Почему пернатые создают жителям столицы проблемы, и как их решать
В Минске обитает около 10 видов чаек. Первоначально эти птицы гнездились на водоемах, затем на плоских крышах промышленных зданий по окраинам столицы. Теперь же осваивают и жилые многоэтажки. О том, чем пернатые мешают горожанам и почему так комфортно чувствуют себя в большом городе, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал научный сотрудник лаборатории орнитологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Иван Богданович.
Из хищника — в падальщики
— В разное время года видовой состав мешающих горожанам птиц меняется, — пояснил И. Богданович. — Чаще всего докучают врановые: грачи, галки, вороны. Зимой они улетают вглубь города — там теплее. Садятся внутри жилых дворов, где нет сильного ветра и температура на 2-3 градуса выше, чем на открытой местности. Или же оккупируют деревья центральных парков и скверов. Горожане жалуются, что птицы утомляют их криком, пачкают машины, тротуары, а порой и одежду своими экскрементами.
По мнению ученого-орнитолога, источник этих проблем люди создали сами. Естественные места обитания серой вороны — поля и болота. Люди же превратили этого полухищника в птицу-падальщика, которая кормится на городских свалках. Здесь проще найти корм, меньше естественных врагов-хищников. Поэтому в природе небольшие группы серых ворон остались лишь в поймах крупных рек. Основная же часть белорусской популяции этого вида птиц почти полностью переместилась в города. И в Минске численность врановых за последние годы значительно выросла.
Грачи — перелетные птицы. Добывать корм из-под снега они не могут. Зимовать в Беларуси начали только потому, что человек обеспечивает их пропитанием на свалках и в открытых контейнерах для мусора. Не было бы в городах этой кормовой базы — они не зимовали бы у нас. Но свалки работают круглый год, еды там полно, и улетать нет смысла.
Кто виноват и что делать?
По словам ученого-орнитолога, есть безопасные и простые способы разогнать скопление кричащих птиц. Если, к примеру, зимой в течение недели ходить и направлять на них лазерную указку, пернатые наверняка поменяют свое место ночевки.
Можно бороться с колониями птиц, удаляя гнезда. Для этого нужно обратиться с письмом в коммунальные службы. Но по белорусскому законодательству такую работу можно выполнять только с 15 августа до 15 февраля.
А уже с 16 февраля удаление гнезд под запретом: птицы начинают создавать пары, откладывать яйца и высиживать птенцов.
В 2009-м И. Богдановичу довелось наблюдать в Червенском районе, как коммунальные службы в апреле вырезали почти 400 гнезд с птенцами на деревьях вдоль дороги. Все выводки погибли.
— Это было разрешено, так как до 2016-го обрезку деревьев с удалением нежилых гнезд предписывалось проводить до 15 апреля. По новому законодательству это допускается делать только в период с 15 августа до 15 февраля, — подчеркнул ученый. — Но коммунальные службы по разным причинам откладывают эти работы до начала гнездования птиц, и начинается живодерство.
А ведь такой жестокости нужно избегать! Тем более что птичьи колонии складываются годами.
Крики чаек над Минском
До конца 1990-х основные проблемы в городах создавали врановые. А в середине 2000-х в Беларусь прилетели чайки. Их в Минске около 10 видов. Сперва эти птицы гнездились на водоемах, затем на плоских крышах промышленных зданий по окраинам столицы. Теперь же осваивают и жилые многоэтажки. Ныне Минск знаменит самой крупной в Европе колонией больших белоголовых чаек, в которой почти 5 тыс. пар. Среди них можно встретить краснокнижную сизую чайку, клушу и чайку-хохотунью.
В центре города нет крупных колоний, но их небольшие стаи и единичные группы обитают во всех районах. Сегодня именно чайки создают самые острые проблемы в столице.
Вообще-то эти птицы в природе живут на морских побережьях. Как же они добрались до столицы сухопутной Беларуси?
— Снова человек создал им условия для пропитания в виде свалок, — констатировал И. Богданович. — В нашей популяции преобладают два основных их вида. Серебристая чайка — северный вид, родом с Балтики, хохотунья — с Причерноморья. Кочуя по свалкам вглубь материка, они добрались до Минска и здесь пересеклись.
По словам ученого, чайки довольно крупные и, в принципе, всеядные птицы. Основу их рациона составляет пища животного происхождения. Но кормиться ловлей рыбы трудновато. А на свалки машины привозят бытовые отходы каждый день: мы выбрасываем очень много еды.
Свалка-самобранка
Для чайки легко пролететь 50 км за едой. Поэтому абсолютно все минские особи посещают городскую свалку. Встав утром в районе Тростенца, можно наблюдать в воздухе тысячные стаи птиц. Они летят к отходам, а потом обратно в город. Поток пернатых на этом направлении не прекращается целый день. К особям из столицы добавляются почти 10 тыс. пар чаек, которые гнездятся в промышленных зонах на городских окраинах и в Минском районе.
— Птицы едят абсолютно всё, — пояснил ученый-орнитолог. — Но излюбленное лакомство — это отходы мясных и рыбных продуктов: шкурки от сала, обрезки от колбасы, рыбьи головы и так далее. Благодаря острому обонянию и зрению птицы без труда находят еду даже под большим слоем мусора. Десятки тысяч летающих и кричащих над свалкой птиц — впечатляющее зрелище. Настоящий «птичий базар».
По мнению И. Богдановича, такая кормовая база создает риск антисанитарии в городе. На свалках в грудах мусора и продовольственных отходов активно размножаются грибки и плесень. Пернатые, возвращаясь со свалки, тащат грязь и инфекции на лапах. А чайки вообще могут выплевывать еду из зоба, если их что-то или кто-то напугает.
— К сожалению, у нас до сих пор нет культуры утилизации отходов, — с горечью констатировал собеседник. — Так, например, во время поездок в Прибалтику я наблюдал, что основное количество мусорных баков там закрыты, да и в целом население выбрасывает гораздо меньше еды, чем мы. Видимо, научились считать свои деньги и экономно расходуют продукты. У нас же вывозят на свалку тонны еды из мусорных баков в жилых кварталах, просрочку из магазинов, отходы из общепита. Этим и кормятся птицы, мыши и крысы.
Свалки, по мнению ученого-орнитолога, и есть корень зла, лежащий в основе конфликта людей и птиц. Научимся перерабатывать мусор или хотя бы перестанем выбрасывать продовольствие в таком количестве — численность птиц в городах существенно уменьшится. Когда со свалок исчезнет еда, проблема с чайками и врановыми в городах отпадет сама по себе.