1200 90

Почему цензоры пытались отыскать подвох в словах детской песенки «Антошка»

Это что за тили-тили? Цензоры пытались отыскать намек и подвох в словах припева знаменитой детской песенки «Антошка». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

10ya 2Сомнительный вид

Автор музыки к мультфильмам «Чебурашка» (1972), «38 попугаев» (1976), фильму «По секрету всему свету» (1976) Владимир Шаинский до 45 лет не писал музыкальных произведений ни для кино, ни для мультипликации. Работал в оркестре Леонида Утесова, преподавал игру на скрипке в музыкальных школах Москвы, руководил эстрадными оркестрами. Знал ли малоизвестный тогда маэстро, что его главное дарование откроется в столь зрелом возрасте? Он писал для хоров, кантаты, оперы. Правда, из-под его пера в период безвестности вышло одно знакомое всем произведение — песенка «Мы начинаем КВН» для популярной телепередачи.

10ya2 1

Владимир Шаинский

Однажды в июле 1969-го Шаинский в синей майке-рогатке с логотипом «Динамо», джинсах и дерматиновых шлепанцах — не удивляющий в те годы летний прикид — явился на фирму «Мелодия». С момента основания в 1964 году и до начала горбачевской эпохи фирма была монополистом. Никто, кроме нее, в СССР не занимался массовым производством и распространением фонограмм. Как раз свои кантаты Шаинский и хотел записать на пластинку. Оказалось, что не только в советских министерствах, но и на «Мелодии» существовал дресс-код. В майке композитора не пустили за проходную. Оставшись в фойе, он пробежал глазами по списку, висевшему на стене. Отыскал единственную знакомую фамилию: главный редактор детской редакции фирмы «Мелодия» Юрий Энтин. С поэтом он был знаком шапочно, да и детская редакция не интересовала Шаинского. Но решил набрать номер по внутреннему телефону. Подумал: может, Юрий поговорит с вахтерами, поможет пройти внутрь.

10ya3

Юрий Энтин

Энтин спустился из своего кабинета, но и ему не удалось уговорить суровых вохровцев. Поскольку Шаинский сказал, что у него важное дело, поэт предложил подождать до конца рабочего дня в сквере, примыкавшем к зданию организации. Ожидать оставалось недолго. Уже вечерело.

Соло на лавочке

Встреча состоялась. Со стороны она напоминала сцену из шпионской кинокартины. В сквере двое мужчин сели на лавочку. Один другому передал бумаги. Конечно, это были ноты кантат! Энтин пробежал по ним глазами, отложил в сторону и вдруг задал судьбоносный вопрос: «Как вы относитесь к музыке для детей?» Шаинский ответил, что вообще к ней не относится и никогда не писал ничего подобного. Поскольку рабочий день завершился, заступила вечерняя вахта, в здание войти было проще. Юрий предложил отправиться туда к инструменту, чтобы попробовать что-то наиграть на предложенные стихи. Шаинский неожиданно ответил, что ему инструмент не нужен. Тогда поэт прочел строчку: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали». Владимир тут же пальцами по лавке простучал мелодию, которая стала его первой детской песней и позже первым его произведением, прозвучавшим в мультфильме. Но до этого требовалось пройти путь согласований и утверждений. С одной стороны, 1969 год стал поворотным моментом в отношении к детской песне в СССР. Если ранее ее воспринимали как музыкальное сюсюканье или пионерский призыв, то вышедший в прокат мультфильм «Бременские музыканты» сделал свое дело. Теперь многие поняли: для детей нужно писать стильно и модно. С другой стороны, в конце 1960-х в кабинетах цензоров оставались всё те же люди с Иосифом Виссарионовичем в обоих зрачках. И что такое «тили-тили, трали-вали» они не хотели понимать.

10ya1 1Не могли разгадать, на что авторы намекают! Какие «тили», какие «трали» и при чем тут «Валя»? То ли дело «надо, чтоб росли вы коммунистами, и тогда вам беды нипочем». В общем, «улыбалось солнышко лучистое, радуясь беседе с Ильичом». Ясно, конкретно, никаких скрытых намеков.

Это же сатира

Песня про юного тунеядца Антошку не понравилась членам худсовета детской редакции Центрального телевидения. На обсуждении присутствовали композитор и поэт. Шаинского попросили удалиться. После того как дверь за ним закрылась, в адрес Энтина посыпались претензии. Высказывались личностно: кого ты к нам привел? Этого с гнусавым голосом на километр нельзя подпускать ни к детям, ни к святая святых, главному инструменту идеологии — телевидению! Напоследок досталось и самому поэту. Члены совета обвинили его в плагиате, сказав, что его «тили-тили, трали-вали» — точная калька с песни Мулермана, где припев «Тирьям-тирьярим-тям-тирья», позже прозвучавший в мультфильме «Ну, погоди!».

10ya4

Регина Дубовицкая

Соавторы не опустили рук и планомерно обходили радиоредакции Москвы. Как раз в то время в отдел сатиры и юмора передачи «С добрым утром!» Всесоюзного радио на должность младшего редактора по письмам пришла работать молодая Регина Дубовицкая. Отдел небольшой, все общались тесно, многое обсуждали коллегиально. Любой профессиональный юмор сегодня проверяется на фокус-группах. Советским радийщикам эти западные технологии еще были чужды. Сами работники отдела являли собой фокус-группу. Энтин, будучи уже знаком с Региной, показал ей песню. А она в свою очередь дала послушать запись коллегам. Песенка про Антошку, который не хочет ни работать, ни играть на гармошке, но первым готов обедать, вызвала прения. Один из коллег высказал мнение, что эта песня — чествование бездельников. Регина парировала: «Мы, товарищи, их высмеиваем, как в стенгазете!» Вот так под соусом осмеяния тунеядцев невинное детское произведение попало в эфир радиопрограммы.

Игры окончены

Через несколько дней после радиоэфира Юрий Энтин с супругой около двух часов ночи возвращался из гостей. Пытался поймать такси на Садовом кольце. И вдруг увидел, как мужчина в изрядном подпитии вразвалочку пересекает проезжую часть и дурным голосом орет: «Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали!» Ко всему прочему на запевке «парам-пам-пам» пляшет вприсядку. На следующий день поэт позвонил Шаинскому и рассказал о забавном случае. На это композитор произнес фразу, которую можно высечь золотыми буквами: «Шлягер — это песня, которую хочется петь в нетрезвом состоянии!»

Одними радиоэфирами распространение песни не закончилось. «Антошку» захотели материализовать в мультипликации. В том же 1969 году мультипликатор Анатолий Петров решил объединить силы молодых художников, мечтавших о режиссуре, в экспериментальном проекте «Веселая карусель». Идея в том, что каждая серия мультжурнала должна была состоять из 2–4 кратких мультипликационных сюжетов, основанных на загадках, считалках, стихах, песнях. Сюжет «Антошки», иллюстрирующий песню, стал вторым по счету в первом выпуске. Примечательно, что четвертым стал мультфильм, который сегодня считается пилотной серией культового «Ну, погоди!».

10ya5

Леонид Носырев

Образ рыжего Антошки, сидящего рядом с огромным подсолнухом, придумал начинающий режиссер Леонид Носырев. Правда, дебютантом его можно было назвать только как постановщика. Ранее в качестве художника-мультипликатора он придумал льва Бонифация.

В советские годы ни художники, ни поэты не задумывались о том, что создают бренды. Просто творили, и всё. В постсоветское время производители детских товаров стали использовать персонажей советских мультфильмов для привлечения покупателей. Зарегистрировав права на бренд «Антошка», Энтин неоднократно судился с теми, кто использовал его незаконно. Вот так поэтическая мечта и озорство 1960-х сменились современной прозой жизни.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Автогол защитника «Минска» решил судьбу встречи со «Слуцком» в чемпионате страны

В поединке 29-го тура чемпионата страны по футболу в Высшей лиге «Минск» в родных стенах обидно проиграл «Слуцку» в добавленное время — 0:1, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

minsk sluczk

За время выступления «Минска» в Высшей лиге клуб встречался со «Слуцком» 23 раза. Одержал 12 побед, семь раз проиграл и четыре дуэли завершились вничью. К слову, в первом круге команды играли на поле «сахарников», и тогда один мяч решил исход в пользу хозяев (1:0). Правда, с тех пор минчане укрепили ряды опытными исполнителями и покинули зону вылета.

Обе команды уже выполнили задачу-минимум на этот сезон. В связи с этим были опасения, что футбол на столичном поле СОК «Олимпийский» будет скучным. Но беспокойства оказались напрасными. С первых минут соперники взяли серьезный темп и искали счастья у чужих ворот. Мяч в центре поля почти не задерживался. В рядах столичной команды выделялся Мустафа Джиме. Он сам оказывался на ударных позициях, отдавал перспективные пасы партнерам. Правда, минчане так и не смогли забить. То же самое можно сказать и о гостях. Они были нацелены на ворота оппонентов и имели возможности отличиться. В одном из эпизодов капитан «Слуцка» Сергей Пушняков оказался в одиночестве с мячом у ворот «Минска», но замешкался с ударом, его накрыли защитники.

Во втором тайме картина не изменилась. Чуть настырнее были хозяева. Казалось, вот-вот мяч после удара одного из футболистов юркнет за спину вратаря Ильи Брановца. На острие атак оказывались М. Джиме, Родион Печура, Евгений Малашевич. Однако гола все не было. В концовке обе команды согласились на ничью. Уже в добавленное время лучший бомбардир «Слуцка» Кирилл Цепенков вырвался к воротам соперника. Он несильно протолкнул мяч в сторону створа, а защитник столичного клуба Владислав Грекович, пытаясь отвести угрозу, срезал «сферу» в свои ворота (0:1). После такого закипели страсти. Одно незначительное нарушение в центре поля чуть не привело к массовой потасовке. За своих партнеров постоять прибежал даже вратарь «Минска» Александр Гутор. Благо, арбитры вовремя развели разбушевавшихся игроков. После финального свистка соперники пожали руки.

До этого завершился только один матч тура. «Сморгонь» и «Неман» из Гродно не выявили сильнейшего.

Дальнейшее расписание выглядит так:

  • 23 ноября, 17:00. «Днепр» (Могилёв) — «Ислочь» (Минский р-н);
  • 24 ноября, 13:00. «Нафтан» (Новополоцк) — «Арсенал» (Дзержинск);
  • 24 ноября, 14:10. «Витебск» — «Динамо» (Брест);
  • 24 ноября, 18:30. «Гомель» — «Славия» (Мозырь);
  • 25 ноября, 20:00. «Динамо» (Минск) — БАТЭ (Борисов);
  • 26 ноября, 19:00. «Торпедо-БелАЗ» (Жодино) — «Шахтёр» (Солигорск).

Фото fcminsk.by

Крупный британский банк перестал принимать платежи из Беларуси на счета частных клиентов

Британский HSBC больше не принимает платежи из Беларуси и России на счета частных клиентов банка, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.

krupneyshiy bank britanii prekratil prinimat platezhi iz belarusi

На сайте банка сказано, что HSBC UK прекращает обработку таких платежей, что означает высокую вероятность отклонения этих переводов и возвращения средств отправителю. В компании пояснили, что теперь для успешной отправки денег в эти два государства или получения из них перевода потребуется выбрать другой способ. В финансовом конгломерате выразили сожаление в связи с причиняемыми неудобствами.

В 2023 г. это банковское и финансовое учреждение лишило корпоративных клиентов возможности приема переводов из России и Беларуси. Такое решение связывали с санкциями, ввод которых инициировал Запад.