Оперу «Визит дамы» Сергея Кортеса минчане смогут увидеть в формате онлайн
Начиная с 29 мая в сообществе #золотойфондБТ в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook можно будет увидеть оперу Сергея Кортеса «Визит дамы», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Запись постановки датируется 1997 годом. Акция подготовлена Большим театром Беларуси и Белтелерадиокомпанией.
«Опера должна не только слушаться, но и смотреться», — не раз подчеркивал именитый белорусский композитор Сергей Кортес. И спектакль по мотивам пьесы Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы», поставленный в белорусском Большом в 1995-м режиссером Николаем Пинигиным, отличается прежде всего театральностью. Сложные мизансцены, двухэтажные конструкции, эпатажные костюмы, интересные световые решения, наконец, выезжающий на сцену «москвич» — это и многое другое оказалось новаторским для оперы 1990-х. Как отмечали критики, спектакль, отошедший от оперных традиций, был революционным для своего времени.
Опера-притча стала вехой в творчестве Натальи Рудневой. Народная артистка Беларуси — исполнительница в «Визите дамы» роли Клары Цаханассьян — 27 мая отметила день рождения. Так что показ оперы станет своеобразным подарком-подношением таланту блистательной певицы.
Наталья с удовольствием поделилась своими воспоминаниями о работе над постановкой:
— Мне было невероятно интересно работать с Николаем Пинигиным как с театральным режиссером. Он требовал от нас драматической игры, добивался достоверности образа. И все это, безусловно, параллельно с задачей каждого оперного певца — хорошо прозвучать. А ведь мизансцены, которые предлагал Пинигин, были невероятно сложны. Побежать вверх по лестнице, спеть непростую арию, так же быстро спуститься, да еще и успеть переодеться. И на все это давалось буквально несколько минут. Но мне этот процесс нравился неимоверно. Работа так меня захватила, что я постоянно твердила Пинигину: «А давайте попробуем!» Парадокс, но я забывала про сложнейшие вокальные места, потому что была увлечена актерской игрой. После спектакля коллеги подходили и удивлялись: «Как ты умудряешься еще и петь в этих непростых мизансценах?!» А я даже и не задумывалась. Мне самой было интересно, публика переживала вместе со мной — смеялась и плакала. Ведь это самое главное.
Музыка Сергея Кортеса своеобразная — извилистая, угловатая, порой скачкообразная, но когда начинаешь вдумываться в текст, проживать судьбу героя, понимаешь: другой эта музыка и не может быть. Никогда не забуду самую первую общую репетицию с дирижером — гениальным Проваторовым. Между собой мы, солисты, перешептывались: «Ну что, выучил?» — «Какое там! Мелодия скачет, текст не ложится…» И вот Геннадий Пантелеймонович начал репетицию. Мы останавливались буквально через каждые два-три такта, дирижер объяснял певцам и концертмейстерам, какая тема заложена здесь и здесь, как она должна прозвучать. После спевки каждый из нас уходил со словами: «Какая все-таки красивая музыка!» Все вставало на свое место…
В фильме-спектакле кроме Натальи Рудневой мы увидим легендарных певцов, гордость белорусской оперы: Эдуарда Пелагейченко, Тамару Глаголеву, Михаила Жилюка, Сергея Франковского, Геннадия Чепикова, Николая Моисеенко, Виктора Чернобаева. За дирижерским пультом в момент записи стоял Андрей Галанов.
Подготовила Елена Балабанович, фото из архива Василия Майсеенка