Почему узнаваемый артист, минчанин Игорь Лагутин, восемь лет назад решил попрощаться с кинематографом
Вопреки желанию родителей Игорь Лагутин выбрал сцену. Да и высокие гонорары в кино не сбили с театрального пути. Про творческое становление и узнаваемые роли артиста — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Упрямо к цели
Минск, 1985 год. Шел вступительный экзамен на юридический факультет БГУ. В аудитории, вытянув билет, с другими абитуриентами готовился молодой человек благородной внешности. Но вдруг во время ответа он стал говорить невпопад, заикаться, путаться в терминах. Не скрывал слабых знаний. Педагоги пытались ему подсказывать, смотрели с удивлением из-под очков. Казалось, парень их разыгрывал. Экзамен проходил по предмету, знания по которому — необходимое условие поступления…
Будущий заслуженный артист Российской Федерации появился на свет в августе 1964-го в белорусской столице. Его отец был хирургом, начальником госпиталя МВД БССР, полковником медицинской службы. Мать работала отоларингологом. В период учебы в школе посещал драмкружок. Стал героем множества детских постановок. В средних классах не видел себя нигде, кроме сцены. С родителями не откровенничал на эту тему. Они хотели, чтобы парень продолжил династию. Тем не менее юноша не желал слышать о медицине, так как дома о ней говорили постоянно.

Сериал «Кодекс чести 2»
После окончания школы состоялся не один диалог с отцом о поступлении в минский мединститут. Игорь решил: лучшим выходом для него будет армия. Отслужил два года. После увольнения в запас понимал, что его цели не изменились.
Папа настаивал на своем. В итоге он сказал: «Не хочешь в медицинский, иди на юридический». Отец обладал обширными связями и договорился с ключевыми членами приемной комиссии. В этом артист признался позже в одном из интервью. Тогда молодой человек сделал все, чтобы провалить экзамен. Вернувшись домой, признался: «Не могу. Все это не мое».
Игорь уехал в Москву. Одновременно подал документы в пять профильных актерских вузов. Его приняли во ВГИК, в Щепкинское, Щукинское училища. Предпочел последнее. На втором курсе учебный спектакль «Зойкина квартира» с его участием Михаил Ульянов перенес на сцену вахтанговского театра.
Укрощая строптивых
После окончания вуза Лагутина пригласили в тот же коллектив. Много играл в костюмированных исторических постановках. Камзолы и мундиры шли хорошо сложенному фактурному артисту. Но дело не только в стати. Характерные роли мужчин без страха и упрека стали для него типичными. В то же время он мог сыграть комедийного персонажа, перевоплотиться в героя детской сказки. Широкий актерский диапазон более всего ценится в театральной среде. В кинематографе дебютом оказалась роль бесстрашного князя Борислава в фильме Юрия Соломина «В начале было слово» (1992).
В период учебы Лагутин влюбился в студентку — коллегу Ольгу. В 1990 году у них родилась дочь Дарья. Началось сложное для всех десятилетие. В театры зрители почти не ходили, кино увядало. Можно было бы потерпеть, если бы оставалась малейшая ясность в вопросе: что дальше? Однако просвета на горизонте не было. Тогда Игорь принял непростое решение: сменил сцену на туристический бизнес. Дела пошли в гору, появились деньги. В 1997-м родился сын Арсений. Но все эти годы Лагутин тосковал по подмосткам и ощущал себя не в своей тарелке.

Пьеса «Укрощение строптивой», фото с сайта Московского театра сатиры
В 2000-м, когда наметилось улучшение в экономике страны, вернулся в служители Мельпомены. Его приняли в Московский театр сатиры. Там Игорь исполнил главную роль Петруччо — дворянина из Вероны — в пьесе Шекспира «Укрощение строптивой». Любопытно, что этот спектакль с его участием идет по сей день. Меняются только актрисы, играющие строптивую Катарину. Назначают молодых по мере взросления прежних. А укрощает их Лагутин в своем образе! На осень 2025-го запланировано пять показов.
Внутренний протест
С середины 1990-х снежный ком сериалов о милиции лишь разрастается. И в каждом десятилетии в этом жанре появляются новые звезды, заменяющие популярных, по возрасту перешедших в категорию экранных «генералов».
В кино артист часто попадает в единственную колею и катится по ней всю карьеру. У Игоря так и случилось. В 2000-е он стал одним из заметных исполнителей ролей сильных, бесстрашных офицеров средних лет, оперативников, спецназовцев. Узнаваемость настигла мгновенно. Некоторые и сегодня отлично помнят ленты «На углу у Патриарших», «Воровка», «Кодекс чести», «Закон и порядок: Преступный умысел».

Сериал «Закон и порядок: Преступный умысел»
Артисту предлагали роли и исторических персонажей. В картине «Звезда эпохи» (2005) о судьбе актрисы Валентины Серовой Лагутин сыграл генерала Родоновского (прототип — Константин Рокоссовский). А в биографической ленте «Королёв» (2007) об отце советской космонавтики исполнил роль легендарного летчика СССР Громова. За 15 лет принял участие более чем в 40 длительных проектах. В 2017-м, отработав в сериале «Линия огня», решил прекратить отношения с кинематографом. Деньги хорошие, но вырваться из круга однотипных образов не получилось. Куда весомее игра в спектаклях, театре, который стал родным. Теперь выходит на сцену в топовых постановках: «Бешеные деньги» по одноименной комедии Островского, «Последний клоун» по пьесе Слэйда, «Двенадцатая ночь» по одноименному произведению Шекспира.
Любовь и настойчивость родителей в юности, а также хорошие заработки в кино в зрелом возрасте не сбили артиста с его основного пути — служения сцене.
В 2025 году началось производство продолжения знакомой саги. Проект называется «Мухтар. Он вернулся». В анонсе прописано: у Лагутина одна из главных ролей. Возможно, у авторов открылось второе дыхание, и они покажут что-то неожиданное, раз уж Игорь Васильевич после зарока не сниматься дал согласие на участие спустя восемь лет.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Когда Советский район был еще Ворошиловским. Посмотрели забытые киноленты с главным героем — Минском
Что ожидало Минск, если бы 17 сентября 1939 года польский поход РККА не состоялся
Музыкальный талисман «Песняров» и «Верасов». Каким был композитор Юрий Семеняко
Кого в СССР называли дикарями, и как отпуск на берегу теплого моря менял судьбы людей