От 8 до 12 рублей за два км. Почему такси в Минске становится дороже
Человек вызывает такси, чтобы передвигаться быстро и безопасно. А получает завышенный тариф, уставшего водителя и машину без лицензии. Только за первые шесть месяцев 2025 года сотрудники транспортной инспекции выявили среди водителей такси 1,5 тыс. нарушителей режима труда и отдыха. Почему поездки становятся дороже и сколько машин сняли с линии, разбиралась в программе «Вечерний Минск» корреспондент агентства «Минск-Новости» Ксения Грузинова.

Место пассажира
Жизнь в городе сегодня немыслима без такси и доставки еды. Это не роскошь — это необходимость. Если с доставкой все более-менее понятно, то с перевозкой людей все сложнее. Все чаще появляются новости о ДТП с участием машин, работающих на платформах. Усталость водителя, спешка, высокая конкуренция — все это напрямую влияет на безопасность пассажиров.
Резкие скачки цен на такси — тоже не новость. Непогода, час пик, массовые мероприятия — и тарифы взлетают в два, а то и в три раза. Автоматические системы платформ сами определяют «горячие точки» и повышают стоимость. Но справедливо ли это?
У потребителя всегда есть право выбора. В республике работает одна из старейших служб такси — 135, а также несколько локальных игроков. Однако доминирующая роль на этом рынке по-прежнему принадлежит российскому «Яндекс.Такси» Но с недавних пор на дороги въехали машины с не менее громкими логотипами А1 и Wildberries. И если автомобили А1 уже разъезжают по столичным улицам, то такси с фиолетовыми машинами маркетплейса работают пока что в тестовом режиме, и перед заказом конкретной услуги необходимо пройти целый квест на сайте компании.
Мы решили провести сравнительный анализ услуг в реальном времени. Точка А — офис «Вечернего Минска» на Площади Победы, точка Б — Музей истории Великой Отечественной войны. Ехать всего два километра, в среднем — 12 минут. «Яндекс.Такси» довезет до пункта назначения за 8 рублей, что вполне приемлемо, спрос не повышен. Услуга от новенького диспетчера А1 обойдется в 10 рублей, а вот служба такси с якобы дешевыми тарифами 135 уже просит за маршрут с отметкой «молния» 12 рублей, что означает тот самый повышенный спрос. Есть вариант доехать за 3 рубля — воспользоваться шеринговым электросамокатом.
Водительское кресло
С ноября 2024 года в Беларуси заработал реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. На пассажирах это никак не отразилось, а вот перевозчикам пришлось, так сказать, повозиться. Но зато теперь все прозрачно как никогда.
— Согласно той статистике, которую мы имеем, мы видим, что количество предоставляемых услуг растет — это если сравнивать период до вступления в законную силу реестра. В настоящее время сфера такси существенно выросла: количество услуг выросло, количество транспортных средств и водителей. Благодаря тому, что сфера предоставления услуг автомобилями такси становится более прозрачной, на рынок приходят новые серьезные «игроки», это А1, Wildberries. Мы видим, что в перспективе этот список будет существенно расширен, — рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.
Те, кто предпочитают не соблюдать закон и работать по старинке, с появлением реестра задержаться на рынке надолго не смогут, а вот опытные предприниматели со стажем знают: закон обойти — себе дороже. Только с 1 ноября 2024 года по результатам контрольных мероприятий Транспортной инспекцией было изъято 307 машин, использовавшихся при перевозках пассажиров в сфере такси без включения сведений об этих авто в реестр.
Так или иначе, услуги такси вошли в жизнь белорусов и обосновались в привычном расписании дня, памяти смартфонов и даже привязались к банковским картам. Рынок действительно большой, и на каждого перевозчика находится свой пассажир. 37 тыс. водителей по стране: кто-то новичок в этом деле, а кто-то только заехал на рынок автомобильных услуг. Но каждый из них, независимо от стажа, возраста и марки машины, обязан соблюдать закон и работать в интересах пассажира, пока тот платит деньги.