«Отношение жильцов и властей улучшилось». Уличные художники — о развитии стрит-культуры и вандализме
Вызывающие надписи на стенах и подъездах, которые смело можно назвать вандализмом, в большинстве случаев понятны только самим уличным художникам. Но есть и другое искусство — оно появляется на фасадах законно и украшает улицы города. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала о том, каким видят стрит-арт минские уличные художники и что ждет тех, кто занимается граффити незаконно.
В Минске много тех, кто хочет улучшить облик столицы, сделать его красивым и уникальным. Один из уличных художников, Александр Благий, сделал свою первую работу баллонами еще в 2000 г. Сейчас его произведения можно встретить не только в столице, но и в других городах Беларуси и за ее пределами.
— Стрит-арт развит у нас неплохо, но довольно локально. В Беларуси есть много талантливых художников, но большинство людей о них не слышали, — рассказывает А. Благий. — Радует то, что отношение жильцов и властей к стрит-арту улучшилось. Когда люди видят, как картинка преображает их город и при этом несет смысл, их мнение меняется.
Так как Александр занимается созданием муралов, он не понаслышке знаком с трудностями при их согласовании. Как рассказал собеседник, этот процесс может затягиваться на недели или даже месяцы.
— Один из последних своих проектов в Минске я рисовал весной, и организатор согласовывал его около четырех месяцев, несмотря на то что это был благотворительный проект — подарок городу. Такие сложности связаны и с тем, что работа «Мой Минск» находится в центре столицы, на Мясникова, 17. Поэтому ее согласовывали в том числе с художественной комиссией, состоящей из более чем 10 человек. А вот макет, на удивление, утвердили с первого раза.
Собеседник рассказал, что несколько лет назад в Минске были места, где ребята могли без проблем рисовать.
— Возможно, если бы площадки для начинающих уличных художников появились и была бы возможность учиться для себя, продвинуть свой стиль, на рисунки в подъездах и на заборах оставалось бы меньше времени, — считает Александр Благий.
— Здесь есть еще один важный момент. Кроме того что на улицах города много тегов и надписей, которые жители не понимают, не всем могут нравиться и легальные изображения на домах. Поэтому к своим творениям художники должны относиться с умом. Для меня важно, когда берешь объект, учитывать его расположение и подбирать картинку исходя из многих факторов, в том числе места, — объясняет художник.
Еще один художник, который считает улицу дополнительным холстом для своего творчества, — Евгений Ковек. Он хоть и не занимается непосредственно граффити, тесно связан с рисунками на улицах. Первую работу красками он создал в 2001 г., а сейчас многие работы Евгения можно встретить на улицах столицы и в других уголках Беларуси.
— У нас это направление не так сильно развито, как во многих европейских странах. Мурализм (одно из направлений стрит-арта) стал активно появляться в Минске и других городах благодаря фестивалям от сообщества «Сигнал». Это Urban Myths, Must Act, Vulica Brasill, которые были согласованы в администрациях районов и города. Конечно, хотелось бы больше подобных инициатив, — рассказывает молодой человек.
Площадок, на которых можно рисовать без страха получить штраф, по словам собеседника, немного. Но это места, где владельцы территорий, сооружений или арендаторы разрешают творить и приглашают художников. Таким образом они украшают территорию, привлекают посетителей, создавая дополнительное место для фото или экскурсий.
— Сейчас свободных площадок, где можно легально рисовать, в Минске нет. Хотя несколько лет назад подобная инициатива от городских властей была. Но там были определенные условия согласования, представлены довольно скудные площадки, — поясняет Евгений. — Не думаю, что их открытие избавило бы нас от вандализма и нанесения непонятных надписей и рисунков, но точно стало бы больше желающих создавать что-то интересное на улицах. А это уже большой плюс не только для автора, но и для жителей района и всего города. Такие формы диалога необходимы Минску.
Уличный художник подчеркивает, что любая творческая инициатива хороша, если она не несет вред и не портит городской ансамбль, не располагается на административном или историческом здании.
— Изображение имеет право на существование в редких случаях на заборах или в подъездах, но это нужно разбирать индивидуально. Например, когда это обсуждалось с жильцами, картинка подобрана грамотно. Но в большинстве случаев это печальное зрелище, — заключает художник.
Как рассказала начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома Наталья Ганусевич, термина «вандализм» в законодательстве не существует. Согласно нормам административного и уголовного законодательства есть ряд статей, которые в первую очередь предусматривают ответственность за порчу имущества. Сюда можно отнести и нанесение надписей на остановки общественного транспорта, различные сооружения, дорожное покрытие.
— Размер штрафа зависит от квалификации преступления и для каждого отдельного случая будет разным. Это может расцениваться как мелкое хулиганство, повреждение имущества, а также как нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов.
Фото из личного архива героев