Почему Елену Проклову во время съемок фильма «Звонят, откройте дверь» довели до слез
«Маленькая дрянь! Вон отсюда!» — услышала 11-летняя Елена Проклова от своего деда во время съемок этого фильма. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Пятиклассница Таня Нечаева влюблена в старшеклассника, пионервожатого Петра. Чтобы понравиться ему, берется за общественную работу: занимается поиском людей, ставших когда-то первыми пионерами в городе. Девочке помогает ровесник Геннадий, тайно питающий к ней нежные чувства. На каком-то этапе к поискам подключается и его отчим Павел Колпаков. У него своя история. Когда-то с ним по соседству жил пионер-горнист. Он играл пронзительно и мастерски. Потом погиб на войне. Павел вдохновился примером, окончив музыкальный вуз, стал трубачом в оркестре.
Так и не разыскав первых носителей пионерских галстуков, Таня предлагает пионервожатому Петру выход: Колпаков на собрании расскажет школьникам о своем давнем кумире, хоть сам пионером никогда не был. Петр оказывается формалистом и отвергает предложение, разочаровав Нечаеву. В день сбора дружины Павел Колпаков сам забирается на сцену, повествует о пионере-герое, а в финале исполняет пронзительную духовую партию на простом пионерском горне.
Опасный путь
Если не считать короткометражные ленты и проходные работы, фильм стал первой в жизни большой картиной как для молодого режиссера Александра Митты, так и для драматурга Александра Володина, нашего земляка. Его пьесы к середине 1960-х вот уже 10 лет имели успех в театрах страны, но знакомство с кино едва началось. Соавторы поставили перед собой неразрешимую по тем временам задачу: снять фильм об 11-летней девочке, безответно влюбленной в 16-летнего пионервожатого и использующей для более частых встреч с возлюбленным общественную работу… Это же аморалка чистой воды! На самом деле речь шла не о пошлости, а о первом взрослом эмоциональном опыте девочки, которая столкнется не только с любовью, но и с предательством, обидой. В редакторском отделе Госкино СССР Митта и Володин пошли на хитрость. Они заявили, что лента будет о пионерии, пионерском движении. Опытные цензоры с подозрением спрашивали, почему в сценарии пионеры инертные, без огонька. Интересовались, почему маленькая героиня не восторгается начинателями пионерского движения. Как рассказывал режиссер, героиня до конца не осознавала масштабов своего общественного дела. Ее цель — обратить на себя внимание вожатого.
Учитель Митты Михаил Ромм, прочитав сценарий, счел, что работа слишком тонкая для дебюта. Предложил сделать эту ленту позже, а пока взять материал с более ясным конфликтом и персонажами. Но энергичного Митту было не остановить! Он ослушался мастера.
Большая очередь
Юную актрису на роль Тани Нечаевой безрезультатно искали во всех московских школах. Потом ассистенты дали объявление в «Пионерской правде» о пробах. Режиссер был в шоке, представляя, к чему это приведет. Его предчувствия сбылись. В день выхода газеты тысячи 11-летних москвичек выстроились возле «Мосфильма» в многокилометровую очередь.
Из-за толпы рядом остановили движение транспорта.
Школьница Елена Проклова подходила на роль по возрасту. Но типаж, прописанный в сценарии, сильно от нее отличался. Предложить сыграть ей никому не приходило в голову. Дедушка Лены Виктор Тимофеевич Проклов работал на «Мосфильме» вторым режиссером. Она после школы приходила к нему на работу, помогала в пробах, подыгрывая в сценах другим юным претенденткам на роль. Однажды ночью Митта проснулся с мыслью о том, что важен не типаж, а характер. И понял, что смотрел за горизонт, а то, что под носом, не разглядел: Проклова и есть точное попадание в образ. Начинающее дарование долго отстаивали на худсовете. Володин говорил: «Неужели вы не видите, что она — маленькая женщина со своим внутренним стержнем, с ревностью? Сколько переживаний в ее душе. Она способна чувствовать, взрослеть». В конце концов Лену утвердили, но накануне съемок она заболела свинкой, у нее распухла щека. Ждать возможности не было. Актрису заменили, сняли несколько сцен, но режиссер быстро понял, что будет Лена или никто.
Сыграть Геннадия предложили Виктору Косых. Он уже был знаменитостью после роли Кости Иночкина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964). Его отчимом на экране стал Ролан Быков. Несмотря на то что актер с режиссером еще в детстве посещали один драмкружок, пробы проходили и другие артисты, причем совсем разные: Василий Меркурьев, Владимир Басов, Всеволод Санаев. Когда у Митты спросили, зачем он допускает такие разбежки в типажах претендентов, он ответил: «Кого из разноплановых выберем на главную роль, таким будет кино. Каждый из них отлично может сыграть, но по-разному».
16-летнего пионервожатого Петю Крючкова воплотил на экране 24-летний моложавый Сергей Никоненко. Замечательные эпизодические роли достались Олегу Ефремову и Ие Савиной, а Люсьена Овчинникова сыграла мать главной героини.
Довели до слез
На съемках Елена Проклова стала дочерью кинополка! Сергей Никоненко по просьбе дедушки начинающей актрисы отвечал за ее сменную одежду. Ведь снимали зимой на улице, и после катаний на ледяных горках всё промокало. Ролан Антонович отвечал за готовность Лены войти в кадр, настраивал ее, рассказывал актерские байки и поучительные случаи. Исполнительница главной роли из-за кинопроцесса месяцами не виделась с родителями. Их ей заменили Быков и экранная мама Люсьена Овчинникова. Ни у Ролана, ни у Люсьены детей не было, и они всю свою нереализованную родительскую нежность подарили Елене.
В тех редких случаях, когда возникала необходимость в строгом отношении к юной актрисе, звали дедушку Виктора Тимофеевича. Однажды после сцены, где героиня случайно увидела возлюбленного на свидании с его ровесницей, она должна была рыдать, сидя на лестнице в подъезде. Но сцена не выходила. Лену разбирал смех. Тогда дед за руку отвел ее в угол, взял за плечи, посмотрел в глаза и сказал: «Ты что, маленькая дрянь! 20 взрослых людей собрались вокруг тебя и ждут, когда ты соблаговолишь собраться. Если не хочешь быть в команде, вон отсюда!» Жестоко. Разумеется, старик не собирался выгонять внучку и не считал ее дрянью. Более того, сказать такое непросто. Но ее необходимо было спровоцировать на истерику — известный прием. И это сработало. 11 дублей подряд Лена рыдала. Не успокоилась даже по дороге домой.
В 1965-м на творческой конференции «Мосфильма» Проклову назвали лучшей актрисой года. Лента получила большой приз «Лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1966-м. Но еще до премьеры режиссер показал картину Михаилу Ромму, который отговаривал его от съемок. После просмотра мэтр ничего не сказал и удалился. Митта решил, что фильм мастеру не понравился. Грустный, Александр Наумович побрел по бесконечным коридорам «Мосфильма». Из всех кабинетов вдруг стали выходить коллеги и поздравлять его. Он удивился: кино пока никто не видел. Оказалось, Ромм по дороге заглядывал во все помещения и радостно объявлял: «Митта снял выдающийся фильм!».
Смотрите также: