Побывали в Лидском замке и узнали, водятся ли в нем призраки
У корреспондента агентства «Минск-Новости» появилась отличная возможность исследовать родной край и прикоснуться к истории предков.
Мы с подругами выбрали маршрут Лида — Желудок — Щучин (Гродненская область). Насыщенная программа не входила в планы, поэтому договорились в каждом пункте назначения посетить знаковые достопримечательности — Лидский замок, усадьбу Святополк-Четвертинских в Желудке, дворец Друцких-Любецких в Щучине.
Ехать решили на машине: удобно, комфортно и достаточно быстро. Если забегать вперед, за 30 л бензина мы заплатили 60 рублей. Заправлялись на обратном пути в двух часах езды от столицы.
Лида встретила нас надвигающейся непогодой, крупными каплями накрапывал дождь. Но всё внимание было обращено на Лидский замок и водоем с фонтанами, располагающийся поблизости. Крепость возвышается на песчаной насыпи, а на почтительном расстоянии находятся постройки как нового времени, так и советской эпохи — эдакий микс.
Сам замок представляет собой прямоугольник неправильной формы с двумя угловыми башнями. Нижняя часть стен выложена из огромных валунов и обычных камней, верхняя — из красного кирпича. Также есть подвесной мост, ведущий к массивным воротам.
Если коснуться истории создания замка, то по приказу князя Гедимина его строительство началось в XIV столетии. Работы длились пять лет, начиная с 1323 г. Уже тогда было рассчитано, что двухметровые по толщине стены будут защищать от врагов.
Заходим в ворота, останавливаемся напротив симпатичного деревянного киоска с билетами, цены на которые достаточно демократичные: «Школьный» стоит 5 рублей, «Студенческий» — 7, «Взрослый» — 9.
Билетер-кассир отмечает:
— Выглядите как студенты.
В ответ мы улыбаемся и приобретаем «взрослые» билеты. Теперь уже ничто не мешает рассмотреть Лидский замок изнутри. Первое, что бросается в глаза, — стены из оранжевого, почти алого кирпича, которые выглядят слишком «свежими». Женщина-смотритель шутит, что в следующий раз кирпич будет из чистого золота.
Мы оглядываемся на манекен рыцаря, стоящий в углу. Свет на него почти не падает, поэтому фигура в латах кажется таинственной. «Молчаливых» стражников замка можно встретить и на втором этаже. Один раз боковое зрение выхватило чей-то темный силуэт. По спине пробежал холодок: неужели это был один из рыцарей-призраков князя Дмитрия Корбута? Если верить легенде, в 1394 г. князь со своим войском атаковал замок. Силы оказались неравны, и Корбут трусливо бежал, оставив верных погибать в гуще врагов. Воины сражались до последнего. Говорят, их призрачные тени бродят по замку в надежде найти своего господина-предателя.
Поднимаясь по узким каменным ступеням, кто-то из нас бросает шутку про то, что и тренажеры не нужны: поднялся-спустился — и фигура в норме. И все же невольно закрадывалась в голову мысль: а как же дело обстояло у шляхтичей плотной комплекции, особенно если они пользовались лестницей в состоянии подшофе? А если в полном рыцарском обмундировании? А что же дамы в длинных платьях? На подол так просто наступить изящной туфелькой. Но если обратиться к истории, то за наших предков не стоит волноваться, тем более что замок изначально был оборонительным, где слабым духом и телом не место.
В двух башнях замка размещаются музейные экспозиции. Чтобы попасть из одной в другую, необходимо пройти по крепостной стене с бойницами, из которых открывается живописный вид на Лиду.
Попадаем в княжескую спальню, украшенную чучелами и шкурами животных. Тусклый свет придает оленю на стене испуганный вид. Барсук «распят» головой вниз. Появляется желание покинуть это место, а с другой стороны, это история. Время было суровое, замок плохо отапливался, и шкура убитого животного помогала согреться. Никто не задумывался о сохранении популяции медведей или тех же оленей.
Еще больше чучел встречаем в трапезной. На скамье раскрыл зубастую пасть волк, к стенам прикреплены птицы, черепа мелких животных. Грозно смотрит кабан, а чуть выше — олень.
На длинном столе расположены муляжи блюд: жареный поросенок, каравай хлеба, запеченный угорь и другие яства. Издалека они смотрятся достаточно натуралистично, но вблизи вызывают улыбку: кажутся игрушечными.
Недалеко от стола разместились манекены белорусской знати. Сфотографировать во весь рост мысли не было, потому что все внимание зафиксировано на мелочах. Например, в моем случае — на изысканной броши.
Закрыв глаза, можно представить снующих с блюдами слуг, хохочущих рыцарей и господ. Сидящая рядом с князем прекрасная дама скромно улыбается.
Тут же, в трапезной зале, деревянная скрипучая лестница ведет прямиком в другую, северо-восточную башню, славящуюся уникальной выставкой рыцарских шлемов. Неудобно подниматься по узким ступенькам. Кажется, что вот-вот неудачно оступишься и полетишь вниз, прощаясь не только с фототехникой, но и с жизнью. Вывод: надо тренировать вестибулярный аппарат.
В башне глаза не сразу привыкают к полумраку, но чуть позже увиденное впечатляет. По периметру помещения расположены всевозможные рыцарские шлемы — настоящее сокровище для тех, кто интересуется историей. Военные уборы расположены в хронологическом порядке, поэтому несложно проследить за эволюцией мастерства оружейников.
Парадный шлем Николая Радзивилла Черного сразу привлекает внимание. Роспись, ювелирная работа выполнения деталей вызывает восторг. Особенно, когда узнаешь, что это не оригинал, а его точная копия.
Мы долго рассматривали еще одно произведение искусства — бацинет с забралом «собачья морда» с «ушами», напоминающими крылья летучей мыши. Выглядит весьма устрашающе. Впрочем, этот шлем и создавался с целью вызвать ужас у противника.
К сожалению, фотоаппарат, выкрученный на все настройки, не смог выхватить из темноты рыцарские латы гусаров с «крыльями» — обмундирование воинов XVII в. Речи Посполитой. На нагрудной части искусно отчеканены пластины, на одной из которых изображение Божьей Матери — подтверждение того, что воин благословлен.
Мы приехали в Лидский замок в «тихий» период, когда нет театрализованных фестивалей и рыцарских турниров. Смотрители в музейных залах отдыхали от нашествия людей и не стремились рассказывать об истории замка. Но это нисколько не расстроило, потому что появилась возможность его самостоятельно исследовать, пропитаться этой молчаливой, слегка загадочной атмосферой.
В пыточном зале и так было все понятно без слов. «Ведьмино кресло», дыба, «Колыбель Иуды», несколько «поясов верности», подробное описание к каждому приспособлению – этого хватило, чтобы выйти наружу, радуясь, что не жил в средние века. Кстати, многие считают, что «поясу целомудрия» нечего делать среди орудий пыток, но не следует забывать, что это было своеобразным унижением женщины, маскирующимся под благородные порывы защитить честь красавицы.
Подводя итоги, хочется сказать, что на реконструкцию замка у людей разные взгляды. Кто-то доволен, кто-то разочарован. Если подумать, крепость не раз подвергалась серьезной осаде и разрушениям, а в 1891-м практически исчезла из-за сильного пожара, обрушившегося на Лиду. Стены и юго-западную башню пришлось разобрать для восстановления города. И только лишь в 20-х годах ХХ века было принято решение о консервации замка. Реконструкция закончилась в 1985 г. Но остаточная реставрация ведется и сейчас.
Подготовила Надежда Струкова, фото автора
Смотрите также: