«Патриотизм — это не сборка-разборка автомата». Что делают в школах современные военруки
С сентября в белорусских школах и гимназиях появилась новая должность — руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила о формировании патриотизма у современного поколения с подполковником в отставке Дмитрием Калининым, работающим в СШ № 122.
У педагогов по военно-патриотическому воспитанию есть право носить форму. Но это не обязательно. Дмитрий Калинин считает, это дисциплинирует ребят, а еще вызывает у них чувство безопасности.
Дети этот тезис только подтверждают.
— Да, дисциплина изменилась! Особенно на четвертом этаже, — смеются девочки-шестиклассницы, поглядывая на мальчишек.
Там ко всему прочему открыт центр допризывной подготовки, поэтому и людей в военной форме на переменке можно встретить гораздо чаще. И осанка автоматически ровнее держится, и шаг медленнее.
Новая должность появилась в школах для формирования у ребят патриотического сознания. Так написано в инструкции. На деле — это огромный перечень мероприятий: от экскурсий, клубов, игр до ученической поисковой и исследовательской деятельности.
Д. Калинин — военный врач, окончивший магистратуру педагогического вуза. Он с ходу цитирует слова Рокоссовского, при этом делает это как-то по-особенному, можно сказать, современно. Поэтому нет подсознательных отсылок к советскому воспитанию.
— Патриотизм — это не только сборка-разборка автомата. Он кроется в любви к Родине. Это теплые чувства к дому, семье, школе, природе, — рассуждает собеседник. — Я курирую методическое объединение руководителей военно-патриотического воспитания. К сожалению, замечаю у тех, кто приходит на эти должности, стойкий стереотип: это человек, который будет вести исключительно военную, допризывную подготовку. Но ведь сначала нужно воспитать в ребенке этот дух любви к окружающему. А затем научить собирать-разбирать автомат — в тот момент, когда он будет готов морально и психологически его держать, будет владеть знаниями исторического прошлого, памятью поколений. И вообще, не обязательно его держать, чтобы быть патриотом. Это лишь составляющая. Патриотизм — это защита интересов Родины, земляков на всех поприщах и рубежах: спортивной арене, интеллектуальных соревнованиях и олимпиадах, культурном и творческом направлении.
Дмитрий Викторович рассказывает, как сам оказался в школе:
— Поступил в медицинский университет на военный факультет. После проходил службу в различных частях и подразделениях. А последние лет 6 преподавал в Департаменте охраны МВД медицинскую подготовку. Вести занятия понравилось: ты делишься своим опытом, и в этом что-то есть. Параллельно закончил магистратуру педагогического университета.
Опыт военной службы, высшее образование, в том числе и педагогическое… Пазл, как говорится, сложился. С 1 сентября в СШ № 122 появился первый руководитель по военно-патриотическому воспитанию.
— Мне нравится работать с детьми. С ними будто сам становишься моложе. У них более живая и естественная реакция на новые знания, способны больше впитывать, чем взрослые. И речь не только о патриотических настроениях, а о знаниях, воспитании.
И это не дело одного мероприятия. Каждую неделю Д. Калинин организует встречи с представителями военных кафедр, воинских частей. С ребятами посещает братские могилы, исторические места. На постоянной основе ведет два факультатива по выбору: «Готовы Родине служить» и «Школа юного защитника Отечества». В планах — организовать работу патриотического клуба, где можно было бы пообщаться подросткам после уроков.
В СШ № 122 есть класс военно-патриотической направленности, в нем много девчат.
— Сегодня растет количество представительниц прекрасной половины, мечтающих о военной форме. Становятся доступными для них военные факультеты вузов, где для девушек выделяют дополнительные места, — говорит Д. Калинин.
Задача педагога —– провести профориентационную работу, рассказать о возможности получения военных профессий, их разнообразии.
— Мы познакомились с работой 52-ого отдельного специализированного поискового батальона. Военные проводят архивно-исследовательские и полевые поисковые работы. Возвращают имена безымянным солдатам, которые погибли, — рассказывает 10-классница Анастасия. — А скоро отправимся в кинологический центр.
К слову, некоторые уроки у этих ребят проходят в музее боевой славы, который расположен в школе. Как раз сейчас Д. Калинин ведет занятие. Он демонстрирует на мультиборде карту Беларуси, всю усыпанную алыми точками.
— Не так давно прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы ВОВ. Была создана карта, на которой отмечены сожженные деревни, — рассказывает педагог.
Это интерактивный инструмент поиска: с помощью карты можно не только найти конкретный населенный пункт, например, деревеньку, где жила бабушка, но и узнать сведения о количестве уничтоженных немцами домов и убитых.
Школьники долго рассматривают карту, кровавые пятна, которые покрыли всю страну. Так зарождаются, проявляются, прорастают те самые патриотические чувства.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: