий показал нам. Крыло давно зажило. Наросты белого цвета на его клюве были побольше, чем у других питомцев. Оказывается, они необходимы для длительных перелетов — защищают глаза от потока ветра.
Эпилог
Интерес к голубям, и не только спортивным, в нашей стране неуклонно снижается, отмечает Белькевич. В Беларуси осталось примерно 500 голубеводов. В Серебрянке собеседник насчитал еще три дворовых питомника.
— Приятно, когда к моей голубятне подходят родители с детьми. Всегда разрешаю рассмотреть их вблизи, подержать в руках, сфотографироваться. Однажды на меня вышла девушка через наш сайт. Они с будущим мужем хотели проконсультироваться — собирались заняться таким хобби. Встретились, пообщались. Ушли довольными, — рассказывает Юрий.
Бывали и неприятные моменты. Как-то на Новый год в питомник бросили петарду. Пытались взломать замки. Оставляли граффити на стенах. Но после того как художник их разрисовал, таких попыток не было.
— Что в голубях такого особенного? — интересуюсь напоследок.
— Они всегда стремятся вернуться домой.
Фото Сергея Пожоги и предоставлены Юрием Белькевичем