Осваивают аэродинамику, военную топографию. Как четвероклассников учат управлять беспилотниками
В средней школе № 64 работают два клуба — военно-патриотический «Стрела» и военно-спортивный «Сириус». Последний открыли сравнительно недавно, и у него своя изюминка: там детей учат управлять беспилотниками. С ребятами занимаются курсанты Белорусской государственной академии авиации. Одно из занятий посетили корреспонденты агентства «Минск-Новости».
В помещении клуба установлены компьютеры со специальными программами-тренажерами. Научиться поднимать в воздух дрон можно двумя способами — в пространстве и виртуально. Правда, чтобы стать асом, лучше заниматься комплексно.
Тренировки проходят у четвероклассников. В помещении летают квадрокоптеры, а за партами сидят дети и управляют беспилотниками с помощью пульта.
— Поскольку «Сириус» — военно-спортивный клуб, предполагаются дополнительные физические нагрузки. В перспективе планируем проводить соревнования, в том числе по пилотированию дронов. А это и попадание в цель, и прохождение полосы препятствий, и прочее, — рассказывает руководитель по военно-патриотическому воспитанию СШ № 64 Павел Василенко.

На занятиях в клубе ученики проходят военную топографию, определяют рельеф местности, проводят разведку. Они глубоко погружаются в исторические дисциплины. П. Василенко считает: первоочередная задача — растить патриотов.
Школьники могут посещать оба клуба. Сейчас в них тренируются в общей сложности около 100 ребят. Фактически каждый шестой ученик 64-й.
— Когда мы только открывали это направление, то даже не думали, что будет ажиотаж. Только вчера и позавчера принесли заявления еще десять человек, среди них есть и девчонки, — делится военрук.
В клуб принимают детей по заявлению родителей. Но одного желания мало. Есть требования по дисциплине и учебе.
***
— Чем занимаемся в наших клубах? Стреляем в мишени, недавно разбирали автомат Калашникова, учились маршировать, — перечисляет четвероклассник Владимир Карабан. — Однако пока маршировать у меня получается не очень хорошо.
Его друг Марк Блажевич воодушевленно рассказывает об управлении дронами. В этом ремесле все не так просто, как кажется.
— Разбираем сложные ситуации. Например, что делать, если беспилотник оказался посреди леса. Надо как минимум определить, где он находится, где север или юг. Либо как действовать, если дрон разрядился и упал в обрыв. Конечно, задача пилота состоит в том, чтобы не допустить такого, — говорит Марк.
Мальчик вспоминает, что поднять учебный аппарат в воздух с первого раза не получилось.
— Потом я разобрался, как правильно двигать пальцами. При запуске дрона надеваю VR-очки. Это необычные ощущения, — делится Марк.
Чтобы понять, о чем рассказывает школьник, пробуем примерить очки и привести в движение маленький квадрокоптер. Дрон снабжен камерой — фактически вместе с этим юрким малышом ты запускаешь в полет зрительную систему, оставаясь при этом на земле. Когда квадрокоптер резко взмывает ввысь, с непривычки кружится голова.
***
— Беспилотная авиация развивается быстрыми темпами, и необходимы соответствующие кадры. Кто-то из этих ребят заинтересуется темой всерьез и станет оператором, — убежден проректор по государственной авиации — начальник военного факультета академии авиации Павел Примак.
Почти беззвучно к нему подлетает маленький дрон.
— Они ручные — любят садиться мне на плечо, — улыбается собеседник. — Но нам нужны не просто операторы, а технари. Те, кто будет думать, как завтра развивать беспилотную авиацию. В эту сферу также внедряют искусственный интеллект, новейшие средства связи, навигации. Прийти в академию или университет и получить специальность уже недостаточно. Нужно этим жить. Можно провести аналогию с программистом. Если молодой человек не пришел на первый курс с определенными навыками, то четыре года профильного образования в вузе не сделают его экспертом. Он превратится в стандартного «нажимателя клавиш».
По мнению П. Примака, в перспективе система подготовки в сфере беспилотной авиации станет включать комплекс специальностей. Нужны будут и регулировщики воздушного движения, и операторы-аналитики. Это профессии ближайшего будущего.
Начальник управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Республики Беларусь полковник Михаил Брянский:
— Беспилотная авиация — это наше будущее. Кадры для данной сферы готовит не только академия авиации. Глава государства поставил задачу расширять направление, потому на всех военных факультетах и кафедрах вузов откроют специализированные классы. Первый уже есть в БГУИР. В университете оборудовали даже небольшой полигон для запуска дронов. Планируется готовить студентов, офицеров запаса по специальности «оператор беспилотного летательного аппарата (БПЛА)». Кроме того, обращаем внимание и на школы. Обучение навыкам управления БПЛА со столь юного возраста позволит привлечь в вузы мотивированных абитуриентов. Это перспективная отрасль. Во-первых, меняется характер военных действий — идет серьезный сдвиг в сторону беспилотной авиации. Обученный резерв операторов в стране должен быть всегда, мы говорим о национальной безопасности. Во-вторых, БПЛА крайне необходимы и в гражданских сферах — строительной, медицинской, природоохранной и так далее. Даже в киноиндустрии. В СШ № 64 мы открыли первый в республике класс, где обучаем учеников управлению БПЛА. Начало положено, в перспективе их станет больше.
Как учат управлять дроном? Примерно так, как автомобилем. Сначала юные пилоты пробуют трогаться с места, делать остановки, повороты. Затем пытаются прокладывать маршрут, двигаться с определенной скоростью, чтобы прибыть в заданный пункт в обозначенное время. Кроме того, важно усвоить матчасть. Дети изучают аэродинамику, органы управления дрона.
Фото Сергея Мицевича