От магазинов «Все по пенни» к торговой империи. Как развивался бизнес уроженца Слонима Михаила Маркса
В последние годы в столице открылось много магазинов, торгующих по принципу «все по одной цене». Этот маркетинговый ход — идея нашего земляка Михаила Маркса. Впервые он испробован им в конце XIX века. В тонкостях рекламных ходов разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Надоумил цареубийца
Михаил Маркс начинал бизнес, торгуя по принципу «все по одной цене». Перефразируя слова Циолковского, это было для него лишь колыбелью предпринимательства. Но нельзя же всю жизнь провести в колыбели. Сегодня компания Marks & Spencer (M&S), основателем которой являлся наш земляк, — самый крупный британский производитель одежды. В империю входят торгово-развлекательные комплексы с продуктовыми супермаркетами, кафе, развлекательные заведения. Фирма владеет более чем 1 300 магазинами по всему миру: 600 — в Великобритании, остальные — в других странах. Премьер-министр Маргарет Тэтчер (1979–1990 годы) в интервью для «Би-би-си» в 1987-м не скрывала, что все — от белья до вечерних платьев — приобретает в M&S. При этом шутила, что британские «Маркс и Спенсер» взяли верх над Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Железная леди имела в виду, что прагматичный капитализм в Англии одержал победу над утопией.
Миша Маркс родился в 1859 году в еврейской семье в Слониме. Местечко находилось в черте оседлости, за пределами которой иудеям проживать возбранялось. Также для них существовало много других запретов и ограничений. Послабления начались лишь после коронации Александра II в 1856-м.
Со временем выезд за черту оседлости был разрешен купцам первой гильдии, а позже разным категориям граждан с высшим образованием. По иронии судьбы именно человек, родившийся за этой чертой, Игнатий Гриневицкий, в 1881 году стал убийцей императора-освободителя и реформатора, не только давшего волю многим евреям, но и отменившего крепостное право в России.
В прессе появились статьи с нападками на целый народ, мол, убийство было еврейским заговором неблагодарных.
В черте оседлости начались массовые погромы, на которые полиция закрывала глаза. Разворовывали магазины и синагоги, убивали зажиточных. Пострадала и лавка отца Миши Маркса. Ему уже исполнилось 22, и он, как и тысячи других, решил уехать подальше от родных мест.
Трудности перевода
Сначала слонимчанин прибыл в Лондон, но быстро перебрался в Лидс — промышленный центр, где проживала большая еврейская община. В поисках фирмы Baran Clothiers, предоставлявшей евреям работу, Миша познакомился с владельцем магазина-склада Исааком Дьюхерстом, который почему-то поверил юноше и в качестве ссуды дал ему товар на продажу: булавки, мешки, пуговицы, печенье, расчески, другую мелочевку. Маркс выезжал в села, ходил по домам и продавал разносортицу местным жителям по цене, в которую была заложена его прибыль. Когда товар заканчивался, он рассчитывался с Исааком и уже на заработанные покупал новую партию мелочевки, возвращался в села и продолжал торговать.
В 1884-м Михаил открыл свой первый лоток на рынке Лидса. Но поскольку базар работал два раза в неделю, он нашел средства, и двери распахнулись еще в двух точках — в Каслфорде и Вейкфилде, где рынки были открыты в другие дни. Таким образом, торговля шла всю неделю. Подкопив денег, Маркс смог открыть магазин на крытом рынке Лидса, который работал семь дней в неделю. Забавно, но к маркетинговым ходам его привел не креатив, а плохое знание английского. Он не мог вступать в пояснительные диалоги с покупателями, поэтому в одной секции магазина разместил более дорогостоящий товар и развесил на него ценники, что тогда было не принято.
А в другой части торговал мелочевкой под лозунгом «Не спрашивайте цену — все по одному пенни» (около 1,7 доллара в пересчете на сегодняшние деньги). Универмагов в то время еще не существовало, поэтому магазин, в котором можно было приобрести 1 000 мелочей, пользовался популярностью. Рабочий тогда в среднем получал 4–6 пенни в день. Веера и кружки, мыло и платки, гвозди — все, что может пригодиться в хозяйстве, выкладывалось на прилавок. Постепенно Миша перестал продавать дорогие товары, а торговал тем, что укладывалось в цену 1 пенни. Прибыль была небольшой, а объемы продаж — огромными! За счет них он сколотил первый капитал. Для торговли с лотков он нанял продавцов, открыл схожие магазины в соседних городах. Они работали под тем же девизом «Все по одному пенни», или Penny Bazaar.
Ни шагу назад
Владея магазинами в Лидсе и Уигане, Маркс понимал, что не справляется. Он позвал в партнеры старого знакомого Исаака Дьюхерста. Тот отказался, однако предложил кандидатуру своего бухгалтера Тома Спенсера, который вложил в дело 300 фунтов — примерно 50 тысяч фунтов по сегодняшним меркам. Михаил, или, как он стал себя величать, Майкл, занимался контролем над действующими магазинами, открытием новых в Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле, Мидлсбро, Шеффилде, Бристоле, Халле, Сандерленде и Кардиффе. Спенсер закупал товары, отвечал за склады, бухгалтерию. Места, где располагались торговые точки M&S, сразу становились посещаемыми, поэтому другие предприниматели боролись за право продавать рядом.
К 1903 году магазинов насчитывалось более 40. Спенсер решил уйти на покой. Его доля в компании выросла до 15 тысяч фунтов, что по тем временам являлось большим состоянием. Он купил ферму и спустя два года скончался там. Ему было 53.
Майкл продолжил бизнес. Но в 1907-м ушел из жизни в возрасте 47 лет. Ничего не поделаешь. До изобретения антибиотиков и других успехов в фармацевтике и медицине редкие счастливчики доживали до глубокой старости. После судов с вдовой Спенсера управление магазинами взял в свои руки сын Майкла Саймон. Он возглавлял империю до 1964-го. После Первой мировой войны компания ушла от политики цен в один пенни. Инфляция, дефицит товаров заставили двигаться дальше. Фирма сконцентрировалась на еде и одежде. Занималась разработкой новых видов тканей для собственных линеек одежды и белья.
Многое сделал сын уроженца Слонима для британцев во время войны. С грузовиков его фирмы гражданам раздавали продукты на улицах. В 1944 году его посвятили в рыцари, а в 1961-м Маркс-младший получил титул барона.
В послевоенный период M&S открыл свои универмаги в Бельгии, Канаде и других странах мира. А в 1999-м одним из первых запустил интернет-магазин! И число гипермаркетов увеличивается год от года.
Еще материалы рубрики:
Строил шикарные казино в Лас-Вегасе и был гангстером. История уроженца Гродно Меера Лански
Памятники Сталину простояли более восьми лет после его смерти, а потом в одночасье исчезли. Почему
«Знамениты те, кого разоблачили». Рассказываем о миссии семьи разведчиков-нелегалов Мукасей
Сфотографировала первый подбитый немецкий супертанк. Рассказываем о судьбе девушки-военкора