По «технике YouTube», или Какие «косяки» приходится исправлять опытному парикмахеру в Минске
Как, обучившись на агронома, белоруска Ольга Тананушко стала парикмахером и почему свернула с дорожки, избранной родителями, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из агронома в парикмахеры
К О. Тананушко даже в период пандемии клиенты записываются заранее: работа есть всегда. Любимым делом она занимается 17 лет, имеет самый высокий, 6-й разряд, хотя по основному образованию, как ни странно, агроном. В свое время с успехом окончила аграрный университет и отработала по распределению на филиале гормолзавода под Минском. Получить «нормальную» специальность считала дочерним долгом перед родителями, правда, уже во время учебы подрабатывала парикмахером, а будучи исполняющей обязанности главного агронома, совершенствовалась в любимом ремесле.
Приехав спустя три года в столицу, трудилась в обычных парикмахерских, каких в начале 2000-х было пруд пруди. А почти все заработанное вкладывала в инструменты и обучение — посещала конкурсы, семинары, тренинги… Даже после замужества и рождения сына не оставила мыслей о совершенствовании в профессии: будучи в декрете, умудрилась сдать экзамены на разряды. На работу вышла, когда ребенку исполнилось 10 месяцев, поначалу лишь на субботу и воскресенье: с малышом в это время оставался супруг. А младшего сына до года кормила грудью, приезжая в перерыв домой из салона.
Моя собеседница и сегодня уверена, что останавливаться в профессиональном росте губительно.
— Во время пандемии возможности для онлайн-обучения расширились: из-за карантина многие известные парикмахеры часто проводят в прямом эфире бесплатные семинары, мастер-классы, марафоны, — поясняет Ольга. — Стараюсь ничего не пропускать. В начале 2000-х таких возможностей не было, как и Интернета, разве что профессиональные журналы, семинары и тренинги. По максимуму посещала те, что могла себе позволить: это недешевое удовольствие, но оно того стоит. В одном салоне, где работала, руководство помогло, проплатив за меня 550 долларов в эквиваленте в рассрочку. Тогда это было исключением из правил. Некоторые коллеги не понимают, ради чего тратить такие суммы, им кажется, что достаточно базового образования. Но мне это позволяет каждый раз подниматься на ступеньку в плане профессионализма и общения, благодаря чему могу заниматься всем, что интересно, — колористикой, прическами, стрижками, укладками и так далее.
Сейчас Ольга работает в двух салонах и преподает в учебном центре: считает, что пришло время делиться знаниями и опытом с другими.
— Мечтаю когда-нибудь открыть свою школу, а пока учусь мастерству преподавания, которое тоже требует постоянного совершенствования. Как парикмахер берусь за любую работу, но самое интересное для меня — сложные окраски и исправление чужих «косяков»: даже азарт появляется, от результата получаю профессиональное наслаждение.
Женские штучки
По словам мастера, сейчас в ходу много новых техник окрашивания волос, одни из самых популярных — аиртач и балаяж, достаточно дорогостоящие, но очень удобные в носке. Не только потому, что эффект хороший, но и потому, что их надолго хватает: можно полгода лишь тонироваться, поддерживая оттенок. При этом волосы выглядят очень натурально.
Особенность техники аиртач заключается в плавном переходе и многомерном эффекте. Чтобы достичь такого результата, волосы продуваются в слои разной длины с помощью фена. Так создается рисунок, игра цвета. Но подобное окрашивание требует, в зависимости от густоты волос, от пяти до восьми часов. Мастер должен уметь правильно распределять проборы, продувать пряди, знать, как они в итоге лягут.
Результат техники балаяж — частичное осветление, при котором нет четкой границы перехода цвета, как и эффекта отросших корней, а возникает визуальное ощущение выгоревших волос, которые выглядят естественно. Этот способ сложен в исполнении. Непрофессионалу непросто добиться эффекта плавного перехода от натуральных прядей к окрашенным.
— Многим кажется, что запросто можно покраситься самим, посмотрев мастер-класс на YouTube. Но там демонстрируются лишь основы, а детали остаются за кадром, — предупреждает Ольга. — Не случайно двухдневный семинар в Минске по технике аиртач у запатентовавшего ее стилиста стоил 1 000 евро. Я на него не попала только потому, что уже собралась ехать на другой тренинг, но его тоже вели преподаватели, знавшие секреты техники из первых уст. Уверена: лишь изучив новые приемы окрашивания под непосредственным руководством именитых мастеров, можно применять их.
Что такое «косяки», и как с ними бороться
Многие просто покупают коробочку, на которой написано «окрашивание в такой-то технике», а внутри — расчесочка, краска, инструкция (их, кстати, судя по моему опыту, большинство клиентов не читают). Женщины не учитывают факт, что пряди должны пропитываться краской поверхностно, а кончики волос — полностью. Расчесочкой наносят краску, а она затекает на корень. Волосы нужно изолировать, что и делает мастер: прокрашивает и прокладывает специальной термобумагой каждый слой, чтобы не затекло на следующий.
— Девушка была крашеной блондинкой, — начинает рассказ о неудачном опыте своей клиентки мастер. — Судя по всему, последнее окрашивание ей делали в технике аиртач или балаяж, что позволило долго не посещать парикмахера. За этот период натуральный корень отрос примерно на 10 см. Но женщина, отчасти из-за временных финансовых трудностей, решила сэкономить и покрасилась сама. Лучше б она этого не делала!
Разве могла она знать, что если осветлялась порошком, а потом краской, ровного цвета не получится? Краска желтее, теплее, дает более натуральные бежевые оттенки, порошок — чистый блонд. После того как дама на свой чистый блонд применила краску, получились желто-оранжевые корни. Женщина прибежала со слезами в салон…
Экономии не получилось: отпросилась с работы, просидела у специалиста на стуле семь часов и заплатила 350 рублей. Процесс оказался сложным: надо было отделить слои длинных волос и просветлить их порошком, а желтые, которые выдуваются феном, закрасить в ее натуральный цвет.
— При этом естественной базы я не видела, ведь она только вчера покрасилась, — продолжает О. Тананушко. — Пришлось подбирать цвет по фотографиям. Но результат получился отменный. Клиентка осталась довольна и сказала на кассе, что за такой итог готова заплатить и больше. И все же если бы пришла сразу, мы закончили бы за 2,5–3 часа, и это обошлось бы ей в 150–170 рублей.
Есть такое понятие — «бэйдинг»: корни волос становятся светлее основной длины, когда женщины неправильно окрашивают отросший корень. В инструкции написано: если волосы отросли больше чем на 10 см, надо сначала отступить от корня 1,5–2 см, прокрасить длину, а затем — корень. Но некоторые «умелицы» не заморачиваются: купила, намазала, а что осталось — растянула по волосам. А ведь у корня самые тонкие, мягкие чешуйки, чувствительный волос, поэтому реакция идет быстрее. Плюс дополнительное тепло от кожи головы. Кроме того, наносят краску с макушки, а надо с затылочной зоны, где волос холоднее и толще. В итоге цвет шевелюры у корня получается светлее.
Выход из блонда в натуральный тоже непростая окраска, с которой справляются не все парикмахеры: может появиться оттенок зеленого. Здесь надо хорошо знать принципы колористики.
Кстати, среди клиенток Ольги люди разных возрастов и разного достатка, не каждая может позволить себе окраску в салоне, из-за чего седовласые женщины пенсионного возраста часто красятся дома, причем русой краской, дающей зеленоватый эффект.
— Мне несложно дать совет дамам в годах: какие купить компоненты, как их смешать и применить. Например, в описанном случае надо наносить в равных пропорциях русую и золотистую краску, тогда получится ровный красивый колер. Женщины хорошо выглядят и, довольные, приходят ко мне стричься…
О чем болит голова у мужчин?
— Представители сильного пола очень переживают, когда шевелюра начинает редеть. Самый верный путь в этом случае — стричься покороче или вообще наголо, а не пытаться отращивать волосы, чтобы прикрыть лысину. Сегодня, правда, не редкость и еще один путь решения проблемы — пересадка волос.
Что касается окрашивания, то подростки чаще креативят, а мужчины за 50 любят услугу камуфляж: на пять минут наносится гель, маскирующий седину, придающий ей матовость: она становится не так явно видна. Эффект длится примерно до следующей стрижки.
Фото предоставлены мастером и носят иллюстративный характер