От «Аркатрона» до СКА: Минчанин года — 2025 Дмитрий Никуленков — о становлении в гандболе
Еще в юные годы Дмитрий Никуленков влюбился в гандбол. Сейчас он — главный тренер команды «СКА-Минск». Совсем недавно герой материала удостоен звания «Минчанин года» в области физической культуры, спорта и туризма. О важных этапах карьеры спортсмена — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Дмитрий, с чего для вас начинался гандбол?
— В юные годы занимался многими видами спорта: футболом, легкой атлетикой, пулевой стрельбой и другими. Учитель физкультуры из моей школы уговаривала сходить на гандбол. Относился к ней очень уважительно и поэтому пошел на тренировку. Честно: толком не знал, как играть и что делать на площадке. Но попробовал и понравилось. До сих пор пробую.
— Вспомните, когда появился серьезный интерес к этому виду?
— В подростковом возрасте было много соревнований. Наша команда составляла спортивный класс, который занимался в СШ № 114. В состав входили лучшие ребята в нашем возрасте из Минска. Нам очень нравилось ездить на турниры в Польшу, Молдову и другие страны. Именно с того момента появился большой интерес к гандболу. Хотелось становиться лучше, чтобы обыгрывать сильных соперников. И мы выигрывали состязания, занимали призовые места. Очень врезалась в память поездка в 1998 году в Нант. Мы неплохо выступили. А еще в городах Франции проходили матчи чемпионата мира по футболу. Сколько людей болело на улицах у больших экранов, не передать! Атмосфера была шикарной.
— Важным этапом стало попадание в клуб «Аркатрон»?
— Этому предшествовало еще одно событие. На первом курсе института я и некоторые ребята решили пойти за тренером Семёном Матвеевичем Лохненко. Наставник организовал команду при Политехнической академии (ныне Белорусский национальный технический университет). Но у коллектива не шла игра, совмещать учебу с тренировками, матчами оказалось крайне сложно. В 2003-м нас позвали учиться в БГЭУ и в клуб «Аркатрон». Пошли я и Юрий Громыко. Там происходило мое становление как игрока и личности. В том же году команда выиграла чемпионат страны. В финале сражались с соперниками из Бреста и одолели их. У нас подобрались парни, которые были голодны до игр и побед. Это Андрей Крайнов, Юрий Громыко, Сергей Горбок, Денис Рутенко, Андрей Барвиюк и другие. Словом, крутой состав. Мы очень дружили, после игр вместе ходили в компьютерный клуб и рубились 7 на 7 в Counter-Strike.
— Расскажите о своем легионерском этапе карьеры.
— После «Аркатрона» начали поступать предложения из-за границы. Выбрал польский клуб «Кельце». Мне тогда было 20–21 год, поэтому приходилось доказывать свою состоятельность. Адаптироваться к местным реалиям помогали парни из команды — россиянин и молдаванин. Я самостоятельно учил польский язык. Включал местные новости, а еще не боялся говорить на польском, точнее, не опасался ошибиться. Правда, из-за этого несколько раз попадал в комичные ситуации. Еще одним плюсом стало то, что моя супруга (она гандболистка) через два года тоже перебралась в Кельце, где создали женскую дружину. Жена после рождения ребенка и вовсе завязала со спортом. Четыре года в Польше помогли в становлении, выборе направления, куда нужно двигаться.
— И вы двинули в минское «Динамо», которое только-только появилось на гандбольной карте…
— За несколько лет существования клуба мы успели пошуметь! Все игроки находились в таком возрасте, когда понимали, чего хотят, и ставили перед собой максимальные цели. Мы выигрывали чемпионат и Кубок страны, Балтийскую лигу, добирались до 1/8 финала Лиги чемпионов. Один из сезонов получился очень классным. Тогда серьезную конкуренцию нам составили брестчане и СКА. Матчи вышли напряженными, а игроки росли и получали удовольствие от таких поединков. К сожалению, в 2014-м клуб расформировали. Но годы, проведенные в «Динамо», вспоминаю с особым трепетом и теплом.
— Почему выбрали БГК имени Мешкова? Не поступало предложений из-за границы?
— Были. В том числе, от крепких клубов. Но и в Бресте собралось немало сильных гандболистов. С легионерами, приехавшими с Балкан, до сих поддерживаю отношения. Команда выдавала мощные матчи в Лиге чемпионов, добрались до 1/4 финала турнира. Хороший опыт получали и в SEHA league. Один из сезонов выдался сумасшедшим по количеству матчей — 80. Множество переездов, мы практически жили в автобусе.
— А завершали карьеру в минском СКА…
— После Бреста тоже поступили предложения из-за границы. Но я все взвесил и поехал в Минск. Там собрался хороший коллектив, и мы хотели навязать борьбу брестчанам. Удалось выиграть Кубок страны. А потом началась пандемия коронавируса. Тогда решил завершить игровую карьеру и попробовать себя в качестве наставника. Стал помощником главного тренера СКА Игоря Папруги. К тому же помогал Олегу Шарейко с дочерней командой клуба. Интересно было узнать разные тренерские методики. Два года назад стал главным тренером СКА. Первый сезон вышел непростым: было несколько болезненных поражений от БГК, когда уступили с разницей в один мяч. Однако они закалили, научили многому.
— Минувший сезон стал вообще победным!
— Но начинался не лучшим образом. В чемпионате мы проиграли брестчанам почти все матчи. Но я знал, что команда может замахнуться на большее, у нее есть потенциал. В финальной серии против дружины с берегов Буга мы дважды уступали, однако в решающем поединке на их арене преподнесли сюрприз, выиграв у фаворита. То, что это было неслучайно, доказал и недавний Суперкубок Беларуси, где мы тоже оказались сильнее своих извечных соперников. Это достижение всего нашего клуба, мотивация расти дальше.
Фото Сергея Лукашова и «СКА-Минск»