izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Онлайн-защита потребителя: как отстоять свои права без судебного вмешательства

Как потребителю защитить свои права без обращения в суд, если приобретенный товар вышел из строя раньше времени, а продавец пытается снять за это с себя ответственность, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель общественного объединения «Онлайн-защита потребителя» Анна Шилько.

gavel 3577255 960 720

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Мы в ответе за тех, на кого наезжаем

Сутяжничество — вещь предосудительная, обществом никогда не приветствовалась, а с недавних пор может обойтись в копеечку. Имеются в виду потребительские дела. Как было раньше? Сломался у покупателя любимый электрочайник — он в магазин и в крик: меняйте на новый — или подам в суд и разорю. И ведь подавал. Ему, потребителю, что? Госпошлины платить не надо, а выгорит исковое требование или нет, вопрос второстепенный. Морально он уже удовлетворен, персонал магазина рыдает, просит прощения и нанимает на полставки юрисконсульта. С 1 января, то есть со дня вступления в силу изменений в Налоговый кодекс, суды вздохнули с облегчением. Нет, сутяжник по-прежнему может подавать исковые жалобы бесплатно. В этой части закон поправок не претерпел. Но если претензия окажется необоснованной и экспертиза установит, что электрочайник сломался от ветхости или по иной причине, от производителя не зависящей, истца обяжут уплатить госпошлину. А это ни много ни мало 5 % цены иска по имущественным спорам. Плюс обяжут уплатить 3 базовые величины за спор неимущественного характера, если владелец чайника настаивал еще и на компенсации морального вреда. В общем, начиная с января сутяжник вместо суда опять бежит в магазин, и уже с деньгами на новый нагревательный электроприбор.

У читателя возникнет вопрос: так что, теперь вообще в суд не обращаться? Как в таком случае защищать свои права? Пресловутый электрочайник может сломаться от ветхости самого производителя. Клепал, понимаешь, изделия на допотопном оборудовании, отсюда и проблемы у покупателя. За ответами на эти вопросы мы обратились к эксперту, а именно председателю общественного объединения «Онлайн-защита потребителя» Анне Шилько.

— Анна Борисовна, а действительно, что делать?

— Вы верно отметили, что указанные нововведения призваны снизить нагрузку на судебную систему. Обращения в суд — крайняя мера, когда иные возможности урегулировать конфликт, казалось бы, исчерпаны. Но сегодня активно развивается институт медиаторов, то есть посредников в досудебном разрешении споров. Опять же, исходя из моей практики, добиться своей цели поможет грамотно составленная претензия в адрес обидчика.

ремонт телевизора

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Сбой матрицы

— Хотелось бы примеров.

— Пожалуйста. В минувшем августе в объединение «Онлайн-защита потребителя» обратилась минчанка, купившая в интернет-магазине телевизор для пожилой мамы. Не проработав и двух лет, аппарат сломался, в нем пропало изображение. Минчанка обратилась к продавцу за заменой или возвратом денег и получила отказ, мол, гарантийный срок составлял год, поэтому все вопросы решайте в платной мастерской, а магазин умывает руки. Не согласившись с таким ответом, минчанка привезла телевизор в сервисный центр для консультации. Специалисты выяснили, что причина отсутствия изображения кроется в сбое матрицы, когда требуется ее замена. Недостаток существенный, причем новая матрица будет стоить почти столько же, сколько сам телевизор. Мы составили претензию, в которой предусмотрели все нюансы, не забыли попросить разницу в цене на сегодняшнюю дату, стоимость услуг сервисного центра и денежную компенсацию морального вреда. Что самое приятное, претензию продавец рассмотрел и согласился со всеми условиями, в том числе с выплатой моральной компенсации. И такое возможно!

— О каких суммах шла речь?

— Первоначальная стоимость телевизора составляла 440 рублей, к моменту подачи претензии аналогичные модели продавались почти по 700 рублей, а моральный вред минчанка оценила в 100 рублей.

— Для солидного интернет-магазина деньги как будто и небольшие. Может быть, поэтому такая лояльность к покупателю?

— Возможно. Хотя, дойди дело до суда, продавец наверняка бы проиграл. Существенный недостаток — это серьезно, здесь сроки бесплатной гарантии не работают, рассматривается срок службы телевизора. А он гораздо дольше, чем один год.

В условиях конкуренции магазины, да и предприятия службы быта, стали заботиться о собственном имидже. Современный покупатель — это в первую очередь интернет-пользователь. Если он увидит негативные отклики о магазине, то вряд ли туда обратится.

Depositphotos 221544050 S

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Свадебный переполох

— В феврале этого года жительница Молодечно, проживающая ныне с мужем в Швейцарии, обратилась в престижный минский свадебный салон. Заказала платье, внесла 50 % предоплаты. Была примерка по имеющимся образцам, с девушки сняли мерки, внесли некоторые изменения в модель. Сроком изготовления платья назвали середину мая. Увы, ковидные ограничения внесли свою лепту. Еще в период кройки и шитья девушка связалась с салоном, попросив отменить или приостановить исполнение заказа. Пока было непонятно, соберутся ли гости и разрешат ли провести свадьбу в торжественной обстановке. Салон согласился. Оговоренные сроки прошли, в июне невеста вновь позвонила в Минск, сообщив, что пышной свадьбы все же не будет. Посему она просит салон вернуть ей предоплату.

Ответную реакцию закройщиков и модельеров понять можно. Шили, старались, расходовали материалы — и все зря!

«Нет, — сказали девушке. — Предоплату мы вам не вернем. Точнее, вернем, как только продадим готовое платье другой невесте». Ситуация застопорилась, но и внесенных денег девушке было жалко. Кто знает, продадут ли наряд вообще!

Она обратилась к нам за юридической помощью. Мы, как и в первом случае с телевизором, составили письменную претензию, адресовали ее в салон.

— Какие аргументы привели?

— Ковидное закрытие границ — форс-мажорные обстоятельства. Предвидеть их невозможно, о приостановке исполнения заказа невеста сообщила заблаговременно.

— Чем же все закончилось?

— С девушкой связалась уже владелица салона: «Вашу претензию получили. Возмущены. За 20 лет работы такого еще не было!» Но после длительной тирады, заключавшейся в том, что потребитель сама виновата, не сумев разобраться в деталях собственной свадьбы, хозяйка салона все же уступила: «Поскольку мы дорожим репутацией, принято решение вернуть вам деньги в полном объеме». В общем, совет да любовь между бывшими сторонами конфликта состоялись.

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Белорусские стрелки выиграли 22 награды Всероссийских соревнований вГлазове

Белорусские спортсмены стали призерами Всероссийских соревнований по пулевой стрельбе памяти Героя Советского Союза Т. Н. Барамзиной, которые завершились в Глазове 18 декабря, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу НОК.

02 12 2024 sport otkrytie po pulevoj strelbe pozhoga 11 kopiya

По итогам турнира представители Беларуси взяли 12 золотых, четыре серебряные и шесть бронзовых наград. В заключительный день состязаний в стрельбе из пневматического пистолета среди юниоров первые места заняли Николай Якута и Ульяна Даниленко, на вторую ступень пьедестала у парней поднялся Иван Казак, у девушек тройку лидеров замкнула Полина Костенко.

Всероссийские соревнования по пулевой стрельбе в Глазове стали для белорусских атлетов одним из этапов подготовки к чемпионату Европы 2025 года.

Судебные эксперты подтвердили причастность минчанина к мошенничеству

Пенсионерка отдала крупную сумму курьеру телефонных аферистов — подробности корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску.

izobrazhenie viber 2024 12 18 17 34 10 069

В оперативно-дежурную службу Заводского РУВД поступило сообщение от женщины 1940 г. р. о том, что незнакомец мошенническим путем завладел ее деньгами.

izobrazhenie viber 2024 12 18 17 34 10 440

На место происшествия незамедлительно выбыла следственно-оперативная группа. Со слов потерпевшей, позвонил неизвестный и сообщил, что ее дочь попала в ДТП и признана виновной. Для благоприятного решения вопроса необходимо компенсировать ущерб. Минчанка передала приехавшему к ней домой курьеру порядка 8 000 рублей, 4 000 евро и 950 долларов. Спустя некоторое время она осознала, что стала жертвой обмана, и обратилась в милицию.

— При осмотре места происшествия специалистом Государственного комитета судебных экспертиз выявлены и изъяты следы рук, которые незамедлительно были направлены для проверки по базе данных, — рассказала официальный представитель столичного управления ГКСЭ Марина Кудравец. — В результате установлено совпадение с дактилоскопической информацией ранее судимого 29-летнего жителя столицы. Благодаря оперативно полученным данным молодой человек был задержан. Потерпевшая опознала в нем курьера, которому передала деньги.

В настоящее время правоохранителями проверяется возможная причастность задержанного к совершению серии аналогичных преступлений на территории столицы, после чего будет дана окончательная правовая оценка его действиям.

Фото представлены управлением ГКСЭ по г. Минску