Первый белорусский фильм для детей и «тотальная мобилизация» Геббельса. Этот день в истории: 30 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 30 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1754 год. В семье курского купца родился Прохор Мошнин, ставший впоследствии одним из самых почитаемых святых Русской православной церкви — Серафимом Саровским
Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. В семилетнем возрасте Прохор по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем лет в десять тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, быстро поправился.
В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года Прохор подвизался в Саровской Свято-Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава, и затем 18 августа 1786 г. принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.
После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Серафим носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Около кельи развел огород и устроил пчельник.
16 лет Серафим Саровский провел в отшельничестве, а затем еще на десятилетие «затворился» в монастыре. Выйдя в 1820 г. из затвора, начал принимать верующих, которые приходили к нему за утешением и исцелением. Известны его многочисленные советы инокам и мирянам, случаи чудесной помощи и прозорливые предсказания.
В 1833 г. преподобный Серафим Саровский с миром отошел к Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой.
Спустя 70 лет, в 1903 г., в присутствии Николая II и царской семьи, многочисленного духовенства и верующих его мощи были торжественно изъяты из могилы и перенесены в Успенский собор Саровской пустыни. День рождения святого стал днем его торжественного прославления в лике святых.
Саровский и основанный Серафимом женский Дивеевский монастыри посещались огромным количеством паломников. После революции монастыри были разгромлены, а мощи Серафима Саровского изъяты и отправлены в Москву в антирелигиозный музей. Затем они переехали в Ленинград, какое-то время были в экспозиции, после затерялись и были обнаружены лишь в 1990 г. Однако вернуть мощи непосредственно в Саров было невозможно, поскольку на территории монастыря располагался закрытый городок Арзамас-16 — первый советский центр по производству ядерного оружия. И их отправили в находящийся неподалеку Серафимо-Дивеевский монастырь. Так сбылось одно из пророчеств преподобного: Серафим Саровский завещал похоронить себя в Сарове, но говорил, что его мощи там не останутся, а будут лежать в Дивееве.
1934 год. Премьера первого детского художественного фильма студии «Белгоскино» (с 1946 г. — «Беларусьфильм») — «Полесские робинзоны»
Снять детское кино пробовали на студии и раньше, но вряд ли результаты тех попыток могут быть зачтены. В основном это были пропагандистские и совсем слабые ленты вроде кукольного спектакля «Печать времени».
В 1932 г. белорусская киностудия поставила перед собой задачу создать настоящий детский фильм, который понравился бы зрителям. В качестве литературной основы выбрали популярную приключенческую повесть Янки Мавра «Полесские робинзоны», причем к написанию сценария удалось привлечь самого автора. Поставили фильм режиссеры Иосиф Бахарь и Леонид Молчанов.
Фильм снимался долго, постановка была непростой — она требовала трюков, съемок с животными и комбинированных съемок. А кинематограф тем временем стремительно развивался. Завоевывало рынок звуковое кино. Ничего переделывать не стали — «Робинзоны» получились немыми. А полное название картины звучало в духе приключенческих романов — «Полесские робинзоны, или Виктор и Мирон на необитаемом острове, их жизнь среди муравьев, лягушек и жуков, борьба с ежом, ужом и медведем и много других удивительных приключений».
Своеобразие этой черно-белой картины в том, что в ней удачно объединялись приключенческий жанр с жанром просветительским. Кинематографисты ведут рассказ о приключениях маленьких героев так, что в каждом своем путешествии они узнают что-то новое, интересное. Подросткам постепенно открываются тайны природы — животный и растительный мир белорусского Полесья. Мальчики учатся разжигать костер, готовить на нем еду, делать укрытие от дождя — шалаш. Они следят за тем, как ведут себя бобры и лягушки, стрекозы и пчелы, однажды сталкиваются с медведем…
К сожалению, до наших дней фильм целиком не дошел, безвозвратно утерян его финал. А вот рецензии кинокритиков хранят архивы периодики 1930-х годов. Вот несколько цитат:
«Это первая настоящая белорусская картина для детей, ибо «Печать времени» была очень плохой картиной… Здесь есть выдумка, операторская и режиссерская изобретательность, она занятна не только для детей, но и для взрослых».
«Оператор Сергей Иванов… сумел запечатлеть на пленку приключения полесских робинзонов с тем пристальным вниманием, с той любовью к окружающему, с какой должны были воспринимать его маленькие путешественники. Глаза оператора… стали глазами ребят, которых очаровала и захватила неброская, неяркая, но удивительно богатая и по-своему красочная природа края, где они родились и делают свои первые шаги по жизни».
«Фильм «Полесские робинзоны» — первый в детском кино, оперирующий живой природой, пытающийся разговаривать с детьми свободно, изобретательно, весело, с учетом их возраста, но без сюсюканья и пренебрежительных скидок на возраст».
«Требовательные судьи скажут: где же познавательная ценность фильма? Животные показаны, но почему о них ничего не рассказано. Чему же учит фильм?.. Но так ли уж обязательно для каждого детского фильма чему-нибудь учить? Мы не требуем ведь этого от фильма для «взрослых». Важно, чтобы дети получали здоровые эмоции, и фильм… эти функции выполняет. Фильм показывает детскую самодеятельность, активное отношение к препятствиям и преодоление их. Давая мало сведений о животных, он хорошо показывает их, возбуждает любопытство к ним. А любопытство — первая ступень к знанию».
Стоит отметить, что в дальнейшем на «Беларусьфильме» еще по меньшей мере дважды обращались к повести Я. Мавра «Полесские робинзоны». Сначала ее решили экранизировать режиссеры Лев Голуб и Николай Фигуровский. Правда, в процессе работы над сценарием от литературного первоисточника ничего не осталось, кроме разве что самой романтики приключения, места действия и некоторых второстепенных деталей. Фильм под названием «Дети партизан» вышел в 1954 г.
Десять лет назад к повести Мавра обратился режиссер Сергей Сычев. Итогом стал двухсерийный художественный фильм «Чудо-остров, или Полесские робинзоны» (2014). Это история о приключениях современных белорусских школьников Ильи, Мирона и его сестры Юли, отправившихся на поиски описанного Мавром острова.
1944 год. Художник-карикатурист Борис Ефимов реагирует на назначение Геббельса ответственным за «тотальную мобилизацию» публикацией рисунка в «Красной звезде»
Йозеф Геббельс 18 июля 1944 г. направил Адольфу Гитлеру записку о необходимости усиленной мобилизации, и неделю спустя фюрер назначил своего министра пропаганды еще и «имперским уполномоченным по тотальной военной мобилизации».
«Тотальная мобилизация» представляла собой комплексную программу мероприятий в области политики, экономики и культуры. Геббельсу поручалось все силы общества направить на помощь фронту, произвести строжайшую повсеместную чистку и высвободить мужчин для вермахта. Он стал ответственным за максимальное увеличение живой силы для армии и военной промышленности за счет секторов экономики, не имеющих военного значения. Призывной возраст был снижен с 17,5 до 16 лет. Закрывались почти все культурные учреждения, многие газеты, сокращались до минимума занятия в учебных заведениях, уменьшалась численность служащих в учреждениях, закрывались средние и мелкие торговые и ремесленные предприятия, ограничивались движения поездов, протяженность их маршрутов, почтовые отправления и т. д.
Это назначение еще сильнее увеличило влияние Геббельса и превратило его в могущественнейшего человека во внутренней политике. Однако предпринимаемые им усилия уже не имели смысла: фронт и на Востоке, и на Западе неотвратимо приближался к границам Германии. Геббельс взвалил на свои плечи непосильный груз. Это и хотел донести до читателей «Красной звезды» советский художник своим рисунком «Геббельс вывозит…».
1954 год. В Мемфисе проходит первый платный концерт с участием Элвиса Пресли
Выступление в Overton Park Shell 19-летнего Элвиса и других безвестных музыкантов предваряло выход на сцену Слима Уитмена, исполнителя йодля в стиле кантри, который и был гвоздем программы.
Объявление в дневном выпуске ежедневной газеты Memphis Press-Scimitar гласило: «Собственной персоной, сенсационная звезда радиозаписи Слим Уитмен». И под фотографией лучезарно улыбающегося Слима мелкими буквами следовало добавление: «С Билли Уокером, Эллисом Пресли и многими другими».
Даже имя будущего короля рок-н-ролла было написано с ошибкой, что говорит о том ничтожном значении, которое придавалось тогда его фигуре.
Но вот Элвис, страшно волнуясь, под жидкие аплодисменты вышел на сцену, чтобы спеть That’s All Right и Blue Moon of Kentucky. Опять же от волнения он встал на носки и стал отбивать ногами такт, как делал это в студии. И тут публика взревела, девушки буквально визжали от восторга. Когда, находясь почти в полуобморочном состоянии, Пресли уже за кулисами поинтересовался, чего они так кричат, ему сказали, что это успех. Зрителям понравилась чувственная манера исполнения энергично двигавшегося на сцене певца. Особенно в дикое возбуждение девиц привели движения его ног, которые с «эффектом завихрения» заставили ходить широкие мешковатые штаны. Реакция на «непроверенного» исполнителя превзошла самые смелые ожидания и устроителей концерта, и самого Элвиса.
1984 год. На американском телеканале NBC выходит первая серия «Санта-Барбары»
Сериал быстро наскучил искушенному американскому зрителю и обвалил рейтинги. Но на постсоветском пространстве он стал культовым.
«Санта-Барбара» — первый американский сериал, попавший на наши экраны после распада СССР. Показывать его начали в январе 1992 г., правда почему-то сразу с 217-й серии. И до конца, кстати, так и не показали, лишив нас 97 финальных эпизодов.
За девять лет в съемках сериала приняли участие около 200 актеров. Некоторые исполнители главных ролей не выдерживали длительного съемочного процесса, поэтому им приходилось искать замену. За все сезоны в «Санта-Барбаре» сменилось два Теда, три Мейсона, четыре Келли, две Джины, четыре Сантаны и пять Сиcи. Кэпвелл-старший более 200 серий пролежал в коме. При этом впал в нее один актер, а вышел уже другой.
На протяжении нескольких лет телезрители следили за судьбами семей Кэпвелл, Локридж, Перкинс и Андраде из калифорнийского городка Санта-Барбара, и для многих грань между реальностью и условностью стала стираться. Экранных персонажей стали воспринимать как родных людей, что стало поводом для шуточной сценки в «Городке»:
«— Замужем?
— А?.. Нет… нет…
— Дети есть?
— Что?.. А, нет, нету…
— Значит, все-таки решили уехать из страны?
— Да, уехать…
— Ну а куда?
— В Санта-Барбару.
— А почему именно в Санта-Барбару?
— Ну… я ведь там всех знаю».
Читайте также:
- Разрушение храма Гроба Господня и тотальная мобилизация в Третьем рейхе. Этот день в истории: 18 октября
- Баторий завоевывает Полоцк, «Дискавери» отправляется в первый полет. Этот день в истории: 30 августа
- Первое покушение на мертвого Ленина и китайские «А зори здесь тихие… ». Этот день в истории: 19 марта
Смотрите также: