ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ. Геннадий Давыдько: «У белорусских партий нет внятных политических лозунгов»
Представляем новый проект «Площадь согласия». Говорить в нем мы намерены о том, что нас объединяет, что дает точку опоры.
Первым героем проекта стал председатель Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Геннадий Давыдько, который рассказал, как привлечь людей в политические партии, что делать с малой родиной минчанам и кого будут звать в «Клуб редакторов».
— Геннадий Брониславович, на ваш взгляд, что сегодня происходит в белорусском обществе?
— Тот, кто внимательно следит за новостями, идущими из-за рубежа, уж если не перепуган, то по крайней мере озадачен. Например, возле наших границ вполне могут появиться натовские ракетные установки… Или вот в марте 2019 года будут проходить выборы президента Украины. И тут очень важно, на каком фоне кандидатам будет видеться более возможной их личная победа: на фоне стабилизации ситуации в регионе или на фоне боевых действий. А мы — соседи, мы при любом раскладе будем участниками событий… Еще нужно следить и за европейской повесткой дня. Там тоже идут тревожные процессы. Мы, к сожалению, завязаны в этот мировой политический узел, но при этом пытаемся жить и развиваться на своей земле. В этой непростой ситуации чрезвычайно важно быть вместе, исповедовать единство народа и сплотить общество вокруг общей идеи, идеи крепкого независимого государства.
— Вам не кажется, что белорусы стали уж слишком аполитичны?
— У наших партий нет внятных политических лозунгов. Да, есть одиозные фигуры, которые своей экстравагантностью пытаются привлечь к себе внимание. Кто мне скажет, какая основная идея у БНФ, в чем она конкретно заключается? Или, представьте, я на улице у прохожих спрошу, чем занимаются коммунисты или представители Либерально-демократической партии. Вряд ли кто с ходу ответит, если только он не член одной из этих партий. При этом я за плюрализм мнений, но людей нужно увлекать живыми идеями. И, конечно, делать реальные дела.
— Реальные дела — это, например, ваш субботник на территории Куропат?
— В том числе. Мы находимся далеко не в начале пути, рассказывая миру правду о Куропатах. Но всем надо понимать: это место общенациональной трагедии. Это место поклона жертвам страшных событий. Это место для общечеловеческой консолидации. А кто мне объяснит, почему люди приходят туда с бело-красно-белыми флагами и ругают власть? Это что, нынешняя власть виновата? Нет, конечно. Зачем приписывать себе защитные функции этого места скорби? Думаю, не стоит на святых и скорбных местах делать политику. Ее следует делать на других площадках.
— А может, всем стоит сосредоточиться на поиске национальной идеи?
— В детстве с родителями жил на Колыме, но приезжал в Беларусь, когда папе давали отпуск. И для меня это был рай, моя родина. Озера, яблоки, помидоры со своей грядки, парное молоко, звон колоколов, запах проехавшего по железке поезда, кладбище, где сплошь на крестах такая же фамилия, как у тебя… Из этих обыденных вещей и явлений формировалась моя привязанность к территории, людям. И я хочу беречь эту землю. Может, это и есть патриотизм. Что касается национальной идеи, то, как ни грустно, славян по-настоящему объединяют только опасность и горе. В тяжелую годину мы умеем сплотиться и дать отпор. Поэтому считаю: идея крепкого государства вполне тянет на общенациональную. Да и время этого требует.
— Вернемся к общественной деятельности. Работа «Белой Руси» как организации вас устраивает?
— Организация наша мощная, хорошо структурированная. Работаем по трем направлениям. Первое — законотворчество, ведь у нас хорошее представительство в парламенте и местных Советах. Изучаем законы в общественных приемных, даем рекомендации депутатам, высказываем им мнение избирателей. Второе — анализируем законы, которые уже вышли. Опрашиваем народ. И третье направление — болевые точки нашего времени, то, что беспокоит граждан. Для нашей организации не время ходить в костюмах, мы переоделись в спецовки и хотим помогать людям. И здесь я вижу новые формы работы, которые требуют делегирования нам больших полномочий от властей, а может, создания фонда государственных грантов для общественных организаций. Сейчас у «Белой Руси» в стадии рассмотрения сразу несколько проектов в областях медицины и образования. Сотрудничаем с профильными министерствами.
— До минчан достучаться получается?
— Особых трудностей нет, но у многих, кто приходит в общественные приемные, возникла проблема малой родины… Ведь у тех, кто из деревни, в голове сразу складывается картинка: домик, речка. А что делать горожанам? Наверное, любить и беречь свой подъезд, двор, квартал.
— Не могу не спросить о «Клубе редакторов», который вновь появился в эфире. Чем будет интересен новый сезон?
— Экспериментами с форматом. Буду приглашать не только руководителей СМИ, но и экспертов, специалистов, людей, глубоко владеющих вопросами повестки дня, участников событий… Наша программа рассчитана не на массового зрителя, это не телесериал и не «о погоде». Наша аудитория — это те, кто нуждается в анализе новостей, управленцы, представители СМИ, оппозиция, с которой я бы тоже хотел вести диалог в студии, и, кстати, очень много простых, но неравнодушных граждан. Пишут, задают вопросы, просят поднять тему…