Почему «Белгипродор» — место, где берут начало автомобильные дороги Беларуси*
Похоже, мы нашли место, в котором берут начало автомобильные дороги Беларуси. Это государственное предприятие «Белгипродор».
Отцы дорог
Управление дорожного проектирования в структуре предприятия является основным и наиболее многочисленным производственным подразделением. Здесь создают проекты строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных магистралей республики.
Главный специалист управления Николай Кречетников говорит, что за более чем 36-летний период его работы в «Белгипродоре» культура дорожного проектирования изменилась до неузнаваемости. Взамен примитивных технологий и оборудования повсеместно используются высокопроизводительные программные комплексы, существенно облегчающие инженерный труд. Высокое качество белорусских дорог отмечается всеми зарубежными гостями, прибывающими в нашу республику. Это относится и к МКАД-2, и к автомобильным дорогам Минск — Гродно, Минск — Гомель, Минск — Могилев и другим.
МКАД-2 по своим транспортно-эксплуатационным параметрам практически не уступает многим зарубежным аналогам. Ехать по качественному цементобетонному покрытию настолько комфортно и безопасно (при разумном соблюдении ПДД), что на время забываешь, что ты на отечественной дороге. На 88 км трассы нет ни одного пересечения в одном уровне как с автомобильными дорогами, так и с пешеходными путями. Специалистов «Белгипродора» без преувеличения можно назвать отцами отечественных дорог, а запроектированные ими автомагистрали — достоянием страны.
В 2020 году предприятием разработана концепция реконструкции автодороги М1/Е30 Брест — Минск — граница РФ по параметрам автомагистрали, т. е. аналог автобана. Такого класса магистралей в Беларуси еще нет. На всем протяжении дороги усилят дорожное покрытие под нормативные нагрузки, будут построены и реконструированы транспортные развязки, пешеходные переходы в разных уровнях, сооружения для пропуска диких животных. Модернизация дороги обеспечит повышенную пропускную способность, безопасность, комфортность движения и привлекательность дороги для иностранных грузоперевозчиков.
В настоящее время идет работа над проектом реконструкции участка автомобильной дороги М10 от Речицы до Калинковичей. Дорога будет четырехполосной с цементобетонным покрытием, как МКАД-2.
Разработан проект реконструкции автодороги от Лепеля до Полоцка. В работе также участок обхода Полоцка. Продолжается проектирование реконструкции автомобильной дороги М3 Минск — Витебск (км 8,7 — км 87,4). В перспективе планируется реконструкция трассы М8 на участке Витебск — Орша.
Осенью следующего года водители смогут насладиться ездой по обновленной четырехполосной трассе Р53 от Кургана Славы до Смолевичей. В перспективе — продолжение реконструкции дороги по таким же параметрам до Борисова. Кстати, для повышения безопасности и комфортности движения и улучшения экологической ситуации в городе дорога пойдет в обход Жодино.
Берег левый. Берег правый
Соединять же берега умеют в управлении мостового проектирования. Это только в детстве казалось: что нам стоит мост построить? На самом деле инженеры-проектировщики иногда занимаются проектом строительства моста до трех лет. Потому что, как говорит начальник управления Георгий Казарцев, типовых проектов на большепролетные конструкции просто не существует. Одно дело — небольшой путепровод на транспортной развязке и совсем другое — проектирование мостов через реки.
— На Припяти с ее поймами, например, под каждую опору километрового моста готовится практически индивидуальный проект, — говорит Георгий Константинович, — потому что геологические условия различаются даже на расстоянии нескольких метров.
Почти все мостовые сооружения на магистральных и республиканских автомобильных дорогах страны построены по проектам государственного предприятия «Белгипродор».
Один из последних ярких примеров работы проектировщиков-мостовиков — мост через реку Сож на подъезде к Гомелю. Кстати, 500-метровое сооружение было построено с нуля за год. В 2020-м завершена реконструкция таких значимых сооружений, как мост через Пину в Пинске и путепровод «Полоцкий» в Витебске.
Первым делом — самолеты
Помимо дорог и мостов в «Белгипродоре» проектируют аэродромы и вертодромы. Последний крупный реализованный проект — в Орше. Начальник управления аэродромного проектирования Александр Борисенко раскрыл подробности создания крупного логистического центра и реконструкции аэродрома:
— Наши сотрудники работали над созданием целого комплекса. Это и взлетно-посадочная полоса, и рулежные дорожки, и ограждения, и подъездные дорожки, светосигнальное и многое другое оборудование.
Несмотря на довольно юный возраст подразделения (оно начало работать с конца 2007 года), опыта специалистам не занимать. Помимо Орши была запроектирована реконструкция аэродромов во всех областных городах, за исключением Гродно.
Самым сложным оказалось собрать под одной крышей специалистов, способных выдать качественный результат, признается Александр Борисенко. Потому что требования к аэродромам предъявляются жесткие, в том числе со стороны Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Вертодромы — еще одно направление.
— Оно появилось недавно, — поясняет Александр Анатольевич. — Раньше их называли вертолетными площадками, отличались они более простым оборудованием. Кстати, такой проект уже воплощен в реальную жизнь в Республиканском клиническом медицинском центре в Ждановичах, а еще один вертодром запроектирован для столичной больницы скорой медицинской помощи. Имеются наработки и для Минской областной клинической больницы. Готовится к экспертизе проект вертолетной площадки и подъезда к ней на горно-обогатительном комбинате в Любани.
Изящность в каждой линии
Начальник управления архитектурно-строительного управления Светлана Кравченко соглашается: дорога должна быть не только комфортной и безопасной, но и эстетичной, радовать глаз.
— Создание архитектурно-ландшафтного благоустройства автомобильных дорог в едином стиле для качественного отдыха участников транспортного движения и эстетического восприятия окружающей среды является для нашего управления важнейшей задачей при проектировании, — поясняет Светлана Викторовна — Это шумозащитные экраны, площадки для отдыха с благоустроенными теплыми туалетами, автобусные остановки с навесами для ожидания транспорта, подпорные стены, подземные пешеходные переходы — тот дорожный сервис, что делает автомагистрали современными. При решении экологических проблем в управлении придумывают, какие деревья и кустарники могут украсить развязки и стометровую зону по обе стороны магистралей.
Помимо этого, зона ответственности сотрудников управления — проектирование зданий и сооружений промышленно-гражданского строительства, инженерно-технологические комплексы, технологические площадки со своей инфраструктурой для обслуживания и содержания дорог, а также инженерные сети водопровода, канализации, электроснабжения и т. д.
В этой связи самыми интересными проектами архитектор считает пассажирский терминал в Центре бизнес-авиации в Национальном аэропорту Минск, а также здание аэродромно-технических служб в аэропорту Орша, которое функционально объединяет три зоны — наземных служб, командно-диспетчерского пункта с башней и зону размещения аварийно-спасательной службы со стоянкой для пожарных машин.
По сути, архитекторы-проектировщики предприятия — специалисты широкого профиля. Иначе и быть не может. Потому что в противном случае вид из окон автомобилей был бы скучным и однообразным.
Уважаемые минчане и гости столицы!
В преддверии наступающих праздников дружный коллектив «Белгипродора» поздравляет читателей «Вечерки» с Рождеством и Новым годом!
Желаем в этот непростой период жизни страны здоровья и исполнения желаний! Пусть все беды обходят стороной, а вокруг будут только искренние улыбки и верные друзья!
Справочно
По нормативным документам проектный срок службы мостов (кроме деревянных) должен составлять не менее 100 лет.
Фото предоставлены ГП «Белгипродор»
*На правах рекламы