Почему в минском метро «движется» скульптура на станции «Вокзальной», и кто такой зодчий Иоанн
В ноябре 2023 года названы лауреаты республиканского конкурса «Национальная премия в области изобразительного искусства». Александр Шаппо стал победителем в номинации «Монументальное и монументально-декоративное искусство». Столь высокой наградой отмечена его работа «Древо дорог». О том, как создавал монументальные композиции в разных городах страны и как его работы связаны с темой исторической памяти, скульптор рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».
А. Шаппо — представитель творческой семейной династии художников и скульпторов. Изобразительным искусством в разных жанрах, а также созданием пластических образов занимаются его отец, братья, жена. Подрастает и младшее поколение — дети Александра также выбрали творческий путь. Сам он известен как монументалист, увлекается также станковой скульптурой, графикой, литографией. Его произведения есть в частных коллекциях по всему миру. Минчане могут увидеть скульптурные работы мастера на станции метро «Вокзальная» — «Древо дорог», в новом парке на Цнянском водохранилище — «Минск и Свислочь», на проспекте Дзержинского — «Скорбящая мать». Александр входит в авторский коллектив, который занимался разработкой части мемориала в Тростенце (урочище Благовщина).
Семья и среда
— Мое детство прошло в Новополоцке. Так сложилось, что в этом городе много образцов монументального искусства. В свое время там даже проходил съезд монументалистов СССР. На моем доме, например, была художественная мозаика. Каждый раз, входя в подъезд, я смотрел на нее, — вспоминает Александр. — А на главной городской площади стояли удивительные деревянные скульптуры Льва Оганова. Меня это завораживало. Безусловно, искусство влияет на человека, на его внутренний мир. Поэтому так важна среда, в которой растешь. И конечно, семья, воспитание. Именно благодаря отцу-художнику я получил первый творческий импульс и соприкоснулся с миром искусства. Начал лепить лет с четырех, как говорят родители. Все, во что играл в детстве, сделал из пластилина собственными руками вместе с братьями: крепости, викингов, солдатиков, ковбоев. Всегда говорил, что хочу быть художником в широком смысле этого слова. Так и вышло. За плечами были художественная школа, лицей имени Ахремчика, 6 лет Академии искусств — и вот ты профессиональный скульптор. Но выбранный путь нужно еще пройти.
«Зодчий Иоанн»
В Полоцке в 2012 году была установлена скульптура «Зодчий Иоанн». Она посвящена первому архитектору Беларуси, упомянутому в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой». Он строил храм Святого Спаса в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
— Этой темой я занимался еще со времен учебы в Академии искусств. Моей дипломной работой в 1999 году была скульптура Иоанна, — рассказывает А. Шаппо. — А в 2009-м выиграл республиканский конкурс на создание памятника первому зодчему.
Творческий процесс, делится нюансами собеседник, начинается с появления эскиза, затем выполняется рабочая модель в определенном масштабе, и только после этого скульптура производится в натуральную величину. Для 4-метрового памятника Иоанну мастеру пришлось руками обработать 4 тонны глины! Без помощников в таком процессе не обойтись. Поэтому создание пластической композиции — процесс коллективный. Скульптору помогают его коллеги, а также форматоры (специалист по отливке статуй), литейщики, сварщики, обработчики, каменщики. Для установки работ привлекают технику, без которой многотонные композиции не передвинешь. Например, пьедестал под Иоанном — это 11-тонный валун, который А. Шаппо нашел на Логойщине. Работа над памятником зодчему Иоанну длилась 2 года.
«Скорбящая мать»
Мемориал «Память» на проспекте Дзержинского в Минске появился на месте братской могилы. В ней похоронены 35 защитников города, погибших в разное время. Имена 24 неизвестны. Раньше здесь был скромный памятник. По инициативе администрации Московского района территорию решили благоустроить.
— Мне позвонил архитектор Леонид Левин, один из авторов комплекса «Хатынь», композиции «Яма» на месте Минского гетто и других. Он предложил поучаствовать в реконструкции памятника на проспекте Дзержинского. В результате совместной работы на месте братской могилы появились гранитные звезды героев и фигура скорбящей матери, — вспоминает Александр. — Меня радует, что там всегда лежат цветы, что это место стало для района знаковым. Здесь часто можно увидеть школьников с учителями, значит, мемориал живой и нужный.
Мемориал в Бобруйске
Что было: скромный памятник на братской могиле на месте концентрационного лагеря для военнопленных и гражданского населения.
По инициативе городских властей прошла реконструкция территории.
Что стало: появился мемориал, состоящий из нескольких элементов. Центральная композиция — куб мужества и скорби, заполненный тенями-барельефами солдат и мирных жителей, которые находятся за символической оградой из колючей проволоки, откуда души погибших не могут вырваться — они словно впечатаны в пространство и останутся здесь навсегда.
Куб дополняет символическая железнодорожная платформа — «Платформа смерти». На таких перевозили военнопленных, и многие из них зимой замерзали и погибали. На ней — фигура солдата с раненым на руках.
— Фигура раненого условная. Для меня это словно символическая душа человечества, или можно представить, что это Иосиф снимает Христа после распятия, — поясняет скульптор.
Работу над мемориалом в Бобруйске Шаппо начинал вместе с Леонидом Левиным, но вскоре архитектора не стало. Заканчивали процесс его дочь Галина Левина и зять Александр Копылов.
Комплекс в Дзержинске
И снова тема войны. Мемориал на месте массовой гибели евреев в этом городе.
— Это самая свежая работа. В 2023 году еще доделывал детали, хотя весь процесс занял пять лет, — уточняет скульптор.
В Дзержинске сохранился исторический ров с останками 1 900 расстрелянных евреев. Здесь и появился мемориал. Снова Шаппо работал вместе с архитекторами Г. Левиной и А. Копыловым.
Интересный факт: финансировал работы человек, дед которого был среди казненных, но выжил. Раненый мальчик смог выбраться из рва, оказался в партизанском отряде. Так род продолжился. А в наше время его внук, ознакомившись с концепцией мемориала, согласился финансировать его создание.
Что мы видим сегодня на месте гибели невинных? Спины людей на краю рва, но, если подойти с другой стороны, оказывается, что фигуры словно обрезаны. Это край бездны, которая поглотила людей и оборвала их жизни. В руках жертв свиток Торы, атрибут веры, с которой они ушли в вечность.
В 2022 году эта работа была представлена на архитектурном конкурсе Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА) в Москве и заняла 1-е место в номинации «Монументальное искусство».
Станция «Вокзальная»
В Минском метрополитене можно увидеть еще одну работу Александра — композицию «Древо дорог» на станции «Вокзальная».
Все начиналось с участия в конкурсе на лучшую концепцию оформления станций метро Зеленолужской линии. Участников было много. Идея Шаппо о символическом дереве, от которого берут начало все пути, понравилась и была одобрена. От задумки до реализации прошло пять лет. За это время не стало соавтора — архитектора Владимира Телепнева. Эстафету приняли дочь Ольга Телепнева и Григорий Васильев. Образ «Древа дорог» стилистически менялся несколько раз.
А вот окончательный вариант был принят архитекторами сразу и безоговорочно. Треугольная форма композиции как символ единства времени, пространства и человека. Световые кольца сверху как сам город.
Когда композицию увидели племянники скульптора, они спросили: «Дядя Саша, ты что, звёздные войны сделал?»
Скульптор говорит, что «Древо дорог» было сложнее всего монтировать: на станции еще не подключили освещение, приходилось приспосабливать переносные фонари. Рядом шли отделочные работы, настоящий рок-концерт из звона болгарок и другого инструмента.
Любопытный момент. Уже после открытия станции «Вокзальной» в метрополитен звонили люди и говорили: у вас скульптура качается. Оказывается, фундамент композиции имеет люфт. Это необходимо, поскольку при одновременном движении двух поездов через станцию возникают сильные потоки воздуха. Зазор необходим, чтобы не было излома конструкций.
В 2021 году «Минскметропроект» отправил проекты четырех построенных станций Зеленолужской линии на международный архитектурный конкурс в Нью-Йорк. «Вокзальная» получила первое место как лучшее архитектурное общественное пространство.
В 2022 году на международном архитектурном конкурсе в Москве станция «Вокзальная» также отмечена премией.
Постскриптум
Процесс создания каждой скульптурной композиции длится долго. «Зодчий Иоанн» появился в течение 2 лет, столько же времени отдано «Скорбящей матери». Мемориал в Бобруйске создавался 3 года, в Дзержинске — 5 лет.
Почти все мемориальные композиции А. Шаппо посвящены событиям истории — далекой и близкой. И это лучший способ напомнить людям о том, что забывать нельзя. Но скульптура в городском пространстве — не только дань памяти, это еще и способ формирования нашего вкуса, мировоззрения. Причем, чтобы увидеть такие произведения искусства, не надо идти в музей. Прекрасное может быть рядом. Вот только жаль, что в большом городе не так много образцов современной скульптуры.
— В Минске множество жилых районов, а наполнения городской среды эстетическими, художественными композициями нет. Например, растет огромный комплекс на месте старого аэропорта, но там нет ни одного пластического образа, хотя масштаб пространства позволяет сделать все что угодно, — размышляет собеседник. — Я всегда говорил, что в столице хорошо бы создать парк с современной скульптурой разных авторов, но пока не сподобились.
Александр вспоминает интересный опыт сотрудничества белорусских скульпторов с инвестором из Арабских Эмиратов, который прошлым летом обустроил новый парк на берегу Цнянского водохранилища. Помимо детской и спортивных площадок, пляжа, торговой зоны и амфитеатра в этом пространстве появилось полтора десятка скульптурных композиций, украсивших место отдыха. Есть надежда, что сотрудничество продолжится. Значит, мы увидим новые работы А. Шаппо. Новые произведения искусства, которые окажутся рядом и украсят нашу жизнь.
Фото из личного архива Александра Шаппо и из интернета
Смотрите также:

