1200 90

Почему актрисой, которая сыграла польскую шпионку в фильме «Мирное лето 21-го года», заинтересовалось КГБ

После выхода фильма «Мирное лето 21-го года» актрису, исполнившую роль шпионки Ядвиги Ковальской, срочно вызвали в КГБ СССР. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

16ya1Став комендантом Мглинского участка Особого отдела западной границы РСФСР, в прошлом матрос Иван Гамаюн разрабатывает план отправки разведчиков в стан врага. Необходимо выявить бандитов, которые приходили с польской стороны в красноармейской форме и совершали диверсии.

Сотрудница польской спецслужбы Ядвига получает задание соблазнить и завербовать красноармейца Могилова. К ее изумлению, боец быстро соглашается работать на нее. Вскоре на конспиративной квартире он передает дезинформацию об убытии пограничной части на учения. Бандиты в красноармейской форме форсируют реку, направляются в сторону приграничного города. Они не знают, что в многочисленных стогах сена вокруг их поджидают советские пулеметчики.

Особенности топографии

Картина «Мирное лето 21-го года» стала второй в цикле «Государственная граница». Работу над ней вела студия «Беларусьфильм». Первая лента «Мы наш, мы новый…» имела колоссальный успех. Телезрители с нетерпением ожидали вторую. Ходила шутка, будто, по данным НИИ статистики, это кино нанесло колоссальный ущерб народному хозяйству СССР. Граждане поголовно отпрашивались с работы на час раньше, чтобы увидеть продолжение истории. Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, а остальное — всерьез.

16yaya

Алексей Нагорный

Автор сценария Алексей Нагорный в годы войны был летчиком, трудился в Совинформбюро, окончил Институт иностранных языков и Военно-воздушную академию. До 1957-го служил на различных офицерских должностях в ВС СССР, в том числе за границей. Соавтор сценария Гелий Рябов работал следователем, впоследствии — внештатным консультантом министра внутренних дел СССР, был автором произведений о контрразведке. Ко второму фильму готовились с режиссером Борисом Степановым по отработанной схеме. Но имел место деликатный нюанс. По сюжету центр Западного пограничного округа располагается в городе Мглин. Рядом граница с Польшей, застава. Однако Мглин в 1921-м и сегодня находится у стыка Брянской и Могилевской областей. В то время советско-польская граница проходила в 531 км от него. РСФСР никогда не имела с Польшей общей пограничной линии.

16yayaya

Борис Степанов

Всё объясняется тем, что картину создавали под патронажем КГБ СССР. В его состав входили пограничные войска. Скорее всего, кураторы не хотели упоминать исход советско-польской войны, закончившейся Рижским миром, в результате которого в марте 1921-го граница с Польшей оказалась в 40 км от Минска. Поэтому авторы сценария и режиссер Борис Степанов позволили себе такую условность — Брянская область граничит с Польшей. Наверное, проще было применить вымышленное название города. Впрочем, географическая неразбериха никак не повлияла на популярность фильма, большинство зрителей ничего не заметило.

С отрывом от производства

Кинокарьера москвички Анны Каменковой началась в Белоруссии. В 1959-м лента «Девочка ищет отца» принесла семилетней актрисе приз за лучшую женскую роль на престижном фестивале в Аргентине. Поэтому, когда Борис Степанов предложил Ане сыграть Галю Кравцову, жену начальника особого отдела заставы, она с радостью вернулась в минскую студию. Роль ее экранного мужа Василия исполнил Петр Юрченков-старший.

Главный персонаж в первых лентах цикла — Иван Гамаюн, его сыграл Александр Денисов. Первоначально на роль Гамаюна пробовался Владимир Новиков. В этой картине он сыграл красноармейца Алексея Могилова, которому предстояло стать двойным агентом и объектом соблазнения польской шпионки Ядвиги Ковальской.

— После выхода этого фильма мне приходили сотни писем в театр, где я работал. Спрашивали, сколько было дублей поцелуев с Ядвигой, — вспоминал актер. — Просили телефон актрисы, сыгравшей ее, так она понравилась зрителям. Да не только письма. На улице спрашивали, каково ее целовать. Я отшучивался: целовать — не сложно, сложно было оторваться от ее губ!

В образе Ядвиги Ковальской предстала Людмила Нильская. Сначала ей предлагали роль Гали Кравцовой, которую исполнила Анна Каменкова. Людмила приехала в Минск. Посмотрев на нее внимательно, Борис Степанов сказал: «Давайте попробуем вас на Ядвигу, вижу, вы умеете мастерски кокетничать!» С легкой руки режиссера в актрису влюбились многие мужчины страны. Она и подумать не могла, к каким последствиям может привести народная любовь.

16ya— Однажды после выхода фильма в доме раздался телефонный звонок, — рассказывала артистка. — Суровый голос в трубке сообщил, что мне звонят из КГБ. Сказал: необходимо явиться на Лубянку по очень важному делу. Ноги у меня слегка подкосились. Явилась в это серьезное ведомство. В кабинете находилось несколько неприветливых офицеров с острыми цепкими взглядами. Тут сердце в пятки ушло окончательно. Один, делая долгие паузы, произнес: «Людмила Валерьевна… Мы тут посоветовались… И в отношении вас приняли непростое решение (конечно, они резвились). Вам вручается премия КГБ первой степени». Я опешила, стала говорить, что не помогала органам в оперативной работе. Мне пояснили: премия за роль Ядвиги в фильме. Дали грамоту, значок и 300 рублей!

Михаил Козаков, как говорили, был дежурным Дзержинским на всех киностудиях страны. Взамен на согласие сыграть эту роль ему всегда что-то удавалось выторговать в Госкино СССР. В данном случае ему разрешили снять знаменитые «Покровские ворота».

Московский актер Юрий Горобец на протяжении 20 лет в Минске играл командиров партизанских отрядов и партийных деятелей. Здесь ему предложили роль пана Яремы, польского коменданта погранслужбы.

Счастливые дни

Съемки начались в 1979 году. Городок Дисна Витебской области с его низкими каменными строениями, водонапорной башней передал атмосферу приграничья. Самыми высокими и видными издалека зданиями были пожарная каланча и храм Воскресения Христова. Именно они чаще всего попадали в объектив камеры. А в Крупках Минской области выстроили пограничную заставу. Если оружия, военной формы, предметов быта Второй мировой войны на отечественной студии всегда хватало, то реквизит, одежда, винтовки начала 1920-х отсутствовали.

— Нам пришлось всё находить или изготавливать с нуля, — вспоминал второй режиссер ленты Владимир Поночевный. — Даже саму пограничную заставу, то, как она была организована, мы строили по фотографиям. Важны детали. Мы вникали в то, какие в те годы копали траншеи, какие дополнительные постройки, вышки. Это требовалось воссоздать. Важно, какую форму носили тогда пограничники. Художники по костюмам много трудились над этим. Это же целый мир — быт эпохи. Нельзя, чтобы в кадр попало нечто из более поздних времен.

Для Крупок и Дисны съемки стали эпохальным памятным событием. В них принимали участие жители окрестностей. В местных газетах и сегодня вспоминают этот счастливый период в истории городков и с сожалением пишут: «В наши дни никаких фильмов у нас уже не снимают».

Да и родная киностудия давно не выпускала ленты, ради просмотра которых люди стали бы отпрашиваться с работы, как в начале 1980-х.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора