Первый выход в открытый космос и самый смертоносный торнадо. Этот день в истории: 18 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 18 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1920 год. В Петрограде в связи с исчерпанием запасов угля и остановкой газовых заводов прекращается освещение улиц
В те дни повсюду стали говорить о разрухе, причины которой герой булгаковского «Собачьего сердца» профессор Преображенский определил так: «…Если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза… в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозете, а в головах».
Отчасти так оно и было. Временное правительство не смогло эффективно контролировать ситуацию — в октябре 1917 г. лежавшую на петроградской мостовой власть подобрали большевики. В предельно военизированной и все еще воюющей стране это означало одно — начало гражданской войны. В этот период некогда мощная питерская промышленность выпускала в основном зажигалки из ружейных гильз. И пела революционные песни.
К 1920 г. прекратили работу газовые заводы. Если в начале года частичное освещение улиц еще временами производилось посредством выноса ламп на фасады домов, то с марта уличное освещение в Петрограде прекратилось полностью. Город погрузился во мрак.
Топливный голод повлек за собой и большие трудности с отоплением зданий. Центральная отопительная система бездействовала. Почти все дома перешли на печное отопление, а основным топливом стали дрова. Заготовка их стала важным занятием для организаций и жителей города. На улицах громоздились кучи поленьев, охраняемые солдатами. В 1919–1920 гг. несколько тысяч деревянных домов были разобраны на дрова.
Писатель и литературовед Виктор Шкловский весной 1920 г. писал в статье «Петербург в блокаде»: «Это был праздник всесожжения. Разбирали и жгли деревянные дома… В рядах улиц появились глубокие бреши. Как выбитые зубы, торчали отдельные здания. Появились искусственные развалины. Город медленно превращался в гравюры Пиранези…».
С первой послереволюционной зимы в обиход вошли так называемые буржуйки — небольшие железные печки с изогнутой трубой. Эффект от них был невелик: они давали тепло только тогда, когда горели, и только в той комнате, где стояли. Чтобы не замерзнуть, люди вынуждены были сжигать паркет, мебель, книги. За годы гражданской войны в огне исчезли целые библиотеки, погибли великолепные образцы старинной мебели. Тот же Шкловский сжег свою мебель, скульптурный станок, книжные полки и множество книг. «Если бы у меня были деревянные руки и ноги, я топил бы ими и оказался бы к весне без конечностей», — писал он.
Водопровод в подавляющем большинстве зданий также не работал — трубы замерзли и полопались. Воду приходилось носить из колонок, колодцев и из рек в ведрах, что было особенно тяжело для жителей верхних этажей домов.
1925 год. На США обрушивается, возможно, самый смертоносный в истории торнадо
Ничто не предвещало катастрофы. Стоял прекрасный солнечный день. Облако, в котором зародился торнадо, висело так низко над землей, что его никто и не заметил. Позже ученые объяснили, что смерч был образован пришедшей из Канады стеной холодного воздуха, на которую наткнулся теплый воздушный поток, идущий со стороны Мексиканского залива. Но тогда, весенним днем 1925 г., обезумевшие люди в течение трех с лишним часов (все время, пока бушевала стихия) не могли понять, что за напасть обрушилась на их головы.
Известный как «Торнадо трех штатов», разрушительный смерч прошел через восточный Миссури, южный Иллинойс и южную Индиану. Скорость вращения воронки порой достигала 480 км/ч, а диаметр отдельных торнадо — полутора километров.
В результате погибли 695 человек, около 13 тыс. получили ранения и был нанесен материальный ущерб на сумму 17 млн долларов — колоссальная по тем временам сумма.
По шкале Фудзиты этот торнадо имел максимальный индекс разрушений F5, то есть характеризовался как «опустошительный», причиняющий «невероятный урон». Такой смерч крушит небоскребы, срывает с фундамента прочные дома, с дорог — асфальтовое покрытие, вырывает с корнем все деревья, снимая с них кору, как одежду, поднимает в воздух большие грузовые автомобили, швыряя их на расстояние до 100 м. Вероятно, торнадо 18 марта 1925 г. — самый разрушительный и смертоносный не только в истории США, но и мира, если не брать во внимание документально не подтвержденные примеры подобных бедствий из ранней истории. При этом важно иметь в виду, что смертоносные природные явления, такие как ураганы, тайфуны и землетрясения, могут быть гораздо более разрушительными в глобальном масштабе, чем торнадо, и их последствия во многих случаях измеряются тысячами и десятками тысяч жертв.
1960 год. В эфир выходит первая передача телевизионного «Клуба кинопутешествий»
Эта старейшая еженедельная программа советского, впоследствии российского телевидения, просуществовала 40 лет. За свое долголетие и количество эфиров, которых было более двух тысяч, она занесена в «Книгу рекордов Гиннесса».
Создателем и первым президентом программы был Владимир Шнейдеров, неутомимый путешественник, прошедший и проехавший за свою жизнь более 500 тыс. км по неизведанным далеким местам, режиссер и основатель жанра экспедиционно-приключенческого художественного фильма.
После его смерти в 1973 г. передача сменила название на «Клуб путешественников», и следующим ее бессменным ведущим на 30 лет стал легендарный Юрий Сенкевич.
Практически все крупнейшие путешественники нашей планеты — Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, Фёдор Конюхов и другие — были гостями этой передачи. В годы существования «железного занавеса» «Клуб путешественников» был окном в Европу и мир, в которое с интересом поглядывали советские люди.
1965 год. Алексей Леонов совершает первый в истории человечества выход в открытый космос
30-летний майор ВВС Алексей Леонов в течение 12 минут находится за бортом «Восхода-2». Полет человека над планетой могли наблюдать миллионы телезрителей.
Для выполнения выхода в открытый космос «Восход-2» был снабжен шлюзовой камерой. Для космонавта был разработан специальный скафандр с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой поддерживалось избыточное давление внутри, обеспечивавшее условия для нормальной жизнедеятельности. Снаружи костюм имел специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа для того, чтобы командир корабля Павел Беляев, остававшийся на борту, мог при необходимости оказать помощь коллеге, вышедшему в космическое пространство. Этого не понадобилось, однако сложности с возвращением на корабль у Леонова возникли.
В космосе костюм повел себя иначе, чем на испытаниях, он надулся и стал жестким, как волейбольный мяч. Протиснуться в шлюз «раздувшийся» космонавт смог лишь после того, как на свой страх и риск стравил давление в скафандре наполовину, причем возвращение на борт состоялось не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией. Всего же за время полета случилось семь нештатных ситуаций, то есть неполадок. В большинстве случаев космонавтам приходилось принимать быстрые самостоятельные решения, и они с честью выдержали все испытания.
Перед посадкой отказали системы автоматического управления спуском, и Беляеву пришлось сажать корабль вручную. Никто до него этого не делал.
В то время как по радио и телевидению звучало бодрое: «Системы, оборудование и аппаратура корабля на протяжении всего полета работали нормально», — Леонов и Беляев, приземлившись, в пермской тайге в лютый мороз трое суток ждали спасателей.
1990 год. Крупнейшая кража произведений искусства в истории США

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер после ограбления. Кадр: fbi.gov
В ночь на 18 марта 1990 г. двое мужчин, переодетые в полицейских, похитили из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне 13 произведений искусства на сумму около 500 млн долларов, включая работы Вермеера, Рембрандта, Дега и Мане (искусствоведы считают, что реальная стоимость похищенных произведений искусства может достигать сегодня одного миллиарда долларов). Прежде чем раствориться в темноте, злоумышленники стерли записи видеокамер, чтобы их не смогли опознать. Это самое крупное ограбление музея в истории США.
Несмотря на объявленную награду в 1 млн долларов за сведения о местонахождении шедевров, а также беспрецедентные по масштабам и затратам розыски полиции и ФБР, выйти на след преступников или похищенного не удалось по сей день. Ограбление не только нанесло значительный ущерб миру искусства, но и высветило проблемы безопасности и сложности защиты культурного наследия.
Смотрите также:
