izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Платье или квартира в Париже: Александр Васильев привез в Минск бальные наряды знаменитостей

Выставка модных платьев, аксессуаров, украшений и костюмов коллекционера Александра Васильева «Приглашение на бал» открылась 2 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

1 FOTO novyiy razmerЭкспонатов более ста, причем «старшие» – родом из начала прошлого века. Словно оказался на балу, объединившем целые эпохи: кажется, что сначала в вальсе закружится Наташа Ростова, а потом вдруг заиграет диско в исполнении легендарных АBBА.

Историк моды, театральный художник, ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев сумел найти платья, у которых есть своя история. Один из нарядов, выполненный в венецианском стиле, принадлежит французской актрисе Сирьель Клер и стоит, как трехкомнатная квартира в центре Парижа. А этот желтый шедевр носила одна из американских светских львиц из на приеме в Белом доме во время инаугурации президента.

4 FOTO novyiy razmerРядом – более сдержанное, но элегантное, белое с красной отделкой платье, которое создавал Олег Кассини, личный модельер Жаклин Кеннеди. Кроме того, на выставке представлены сумочки и броши, духи, зеркала и колье.

5 FOTO novyiy razmerЗа 30 лет существования моего фонда мы провели около 200 выставок. Но время ничего не щадит, ведь даже берег Балтийского моря, покрытый песком, когда-то был горным. Текстиль живет 300 лет и разрушается в прах. Особенно хрупок шелк. Правда, есть и долгожители – лен, кожа и замша. Все экспонаты боятся влаги, прямого солнечного света и насекомых, потому их сохранение и реставрация – труд очень тяжелый. Это происходит каждый день: чистка, выведение пятен, штопка, дублирование. А ведь нужно еще папиросной бумагой переложить, упаковать в металлический кофр, – рассказывает Александр Васильев.

6 FOTO novyiy razmerКоллекционер уверен, что многие представленные на выставке вещи – это не архаизм, а нечто до сих пор актуальное, потому что создавалось профессионалами, которые знали толк в тканях, женской фигуре и веяниях времени.

7 FOTO novyiy razmerПосле геометрических 1920-х в моду стала входить женственность. Дамы подчеркивают талию и грудь, отдают предпочтение кружеву и нежным тонам. Самый модный цвет 1930-х – лососевый. Считалось, что даже стены в домах и мебель нужно в него перекрашивать, – отмечает историк моды.

8 FOTO novyiy razmerЛюбопытно, что на пике популярности первых голливудских черно-белых фильмов мода тоже изменилась – стали появляться платья из струящихся атласных и шелковых тканей, щедро украшенные драпировкой. Женщины хотели быть похожими на кинозвезд. Правда, у мужчин, как сказал Александр Васильев, в те времена уже стала проявляться военизация образа – все хотели видеть себя героями, воинами, а не теми, кто жеманно танцует танго.

9 FOTO novyiy razmerВо время войны, в 1940-е, мода не исчезла. В Марокко, Монте-Карло, Швеции, Швейцарии продолжали кутить на балах. В моду входит лиловый и черный, рукава-фонарики, дань баварскому национальному костюму, что касается обуви, популярны не каблуки, а удобные для разбитых улиц платформы. Украшения начинают внешне напоминать оружие. В моей коллекции есть, например, испанский браслет, который из-за формы называют «танк». Женщинам приходилось делать упор на головные уборы – в 1940-е было не до укладок. Грязные волосы скрывали под тюрбанами и сеточками. И это тоже стало модным, – говорит Александр Васильев.

Есть на выставке и платья в стиле 1950-х. В это время женщины хотели быть похожими на цветы – особенно фиалки или розы. Обхват талии был рекордно низким – от 50 см.

В это время изобретают бюстгальтеры с пластмассовыми чашечками, чтобы покорять мужчин. Вообще, идеалом того времени были стройная талия, широкие бедра и большая грудь. Такая женщина всегда побеждала, – рассуждает коллекционер.

12 FOTO novyiy razmerМода 1960-х, как видно на экспозиции, совершенно другая. Тут и квадратный каблук, и льняные костюмы, и завышенная талия, и увлечение восточными мотивами. Как пример – наряд, напоминающий королевскую тунику, из коллекции Карла Лагерфельда – легендарного кутюрье, недавно ушедшего из жизни.

13 FOTO novyiy razmerВ 1970-х были популярны АВВА и Джон Траволта. Люди хотели одеваться эффектно, но за небольшие деньги. Свою роль сыграла и революция хиппи, которая низвергла высокую моду. Появляется модная одежда массового тиража, а вместе с этим – дешевые люрекс и наклеенные блестки. Потом всё снова поменяется – накладные плечи, брюки и короткие стрижки станут символом равноправия мужчин и женщин, – поясняет Александр Васильев.

14 FOTO novyiy razmerСегодня, по его мнению, бальная мода есть, но она сильно трансформировалась: всё чаще это просто концертные наряды, которые мы видим у эстрадных артистов или оперных певцов.  Но бывает, что бальное платье XXI века – это по-прежнему желание повторить модели прошлого. Такие примеры можно увидеть на церемонии вручения премии «Оскар» или Каннском кинофестивале.

15 FOTO novyiy razmerА вот детская нарядная мода исчезает. Теперь дети – это маленькие взрослые. В года три они уже взаимодействуют с компьютером и имеют свой счет в банке, что тут удивительного, – добавляет историк моды.

16 FOTO novyiy razmerИстории пополнения коллекций Васильева очень разные: что-то приходится искать и выкупать за большие деньги, а что-то и в дар приносят. Например, на днях к нему обратилась певица Анжелика Агурбаш с просьбой забрать несколько ее концертных платьев. Коллекционер признался, что уже выставлял ее пальто на одной из выставок, потому примет их с радостью.

17 FOTO novyiy razmerНе пытайтесь прогнозировать моду – пусть этим занимаются футурологи. Скажу только, что близится эпоха, когда узкие брюки будут носить под платьями, а декольте прикрывать. Но прелесть моды в том, что она ветрена и меняется каждые полгода. Что носят сейчас в Париже мужчины? Треники и худи, а на ногах – кроссовки без носков. Это удобно, но тоже не вечно, – подвел итог Александр Васильев.

Фото автора

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Картина эпохи застоя о цинизме и жестокости молодежи. Как снимали фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Пьеса, по которой снимали эту картину, попала под советскую цензуру, и сценарий пролежал на полке долгих пять лет. Однако фильм «Дорогая Елена Сергеевна» в итоге сняли всего за 22 дня. Почему Эльдар Рязанов считал эту картину неудачной и зачем во время съемок бросал стулья в юных артистов — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e55a824e734a547b125a5d7d70d460f2

О чем кино

Четверо учеников 10 «Б» класса пришли домой к учителю математики Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с днем рождения. Подарили цветы, презенты. Однако выясняется, что истинная цель школьников — выкрасть ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Ребята хотели заменить их на аналогичные без ошибок.

События развиваются так, что каждый из непрошеных гостей проявляет темную сторону своей души.

Добиваясь экранизации

В конце 1970-х молодой драматург Людмила Разумовская училась на Высших театральных курсах при ГИТИСе. Внезапно она получила заказ от Министерства культуры СССР — написать пьесу о трудных подростках. Так родилось произведение «Дорогая Елена Сергеевна». Профессионализм дебютантки оценили, а вот работу не одобрили. Однако в 1981 году пьесу поставили в Таллине и ленинградском «Ленкоме». Началась цепная реакция — более 20 театров Союза перенесли ее на сцену.

Кинорежиссер Э. Рязанов давно хотел снять что-то остросоциальное. Узнал о произведении Разумовской, прочел. Приятели, которым постановщик доверял, отговаривали браться за материал: мол, не его жанр. Но решительно настроенный Эльдар Александрович позвонил Людмиле. Они условились создать сценарий. Сделали это вместе.

Осенью 1982-го Рязанов принес директору «Мосфильма» Николаю Сизову готовую литературную основу ленты. К 9 ноября он ознакомился с произведением и вызвал к себе постановщика. Здесь нужно сказать, что в прошлом Николай Трофимович возглавлял Управление внутренних дел — охраны общественного порядка исполкома Мосгорсовета. Генерал в отставке сказал: «Нас всех посадят, но мы будем снимать это кино!»

aa3dd2b9 3e9b 5ce8 81d8 60e47b39d1f5

Назавтра стало известно о смерти генсека Леонида Брежнева. Вопрос о том, какой будет внутренняя политика при сменившем его на посту главы государства Юрии Андропове, оставался неясным. С постановкой решили повременить. В театрах же пьеса продолжала идти с успехом.

Тем не менее в 1983-м на ее премьере в Уфе побывал первый секретарь местного обкома партии. Он испытал шок от увиденного. На следующее утро позвонил в ЦК КПСС. Сложно поверить, но вопрос о произведении рассматривали на заседании Политбюро. Спектакли запретили. Об экранизации не могло быть и речи. Табу сняли лишь в 1987 году. Тогда режиссер вернулся к задумке и достал сценарий с полки.

Юные звезды

Марина Неёлова безоговорочно согласилась на роль Елены Сергеевны.

Молодых людей, способных сыграть учеников, искали в театральных вузах. Но не всякого студента можно выдать за школяра. Тогда ассистенты пошли в школы с театральным уклоном. В одной из таких — при Московском молодежном театре «На Красной Пресне» — их внимание привлекли десятиклассники Наталья Щукина и Дмитрий Марьянов. Ребята уже снимались в эпизодах. Рязанов утвердил их на роли Ляли и Паши.

Долго не размышляли над тем, кто сыграет Витьку Шевченко. Пригласили 18-летнего Фёдора Дунаевского, только что получившего широкую известность после картины Карена Шахназарова «Курьер».

Имело место одно исключение. Роль заводилы Володи доверили 21-летнему танцовщику Большого театра СССР Андрею Тихомирнову. Пусть он и был высоким, однако выглядел младше своего возраста, говорил слегка робким голосом. Подобное в кино не беда. В кадре его озвучил Олег Меньшиков.

По традиции Эльдар Александрович сыграл в эпизоде собственной ленты. Он перевоплотился в соседа, которого раздражала громкая музыка.

b506f54b6e15a764521cd1fa79079db4

Тяжелый период

Квартиру Елены Сергеевны выстроили в павильоне «Мосфильма». Чтобы избежать театральной статичности, определенные сцены снимали на крыше дома, с которой видна панорама ночной Белокаменной. Вступительный эпизод с купанием героев в озере запечатлели на Удальцовских прудах столицы. Ребятам требовалось изображать изнеможение от жары. Происходило это в октябре, а сама осень выдалась холодной. Температура воды составляла не более +7 °C. Массовка, приглашенная из «Общества моржей», чувствовала себя превосходно, плескалась. А вот школьники посинели. Марьянов заявил: если ему не нальют водки, он нырять не станет. Учитывая несовершеннолетний возраст, Рязанов разрешил лишь растереть спиртным юных артистов. В итоге, чтобы исполнители не слегли с воспалением легких, крупные планы барахтанья в воде позже досняли в бассейне спорткомплекса «Олимпийский».

Любопытно, что режиссер уделял внимание всему, в том числе одежде героев. Он лично попросил студента ВГИКа из Танзании одолжить на время модные клетчатые штаны для героя Ф. Дунаевского!

На съемки потребовалось всего 22 дня. Тем не менее они стали каторгой для Эльдара Александровича. Он привык взаимодействовать с артистами другого уровня, которые относятся к нему с пиететом. А молодые люди часто подвергали осмеянию все, что говорил мастер. Хихикали при читке реплик. Причина в том, что за восемь лет с момента написания пьесы молодежный сленг очень изменился. Школьники второй половины 1980-х не говорили так, как было в сценарии. Тексты казались им искусственными. На просьбы попробовать пересказать написанное собственными словами юные исполнители реагировали тяжело, не умели с ходу импровизировать. Рязанов выходил из себя, по словам Ф. Дунаевского, бросался стульями, а на следующий день извинялся. Кричал, что не может работать с этими чудовищами. Позже, когда остыл, все проанализировал и понял: перенес на артистов свое отношение к наглым и разнузданным персонажам.

2 10

Закончилось тем, что общался с ними через парламентера — второго режиссера Евгения Цымбала.

Премьера ленты состоялась в Москве в апреле 1988-го. Зрителей увиденное шокировало. В прессе писали о неблагополучном поколении, цинизме молодежи. Картина с успехом прошла в Японии, Китае, ФРГ и других странах Европы. Эльдар Александрович же считал этот фильм неудачным. По его признанию, впервые после окончания работы над лентой ему не хотелось жить. Впрочем, если бы кино вышло в начале 1980-х, оно вызвало бы гораздо больший резонанс. Но именно в 1988-м на экранах появились остросоциальная картина «Маленькая Вера», белорусский фильм Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино», что снизило остроту режиссерского высказывания Рязанова. Поскольку в ту пору был десятиклассником, помню, что говорили ровесники о фильме: «Киношники перегнули с жестокостью. Маловероятная история».

Еще материалы рубрики:

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия

Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов

Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

Сильный ветер и снег ожидаются в Беларуси 16 декабря

В понедельник, 16 декабря, на большей части территории республики синоптики обещают усиление юго-западного и западного ветра. В отдельных районах его порывы достигнут 25-26 м/с, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 годаПрогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 года

Временами предвещаются осадки: снег и дождь. Ночью и утром местами ожидаются слабые метель и гололед, на отдельных участках дорог будет гололедица.

Ночью в стране похолодает до –3… +3 °С. Днем воздух прогреется до +2 °С… +10 °С. При этом в Бресте ожидается +8… +10 °С, в Гродно — от +7 до +9 °С, в Минске +4… +6 °С, в Витебске, Могилёве и Гомеле — от +3 до +5 °С.