Почему Максим Дунаевский был против назначения Караченцова на роль в фильме «Трест, который лопнул»
«Трест, который лопнул». Почему Максим Дунаевский был против назначения Караченцова на роль в этом фильме, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Начало ХХ века, Америка. Энди Таккер и Джефферсон Питерс идут на аферы, каждый ради осуществления своей мечты. Один грезит о собственной публичной библиотеке, другой — о возвращении не с пустыми карманами в штат Юта к любимой девушке.
Безопасная тема
Несмотря на богатую дореволюционную историю и собственное кинопроизводство в ранние советские годы, после войны Одесскую киностудию превратили в летнюю базу «Мосфильма», своего рода придаток для съемок московских лент. В 1955 году работа над собственными картинами возобновилась. В приморский город поехали молодые режиссеры, чьему возрасту и идеям не совсем доверяли в столице. Существовала и оборотная сторона медали. Если столичные киностудии имели бюджет и план на десятки лент в год, то одесская — всего на 5! В начале 1980-х сохранялась практика запрещать готовые картины, класть их на полку. Одесситы понимали: если один из их пяти фильмов запретят, то на будущий год план могут урезать до 4 лент. Поэтому стали тщательно подходить к выбору материала. Главный критерий: подальше от советских проблем. Так появилась идея трехсерийной картины по рассказам О. Генри из сборника «Благородный жулик» (1908). Казалось, история про американских аферистов начала ХХ века никак не может намекать на недостатки развитого социализма.

Александр Павловский
Режиссером предложили стать коренному одесситу, имевшему в творческом багаже 5 фильмов, Александру Павловскому. Сценарий по мотивам произведений написал Игорь Шевцов. Поклонники О. Генри потом обвиняли его в отступлении от оригинала. Естественно, сценарист вынужден был ввести дополнительные линии, чтобы объединить рассказы в один сюжет.
Поскольку лента задумывалась как музыкальная (песен в кино звучит 12), коренной москвич Шевцов, знакомый с актерами Театра на Таганке, предложил написать тексты песен Леониду Филатову, что тот с удовольствием начал делать. Но композитору картины Максиму Дунаевскому результаты его работы показались чрезмерно глубокими, философскими. А для песни в кино нужна легкость. Поэтому Филатова заменили на эксцентричного литератора Наума Олева. Но две песни на слова Леонида Алексеевича всё же вошли в фильм.
Авось подойдет
На роль главного жулика Энди Таккера сразу утвердили Регимантаса Адомайтиса. Кто же, если не прибалтийская звезда, может играть иностранца-прохвоста?! Режиссер мечтал, чтобы его напарником на экране стал Михаил Боярский. Он пел, ездил верхом, великолепно справлялся с задачами в кадре и был идеальным кандидатом. Но после роли д’Артаньяна на актера сыпались предложения как из рога изобилия. И он отказал Павловскому. Тогда автор ленты стал рассматривать в качестве кандидата Николая Караченцова. Дунаевский был против, считая его просто поющим актером, но не вокалистом.
После того как режиссер побывал в «Ленкоме» на спектакле «Юнона» и «Авось», он убедился в своей правоте и утвердил на роль Николая Петровича. Композитору пришлось смириться.
Адомайтиса, имевшего сильный литовский акцент, в диалогах озвучил Александр Демьяненко, песни за него исполнил Павел Смеян. Получился микс роли, этакое три в одном, что было не совсем убедительно. Если Демьяненко укладывается в образ со своим тембром голоса, то Смеян с роккерской хрипотой звучит инородно, в пику внешности и голосу героя.
Интересно, что в картине снялись начинающие эстрадные звезды Ирина Понаровская и Михаил Муромов. Первая сыграла псевдо-Сару Бернар. Муромов случайно оказался на съемочной площадке. Он тогда пробовал себя в разных ипостасях и в ленте изобразил уличного музыканта с банджо. Кинопроцесс ему так понравился, что он остался со съемочной группой, исполнив много эпизодов в массовых сценах. Скакал с группой всадников, прикрыв полями шляпы лицо, его головой выбивали стекло в одной из сцен. Развлекся на славу!

Борис Новиков
В картине в больших эпизодах и ролях второго плана сыграло немало звезд экрана: Леонид Куравлев, Владимир Басов. Несколько раз появляется Борис Новиков в сценах после пушечного выстрела, объявляя: «Полдень! Джентльмены пьют и закусывают!»
Снялся и коренной минчанин Виктор Павловский в роли полицейского. Актер комичной фактуры со смешной мимикой вызывал улыбку одним своим появлением.
Сценарий с подвохом
Снимали кино в Одессе, Львове и Таллине. Когда над одесским портом развернули огромный американский флаг, кто-то вызвал милицию. Примчались наряды с мигалками. Когда поняли, что снимается кино, не унимались, сказав, что в обкоме партии флаг США над таким важным объектом считают провокацией. Николай Караченцов был уже более-менее известным актером. Ему пришлось по милицейской рации уговаривать начальство дать несколько часов группе доработать с флагом. Всё получилось.
Не обошлось без травм. Когда главные герои убегают от всадников, в кадре происходит взрыв. Наездники должны были отвернуть лошадей от стоявшей впереди толпы, но не смогли это сделать. Лошадь наскочила на упавшего каскадера. Благо обошлось только переломом ноги.
Хоть к началу 1980-х копировальная техника уже появилась, в Союзе в частном пользовании она была запрещена. Редкие владельцы с трудом ее регистрировали, и то в связи со служебной необходимостью. Власть боялась распространения листовок, антисоветской литературы. Поэтому доллары для фильма напечатали в типографии. После съемок фальшивки растащили в группе на сувениры. Пачку липовых баксов принес в школу сын сценариста. Был скандал и разбирательства.
Вопреки предположениям о том, что исходный материал безопасен для прохождения цензуры, при сдаче ленты в Госкино СССР чиновникам бросились в глаза именно мелькающие на экране доллары, а также жвачка, джинсы, виски, кантри и прочие атрибуты американского предметного мира, чуждого советскому человеку. В общем, хотели запретить картину. Существует то ли байка, то ли быль: ленту спас глава государства. Посмотрев фильм на даче, недавно пришедший к власти Андропов остался доволен, сказав, что картина вылечила его от простуды! И в марте 1983 года ее показали по Центральному телевидению. Зрители были в восторге. Песни, например «Есть три кита», стали хитами.
Режиссеру и сценаристу дали добро на следующую работу, которой стал знаменитый «Зеленый фургон» с Харатьяном, Адомайтисом, Демьяненко, Брондуковым в главных ролях.
Еще материалы рубрики:
Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры