1200 90

Почему в Минске не развивается трамвайная сеть

С конца 1980-х трамвайная сеть в столице не приросла ни на километр, хотя планы по ее развитию имеются. Что мешает воплотить их в жизнь, почему горожане недолюбливают этот вид транспорта и какие его преимущества ценят в мире? Об этом говорили эксперты РОО «Белорусский союз транспортников» («БСТ»), специалисты предприятий «Минскградо», «Минсктранс», «Столичный транспорт и связь» («СТС»), «Белкоммунмаш», а также УГАИ ГУВД Мингорисполкома во время круглого стола в агентстве «Минск-Новости».

IMG 7864 copy

— Похоже, судьбу трамваев в столице определяют не мнения экспертов, а распространенные штампы, мол, «уличные поезда» медлительные, способствуют аварийности, требуют огромных затрат и мешают городу развиваться. Иначе трудно объяснить, почему планы сооружения новых рельсовых дорог заморожены. Актуальны ли они сегодня?

Risunok2

Владимир Прищепов, начальник отдела улично-дорожной сети УП «Минскградо» (далее В. П.): В генплане Минска разработана схема рельсового транспорта, предусматривающая развитие трамвайного движения по радиальным и кольцевым направлениям. Прежде всего это ветка в Серебрянку протяженностью 6,3 км от ул. Октябрьской через Тростенецкую до Малинина. В 2010 г. был даже разработан соответствующий строительный проект. Следующей должна стать линия из центра в Сухарево по ул. Харьковской, Пономаренко, Шаранговича. Для нее пока не было разработок на стадии строительного проектирования, но, судя по прогнозным пассажиропотокам, эта ветка будет востребована жителями западного сектора столицы. По генплану закладывается также завершение к 2030 г. трамвайного кольца от пл. Мясникова до ул. Даумана. В целом речь идет о расширении к 2030 г. трамвайной сети с 24 до 45,7 км, а после 2030 г. — до 94 км. Напомню: генплан Минска утвержден Указом Президента Республики Беларусь, так что решения по развитию пассажирского транспорта Минска обязательно должны быть поэтапно реализованы, то есть соответствующие объекты должны включаться в городскую инвестпрограмму.

— Почему сотни городов мира сегодня отдают предпочтение именно этому транспорту? Например, в некоторых восточноевропейских столицах с населением 1-2 млн человек длина трамвайных линий составляет в Варшаве — 121 км, Праге — 142 км, Бухаресте — 143 км. А в Минске — меньше 25 км.

Кирилл Синютич, эксперт РОО «БСТ»: По статистике, в легковушке в будний день едет 1,2 человека. Четыре машины везут пятерых, а места на дороге занимают, как трамвай, где едут 150 пассажиров и который курсирует с утра до вечера. Да и по сравнению с автобусами и троллейбусами у трамвая есть преимущества.

IMG 3835 copy

В. П.: В Минске на 1 000 человек приходится более 330 личных машин: мы подходим к критической отметке автомобилизации. Чтобы управлять этим процессом, в числе других мер нужно развивать экологичный и удобный общественный транспорт. Согласно проведенным в 2016 г. исследованиям, только 27,5 % минчан ездят на работу и с работы на личном авто, а около 60 % — на общественном транспорте. Эти цифры говорят о том, какие приоритеты необходимо выстраивать в данной сфере. Конкретные виды транспорта в градостроительных документах определяют по расчетным пассажиропотокам. Если это до 100 человек в час — с перевозками справится маршрутка, если пару сотен — автобус, 1-5 тыс. пассажиров — автобус с троллейбусом, если 5-12 тыс. — уместно развивать трамвайное движение. При более высоких цифрах нужно вести речь о метро.

Игорь Паньков, исполнительный директор РОО «БСТ»: На обособленном полотне трамвай может развивать скорость 30-60 км/ч. Одно из неоспоримых преимуществ электротранспорта — экологичность. Мы должны думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. Пусть даже новая трамвайная система начнет окупаться через 10-15 лет. Можем ли мы просчитать на годы вперед затраты на здравоохранение, лечение онкологических, сердечно-сосудистых, легочных заболеваний? Многие города мира, в том числе СНГ, свернувшие когда-то трамвайное движение, позже в полной мере оценили негативные последствия такого шага и стали восстанавливать этот вид транспорта.

Дмитрий Леонович, эксперт РОО «БСТ» (далее Д. Л.): Перевозя по 150-200 человек, трамваи занимают всего 1-2 полосы, и для их парковки не нужны огромные площади. В развитых странах скрупулезно подходят к тому, сколько территории захватывает транспортная инфраструктура: земля там дорогая. Рельсовый транспорт в этом плане вне конкуренции среди наземных видов.

IMG 7431 copy

— Мы часто слышим, что доля трамваев в общем объеме пассажирских перевозок в столице составляет «всего» 4-6 %. Многие считают, что цифра мизерная.

Виктор Тозик, заместитель генерального директора ГП «Минсктранс»: Эти данные нужно рассматривать в соотношении с количеством задействованного подвижного состава. Например, за 10 месяцев 2018 г. доля автобусов в наземных перевозках составила 57 %, троллейбусов — 34 %, трамваев — 6,5 %. Но до ноября из-за ремонта путей работал лишь 81 вагон из 137. При этом в часы пик на маршруты выпускали около 960 автобусов, 657 троллейбусов (в том числе 20 электробусов).

Алексей Косинский, заместитель начальника отдела организации пассажирских перевозок ГП «СТС»: Хотя данные по объемам перевозок в наземном транспорте довольно относительны, исходя из этих цифр можно вывести, что один трамвай за это время перевез больше 300 тыс. пассажиров, автобус — 225 тыс., троллейбус — почти 201 тыс., электробус — 255 тыс.

В. П.: В 2012 г. разница вообще была колоссальная: объем перевозок на единицу подвижного состава трамвая составил 430 тыс. человек, автобуса или троллейбуса — около 300 тыс.

Д. Л.: Идеальная транспортная схема, выгодная экономически, экологичная и удобная для горожан, выглядит примерно так: метро — это артерия, к которой подходят капилляры — трамвайные линии с пешеходной доступностью максимум по 800 м. По радиусам нужно соединить ими весь город, тогда естественным образом даже автомобилисты предпочтут общественный транспорт личному для передвижения по городу. Остальные будут ходить пешком и ездить на велосипедах. Если расширение трамвайной сети не начнется в ближайшие годы, в скором времени нам придется решать транспортные проблемы, с которыми уже столкнулись многие города мира.

Справочно

В Дрезденской декларации о важности сохранения и модернизации существующих трамвайных сетей говорится: «Во многих странах в 1950-60-е годы произошел демонтаж весьма развитых трамвайных сетей. Осознание городскими властями того, что такие решения были ошибочными, привело через 20 или 30 лет к восстановлению легкорельсовых сетей, но со значительно более высокими затратами.

Трамвай — единственный вид наземного пассажирского транспорта, который технологически в состоянии обеспечить в зонах плотной городской застройки высокие объемы перевозок при разумных затратах на инвестиции и эксплуатацию».

Фото Сергея Пожоги и Тамары Хамицевич

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора