Почему режиссер Григорий Чухрай заменил исполнителей главных ролей. Как снимали «Балладу о солдате»
Почему в Госкино СССР пытались запретить фильм «Баллада о солдате», которому потом рукоплескали не только на родине, но и в десятках стран мира. Об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1942 год. Девятнадцатилетний связист Алексей во время боя подбивает два вражеских танка. Командование дает ему шестидневный отпуск, чтобы он мог навестить мать. По дороге Леша знакомится с девушкой Шурой. Между молодыми людьми вспыхивает чувство, в котором они не признаются друг другу. Из-за бомбежек, отставания от поезда и прочих препятствий Алексею удается увидеться с мамой только на миг.
Сомнительный герой
В начале 1960-х театральные миниатюры по мотивам ленты «Баллада о солдате» с участием исполнителей главных ролей собирали стадионы в городах СССР. Фильм, без преувеличения, покорил весь мир. Зрители не догадывались, что пришлось пережить создателям этой легендарной картины.
Режиссер Григорий Чухрай прошел всю войну, был четырежды ранен. В 1953 году окончил ВГИК. Его распределили на Киностудию имени А. Довженко в Киеве. Начинающего постановщика назначили ассистентом именитого тогда режиссера Владимира Брауна, который готовился к съемкам драмы «Командир корабля». Чухрай еще на этапе кинопроб, пользуясь фронтовым опытом, давал мэтру такие советы, что Браун психанул и уволил его со студии.
Как ни странно, после этого Григория приняли на «Мосфильм» без проблем. Первая его лента — «Сорок первый». В ней девушка-красноармеец во время Гражданской войны влюбляется в арестованного белого офицера, а потом убивает его при попытке побега. На Х Международном Каннском кинофестивале (1957) картине присудили специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Почивать на лаврах Чухрай не собирался. Однажды в 1957 году он прогуливался по Москве с таким же фронтовиком, сценаристом Валентином Ежовым. Молодые ветераны вспоминали военные будни, необычные случаи. И так, на ходу, придумали основу будущего сценария ленты «Баллада о солдате». Каждый вложил в материал часть личных историй.
Худсовету произведение категорически не понравилось. Смущало то, что прямо в начале фильма закадровый голос сообщает: главный герой погиб и похоронен в чужой стране. Однако основной претензией стало то, что персонаж признается: он совершил подвиг (подбил два танка) случайно, от страха. Честно говорит, что испугался преследовавших его вражеских машин, а противотанковое ружье попало к нему в руки по совпадению. Это было не в традициях советского кинематографа. Но режиссера, прославившего страну в Каннах, опасались отстранять от постановки. Последнее слово оставалось за директором студии Иваном Пырьевым. С лауреатом шести Сталинских премий спорить не стали. Ленту запустили в производство.
Звездный дебют
На главную роль связиста Алеши Чухрай назначил Олега Стриженова, который блистал в его прежней картине. Девушку Шуру предложили сыграть Лилии Алешниковой. В первый же день снимали сцену, в которой Алексей в открытом «ГАЗике» едет в отпуск, а навстречу ему в сторону фронта перемещаются войска и техника. Оператор-постановщик Эра Савельева со штативом и камерой забралась на капот съемочного «ЗИСа», чтоб запечатлеть эпизод в движении. Чухрай присел рядом с ней. В какой-то момент водитель ехавшего рядом грузовика не справился с управлением и врезался в «ЗИС». Режиссер упал с капота, сломав ногу и ключицу.
Пока он лежал в больнице, размышлял, что его смущает в задуманном кинополотне. И вдруг осознал: главные герои должны выглядеть не бывалыми людьми, а юными, почти подростками. Стриженову к тому времени было под 30 лет, Алешникова казалась зрелой женщиной.
Как только Чухраю удалось встать на костыли, он отправился на «Мосфильм» и поручил ассистентам искать новых актеров. Владимира Ивашова нашли на втором курсе ВГИКа, откуда сразу на машине увезли на киностудию. На студенческую скамью он вернулся через 12 месяцев после исполнения роли Алеши. Пришлось заново проходить второй курс, с другими студентами. Но это обстоятельство оказалось судьбоносным: он встретил среди новых однокашников будущую супругу Светлану Светличную. Жанну Прохоренко пришлось переводить во ВГИК из Школы-студии МХАТ, так как ректор не давал согласия на съемки первокурсницы.
Чухрай не стал долго объясняться со Стриженовым и Алешниковой, а показал им в просмотровом зале их кинопробы и пробы с юными актерами. Профессиональные исполнители поняли, что их замена оправдана.
Лента стала для Ивашова и Прохоренко отличным стартом. Они получали приглашения со всех студий страны, включая «Беларусьфильм». В 1974-м Ивашов сыграл в белорусской картине «Пламя» известного партизана Александра Короля.
Вполне естественно, что долгие годы зрители помнят исполнителей главных ролей. И многие вряд ли сохранили в памяти, что в эпизодах снялись как знаменитости 1950-х — Николай Крючков, Евгений Урбанский, так и будущие звезды — Евгений Евстигнеев, Лев Борисов, Георгий Юматов.
Некоторые несовпадения
Подобрать удачную фактуру актера — это одно. Совсем иное — добиться от него перевоплощения на экране в нужный образ. Шура по сценарию робкая, стыдливая девушка. Жанна Прохоренко, несмотря на свои 18 лет, в жизни была настоящим сорванцом в юбке. Ходила на охоту, курила крепкие кубинские сигареты. За словом в карман не лезла, могла и подраться. В общем, режиссеру пришлось буквально ломать темперамент актрисы. Это было сложно, но стало отличной школой.
Пришлось поработать и с Ивашовым. Если со сценами доверительных бесед он справлялся прекрасно, везде оставался искренним, то военные кадры снимали долго. Пришлось делать десятки дублей эпизода, в котором его персонажа догоняет фашистский танк. Чухраю казалось, Ивашов не боится, понимая, что все это понарошку. Тогда постановщик попросил танкиста не отступать, не притормаживать, а всерьез гнать юного актера, чтобы тот ощутил дыхание смерти. Благодаря этому кадры получились убедительными.
После просмотра готовой ленты начальники из Госкино СССР не знали, что делать с фильмом. Им казалось, главный персонаж малодушный, даже робкий, не герой вовсе. Да и войны в картине почти нет. Решили выпустить ленту так, чтобы она прошла незаметно, и издали копии ограниченным тиражом. Крутили только в провинции.
Неожиданно Чухраю стали звонить те, кто недавно запрещал фильм, и расхваливать его на все лады, называть гением. Оказалось, Хрущев посмотрел картину и остался в восторге.
Новинку сразу отправили на Каннский кинофестиваль. Лента получала призы на фестивалях во Франции, в Британии, Италии, Дании, выдвигалась на премию «Оскар»! В Сан-Франциско после призов за лучший фильм и лучшую режиссуру исполнители главных ролей вышли на сцену, зал замер, многотысячная публика подняла над головами горящие зажигалки. Это был триумф! Ивашов добавил страстей, спев на английском под гитару две заранее выученные песни Фрэнка Синатры.
Прошло более 60 лет, но время оказалось не властно над трогательной историей о жизни и смерти, а еще о любви юноши, который навечно остался в памяти солдатом.
Еще материалы рубрики:
В машине, где сидел Булдаков, отказали тормоза. Как снимали фильм «Ради нескольких строчек»
Никита Михалков едва не погиб. Как снимали фильм «Собака Баскервилей»