Первое покушение на мертвого Ленина и китайские «А зори здесь тихие… ». Этот день в истории: 19 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1474 год. В Венецианской республике впервые в мире принимают закон об охране авторских прав на изобретения
Документ признавал «моральное» и исключительное право на использование автором своего изобретения в течение определенного периода времени (срок действия патента тогда ограничивался 10 годами). Об изобретении следовало уведомить власти Светлейшей республики, дабы предотвратить его использование третьими лицами.
К слову, именно в тот период в Венеции жил и работал Леонардо Да Винчи, творчеству которого мир обязан прообразами современных танков, скафандров, вертолетов и парашютов. Но великий художник и изобретатель, к сожалению, не воспользовался преимуществами нового закона. Возможно, ученый боялся церкви, которая с большим подозрением относилась к любым новшествам.
В средние века предшественниками авторского права были так называемые привилегии, которые присваивались монархом автору. Привилегии, как правило, распространялись на художественные литературные произведения. Но такая практика была довольно редкой: многие ученые и люди искусства считали, что заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно, поскольку их произведения не являются актом творения, а представляют собой лишь частицу божественного знания, выраженную посильным способом.
Первым в мире человеком, который получил патент на изобретение, принято считать скульптора и архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески. Он придумал баржу с поворотным краном, который позволял ускорить процесс погрузки мраморных плит для собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В 1421 г. городская управа выдала Брунеллески подтверждение его исключительного права в течение трех лет на придуманный им механизм.
1697 год. Начинается «Великое посольство» Петра I — первый в истории визит русского царя в Европу
Жители Москвы заворожено следили за длинной вереницей переполненных седоками саней, покидавших столицу. Официально посольство возглавляли «великие послы» — Франц Лефорт, Федор Головин и Прокофий Возницын. В составе посольства было более 20 дворян и до 35 волонтеров, отправлявшихся учиться морскому делу, и среди них сам царь, путешествующий инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. В посольскую обслугу входили повара, священники, лекари, переводчики и даже четыре карлика.
Петра в то время мало занимала дипломатия, что удивило французского посла в Стокгольме, написавшего Людовику XIV: «Поездка царя очень странна и совершенно противна здравому разуму».
Главным для Петра было создание флота. В Англии он изучал теорию кораблестроения, в голландском городе Саардам работал плотником на верфи. Кстати, голландский был единственным иностранным языком, которым владел Петр, он выучил его еще в Москве.
Через 130 лет будущий царь Александр II посетил домик Петра в Саардаме, а его спутник Василий Жуковский написал на стене карандашом:
Над бедной хижиною сей
Летают ангелы святые.
Великий князь! Благоговей:
Здесь колыбель империи твоей,
Здесь родилась великая Россия.
В сентябре 1698 г. «Великое посольство» вернулось в Москву. Отныне Европа с ее рациональным политическим устройством и передовой промышленностью стали для Петра примером для подражания, а впечатления от Амстердама и Венеции нашли отражение в планировке Петербурга.
1882 г. Начинается строительство Искупительного храма Святого Семейства, необычный вид которого сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны
Архитектор Антонио Гауди и Барселона просто немыслимы друг без друга. Именно великому Гауди, отдавшему ей весь свой талант, могучий темперамент и жизнь, она обязана тем неповторимым архитектурным обликом, который принес ей вселенскую славу. Гауди создал много строений в Барселоне, но главной работой жизни считал Искупительный храм Святого Семейства, часто называемый кратко — Саграда Фамилия. Архитектор отдал этому творению 43 года жизни, нелепо оборвавшейся: Гауди попал под трамвай, едва ли не первый в Барселоне.
Первый камень Саграда Фамилия был заложен 19 марта 1882 г., в день, когда католики Испании чествуют Святого Хосе, которому архитектор и посвятил творение. Но если точная дата начала строительства известна, то о времени его окончания можно только гадать, ибо возводится храм исключительно на пожертвования. Гауди, задумав создать столь грандиозное сооружение, понимал, что его жизни на воплощение замысла не хватит. Он хотел, чтобы строительство продолжалось и после его смерти, приводя в пример длительного сооружения соборы Кельна и Реймса (первый строился 632 года, второй — 270 лет). Саграда Фамилия строится до сих пор, и в сборе средств на продолжение строительства принимает участие каждый турист — плата за осмотр храма поступает в специальный фонд.
7 ноября 2010 г. строящийся храм был освящен папой Бенедиктом XVI и официально объявлен готовым к богослужениям. В тот же день Бенедикт XVI присвоил храму звание Малой папской базилики.
В марте 2020 г. строительство было приостановлено из-за пандемии COVID-19, но в мае 2021-го возобновилось. Завершение его планируется не ранее 2030 г. То есть, с момента закладки первого камня до окончания строительства пройдет как минимум 148 лет.
Итак, собор Саграда Фамилия возводится уже 142 года, но самая первая часовня была завершена уже через три года после начала строительства, 19 марта 1885 г. В этой часовне служилась и первая месса. А еще через 80 лет, и опять 19 марта, было объявлено о начале сбора средств для канонизации великого архитектора Гауди. Это беспрецедентный случай — ни один художник еще не был канонизирован. Но в архитектурной одержимости Гауди люди видят нечто сродни религиозной истовости и самопожертвованию. Его биографы писали, что собор Саграда Фамилия следует рассматривать как «благочестие, религиозный экстаз, выраженный языком архитектуры».
1934 год. Рабочий одного из совхозов Московской области Никитин совершает покушение на забальзамированное тело Ленина в Мавзолее
Это было первое покушение на мертвого Ильича, позднее Мавзолей будет атакован (в основном, психически неуравновешенными людьми) еще не раз.
К своим 46 годам Митрофан Никитин разочаровался в советской власти, которую он, простой крестьянин, в свое время принял всем сердцем. Став свидетелем изъятия у крестьян хлеба, раскулачивания, насильственной коллективизации, разного уровня жизни простых тружеников и начальства, он в конце концов почувствовал себя глубоко обманутым. А еще Митрофан Михайлович сильно осерчал на директора совхоза «Прогресс», в котором работал с сентября 1933 г. По убеждению Никитина, товарищ Розенберг развалил вверенное ему хозяйство и теперь в нем процветали пьянство, приписки и воровство. Однако виноватым во всем он посчитал не Розенберга и даже не секретаря парторганизации Кулькова, которому Никитин безрезультатно жаловался на председателя, — это все мелкие сошки. Ответственность за происходящее в стране Митрофан Михайлович возложил на Ленина, которого решил наказать. И не важно, что к тому времени основателя первого в мире социалистического государства уже 10 лет не было в живых.
Раздобыв револьвер системы Наган, Никитин отправился в Москву. На Красной площади добросовестно отстоял длинную очередь в Мавзолей, ничем не привлекая внимания. А оказавшись перед саркофагом, в котором покоился Ленин, неожиданно выхватил наган и произвел два выстрела. Расстояние до мертвого вождя было минимальным, однако «покушение» провалилось: не привыкший к оружию Никитин умудрился дважды промахнуться. А вот третий выстрел, который рабочий совхоза произвел в упор, направив наган себе в сердце, достиг цели. Когда сотрудники охраны подскочили к стрелявшему, тот был уже мертв. Из кармана покойного извлекли записку. В ней заранее приготовившийся к смерти Никитин объяснил мотивы поступка:
«На Шипке все спокойно». Так многие наши коммунисты мыслят, говорят, обманывают. Насколько люди изоврались во лжи. Кругом нищета, голод, рабство, зверство, пришибленность какая-то. Люди боятся друг друга, боятся слова лишнего сказать, зная, что за плечами ГПУ, пытка, смерть. Люди от истощения, от голода падают и мрут как мухи. Кругом свирепствуют тиф и другие эпидемические болезни, которые все распространяются. Да, действительно наш «российский социализм» очень и очень много принесет бедствия народу. Еще много миллионов погибнет от коммунизма, от этой химеры, абсурда. Я, Никитин Митрофан Михайлович, с радостью умираю за народ. Я с 13 лет работаю, моя совесть чиста, за правду на все пытки готов пойти. Я долго все обдумывал, мучился, переживал. Я, умирая, протестую от миллионов трудящихся, довольно рабства, террора… Опомнитесь, что вы делаете? Куда страну завели? Ведь все катится по наклонной плоскости в бездну».
2007 год. На «Первом канале» начинается показ ремейка фильма «А зори здесь тихие…», созданного китайскими кинематографистами
Старшину Васкова и девушек-зенитчиц в китайском телесериале играют российские актеры, в основном — из Амурского театра драмы.
До 23 марта на канале российского телевидения показали все 12 серий. К этому времени в Китае ленту посмотрели уже более 400 млн человек, а малоизвестные на родине российские актеры стали звездами китайского экрана. Правда, жители Поднебесной увидели 19 серий. Дело в том, что для советского проката фильм изрядно сократили, вырезав из него все, что выглядело для нашего зрителя слишком неправдоподобно. Учитывая, что даже в российской версии сериала немцы воюют с американскими пистолетами-пулеметами М3, в сценах рукопашной схватки Васкова просматриваются элементы кунг-фу, а у советских девушек, несмотря на войну, напудренных и напомаженных, лежат на тумбочках тюбики с кремом, можно только догадываться о степени вырезанной неправдоподобности. Впрочем, то, что девушки в китайском сериале получились гламурными, нет ничего удивительного: таково было видение гримеров из «Убить Билла-2» Кевина Тарантино, которые отвечали за их внешний вид.
О качестве сериала лучше всего свидетельствует время, на которое была назначена российская премьера, — 10.20 утра. Видимо, руководители «Первого канала» заранее не ожидали от этой премьеры ничего хорошего. При этом надо отдать должное китайским кинематографистам — воплотить задуманное им было непросто. Начать с того, что сначала небольшую повесть предстояло преобразовать в 700-страничный сценарий, а потом со всеми трудностями перевода доносить до актеров творческие замыслы китайских создателей сериала. Оглушительный успех фильма на родине свидетельствует о том, что с поставленной партией задачей сценарист Лан Юнь и молодой режиссер Мао Вэйнин справились.
Остается напомнить, что «классический» двухсерийный советский фильм «А зори здесь тихие…» был снят в 1972 г. режиссером Станиславом Ростоцким, потерявшим на войне ногу, по роману другого фронтовика Бориса Васильева. В Китае лента стала культовой, ее обожал Дэн Сяо Пин, называл типично китайской картиной и ввел повесть Васильева в обязательную школьную программу.