Первый выпуск в группе для особенных детей в столичном яслях-саду № 284 состоится нынешним летом
О группе для детей с особенностями развития, открывшейся 2 года назад, и о замечательных педагогах, которые здесь работают, нам написали сами родители.
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» напросились в гости в детский сад № 284, чтобы все увидеть своими глазами.
Садик расположен по адресу: пр. Пушкина, 53, недалеко от метро – в зеленом квартале старой застройки. В группе для детей с особенностями развития занимаются девять девочек и мальчиков в возрасте от 5 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна. Кто-то удивится: ведь в обычной садовской группе детей в 2-3 раза больше! Но особенные малыши требуют особого внимания.
Такие группы очень востребованы у родителей. Ребята не заперты дома в четырех стенах, а имеют возможность общаться со сверстниками, учиться рисовать, играть, танцевать. А мамы могут спокойно работать, ведь их сыновья и дочери под надежным присмотром, окружены заботой и лаской.
Направление сюда выдают Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации центр коррекционного обучения (ЦКРОиР).
К сожалению, число детей с особенностями развития в последние годы растет. В числе причин специалисты называют генетические сбои, инфекции, перенесенные мамой во время беременности или младенцем, воздействие окружающей среды, родовые и дородовые травмы…
– Поэтому когда два года назад Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации № 2 Фрунзенского района предложил нам открыть первую такую группу в районе, мы согласились, – рассказывает заведующая дошкольным учреждением № 284 Людмила Подобед. – Начинали с нуля, опыта работы с особенными детьми у нас не было, правда, в садике много лет функционируют группы для детей с задержкой речевого развития. Пришлось нашим педагогам садиться за учебники, помогли и консультации специалистов ЦКРОиР № 2. А в нынешнем учебном году аналогичная группа открылась и в 464-м дошкольном учреждении.
Работу с особенными детками в яслях-саду № 284 доверили учителю-дефектологу Ирине Канаш и воспитателям первой категории Ирине Захватовой и Светлане Досюковой, у которых опыт работы с детьми более 20 лет. Они трудятся в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем Ириной Цыганковой, руководителем физвоспитания Людмилой Трушко, педагогом-психологом Екатериной Герасимовой-Авласевич.
– Наши воспитатели – педагоги от Бога, мамы и папы пишут благодарственные письма в их адрес, – улыбается Людмила Подобед. – Ведь родителям и детям не раз приходилось менять садик, пока в пять лет не получили заключение ЦКРОиР № 2 об интеллектуальной недостаточности. За два года удалось достичь немалых успехов. Многие дети начали разговаривать, пусть и на своем языке. Шестилетний Дима, например, когда к нам пришел, говорил только: «Тетя, ам!» Теперь научился говорить «спасибо», «здравствуйте».
Мы входим в обычную детсадовскую группу: уютные игровая комната и спаленка, много игрушек и детских рисунков. Да и сами воспитанники, на первый взгляд, от обычных детей почти не отличаются. Такие же искренние, увлеченные, доверчивые. Вот только ложку некоторые из них научились держать не в два года, а в пять… Кто-то разговаривает довольно бойко, а кому-то составление простого предложения дается с трудом.
Первым бежит знакомиться с журналистами шустрый мальчишка в очках. Это и есть тот самый Димка, о котором рассказывала заведующая. Как и многих мальчишек, его интересует техника. Показывает на диктофон и фотоаппарат: для чего они? Получив разъяснения, улыбается и кивает: понял, мол.
– Работа с нашими подопечными требует больших душевных сил и эмоциональных затрат, чтобы они не чувствовали себя особенными, – не скрывает воспитатель Ирина Захватова. – Все, что нам кажется простым, – вымыть руки с мылом, вытереть их полотенцем, взять карандаш – дается им гораздо труднее, чем обычному ребенку. Им нужно много раз повторять одно и то же. Вечером вроде чему-то научились, а утром – все с начала. Взрослым нужно запастись терпением. И, конечно, без любви здесь нельзя.
– Как вы восстанавливаетесь, где черпаете силы? – спрашиваю у педагогов.
– В детях же. Смотришь, как они меняются, развиваются – и радуешься, – улыбается Ирина Захватова. – Значит, наш труд был не зря. Порой дома вечером думаешь: все, больше не могу. А утром приходишь в группу, а они бегут к тебе всей гурьбой. Эти дети очень отзывчивые на ласку. Они нас любят, нам доверяют. Это дорогого стоит. За эти два года мы сами многому научились: терпению, мудрости, трудной любви, взаимовыручке.
Учитель-дефектолог проводит с ребятами как групповые, так и индивидуальные занятия.
– У наших подопечных разный уровень развития, кому-то даются задания посложнее, кому-то – полегче, – поясняет Ирина Канаш. – Должное внимание уделяем развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, формированию правильного речевого дыхания и артикуляционных движений.
– Поскольку особенные дети быстро утомляются, у них неустойчивое внимание, мы в течение дня предлагаем им разные виды деятельности, делаем паузы, физкультминутки, – продолжает Ирина Канаш. – На занятиях используем яркие и озвученные игрушки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. Проводим обучающие игры на компьютере.
Ребят учат держать ручку и карандаш, рисовать, обводить, раскрашивать, писать буквы. Все это развивает мелкую моторику. Как радуются дети, когда у них что-то получается! Начинают сами тянуться, стараться.
У детей увеличился словарный запас. Они учатся общаться друг с другом, дружить, делиться игрушками.
Воспитывая детей с нарушениями интеллекта, родители испытывают много трудностей. Одни жестко борются с непослушанием, другие опускают руки, а третьи, слыша постоянные упреки от окружающих, начинают обвинять ребенка в том, что он именно такой, и впадают в депрессию.
– Во всех этих случаях мамы и папы не способны выработать последовательную и оптимальную линию поведения, – отмечает заместитель заведующего яслями-садом № 284 Анжелика Федорова. – Уверенность родителей в том, что другие не отвергают их ребенка, поможет и им самим принять его. Если воспитатели будут встречать пап и мам позитивной информацией, на смену напряженному состоянию придет чувство радости, гордости за своего ребенка. Они активнее включатся в процесс взаимодействия с педагогами.
Если с особенными детьми много заниматься, общаться, развивать и закреплять различные навыки, постоянно поддерживать, то можно добиться неплохих результатов. Многие из наших подопечных в будущем смогут сами себя обслуживать, получить рабочую профессию и зарабатывать себе на жизнь.
Родителям важно сохранять постоянство и единство требований к ребенку с нарушением интеллекта. Чаще хватите его за успехи. Давайте краткие и конкретные указания. Рассказывайте заранее о дальнейших действиях, например, сейчас мы с тобой порисуем, а потом будем обедать. Соблюдайте дома четкий распорядок дня, – советует Анжелика Аркадьевна.
– Даже если ребенок ограниченно понимает обращенную к нему речь, он очень тонко чувствует наши страхи, тревоги, – добавляет психолог Екатерина Герасимовой-Авласевич. – Малейшая негативная эмоция мамы транслирует отрицательную энергию на малыша.
Воспитатели раскладывают на столе листки-раскраски с изображением животных. Мальчики и девочки с радостью берутся за карандаши. Конечно, творчество зачастую совместное, некоторым ребятам без посторонней помощи и карандаш в руке не удержать. Но как радуются дети, когда картинка готова. С какой гордостью показывают ее родителям!
– Смотрите, как я раскрасила, – протягивает листок Лиза. – В садике мне нравится. Но уже хочется поскорее в школу, там будет интересно.
Лиза уже научилась читать. Девчушка очень отзывчивая – охотно помогает воспитателям собрать игрушки, одеть остальных.
Особенно Лизе нравится заниматься с учителем-дефектологом на компьютере. Обучающая программа позволяет с помощью букв и слогов составлять слово. Если задание сделано правильно, картинка оживает: например, бегает слоник, порхает фея.
Педагоги активно вовлекают родителей в обучающий процесс, мамы и папы часто присутствуют на занятиях. Вместе с детьми рисуют, мастерят пособия для физкультурно-оздоровительной работы.
– Дети очень любят рисовать, у нас много коллективных работ. Берем большой лист бумаги и изображаем, например, осень или вот таких озорных жирафов, – показывает Ирина Захватова. – В ход идут не только карандаши, краски и кисти, но и поролоновые губки, ладошки. Этим детям нужен быстрый результат, они не могут долго ждать.
Специально для корреспондентов ребята и педагоги показывают сказочное представление. Дима, например, любит изображать медвежонка. Лиза превращается в озорную лису.
– Утренники у нас проходят вместе с родителями, водим хороводы, – говорит музыкальный руководитель Ирина Цыганкова. – Дети танцуют, играют на простых музыкальных инструментах. Даже театрализованные сценки ставим! Вызываем у них только положительные эмоции, используем весь потенциал. Особенно детям нравятся песни о маме. С них и начинаем наши занятия.
Ребята устали от творческой деятельности и руководитель физвоспитания устраивает спортивную разминку.
– Особенные дети любят физкультуру, развиваем у них ловкость, координацию движения, учим сосредотачивать внимание, играем в подвижные и пальчиковые игры, чтобы улучшить мелкую моторику, тогда ребятам будет легче выполнять элементарные действия по самообслуживанию, – поясняет Людмила Трушко. – Конечно, они быстро отвлекаются, им нужно несколько раз повторять, что нужно сделать с тем или иным предметом. Но когда они понимают, о чем их просят, то делают это с удовольствием.
Пятеро из девяти воспитанников группы этим летом покинут детсад. Кто-то пойдет в специализированную школу, кто-то в обычную – в интегрированный класс.
– За два года душой прикипели к детям, жалко расставаться. Переживаем: как дети адаптируются к новому учреждению, будут ли там о них так же заботиться, – вздыхает воспитатель Светлана Досюкова.
На смену будущим первоклассникам придут новые малыши. Родителей двоих ребят уже принесли в садик документы.
Мир веками строился под «норму», и если кто-то выпадал из нее – он не годился для этого мира.
– Но в природе нет ничего лишнего, – уверена Анжелика Фёдорова. – Да, она что-то отняла у людей с особенностями. Но так ведь и закон физики неоспорим: где убыло, там же и прибудет. Присмотритесь к своим особенным близким – возможно, в них есть нечто уникальное.
Фото Тамары Хамицевич