Почему в тексте шлягера из ленты «12 стульев» географическая белиберда, а второй хит вообще запретили
В фильме «12 стульев» (1971) Леонида Гайдая главный герой поет: «Где среди пампасов бегают бизоны, над баобабами закаты, словно кровь…». Неужели автор текста Леонид Дербенёв был столь не образован, что не знал: в пампасах не может быть никаких баобабов. В подробностях разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Естественный отбор
На вкус и цвет товарищей нет. Миллионы зрителей обожают экранизацию знаменитого романа «Двенадцать стульев», сделанную Л. Гайдаем в 1971 году (в отличие от произведения, в названии киноленты цифра двенадцать дана цифрой, а не прописью). А мне больше импонирует версия 1977 г. Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли. Тут дело даже не в актерах, а в постановочных подходах. Гайдай обожал эксцентрику в своих фильмах и использовал ее, где мог. А ведь произведение Ильфа и Петрова не имеет к эксцентрике никакого отношения. Это консистенция тонкого одесского юмора, в котором формула «упал в торт лицом, и все смеются» неуместна. Захаров смог ощутить интонацию авторов.
Гайдай любил работать с экранизациями. Но по иронии судьбы они у него получались хуже лент по оригинальным сценариям. Мало кто помнит его кино «Долгий путь» по рассказам Короленко (1956) или «Деловые люди» (1962) по новеллам О’Генри.
К «Двенадцати стульям» он присматривался давно. В 1968 г. вышла картина Михаила Швейцера «Золотой теленок», и Леониду сказали чуточку повременить с Ильфом и Петровым, сделать паузу. А когда в 1970-м он вернулся к вопросу, выяснялось, что произведение уже взял в работу Георгий Данелия. Правда, режиссеры дружили и Георгий Николаевич, узнав обо всех обстоятельствах, уступил право экранизации товарищу.
Целая эпопея разыгралась в борьбе за роль Бендера. Более 20 советских знаменитостей прошли пробы. Это Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт. Всех не перечесть. Съемки пообещали Олегу Басилашвили, если актер, весивший тогда 110 кг, похудеет. Он сбросил 35 кг, а явившись на студию, обнаружил, что Бендера уже играет Александр Белявский. Но и его убрали после трех съемочных дней. Дуэт Белявского с Сергеем Филипповым, исполнявшим роль Кисы, показался постановщику мезальянсом. В роли Бендера мы могли увидеть и Владимира Высоцкого. Но он пришел на кинопробы в подпитии.
В поисках главного героя Гайдай отправился в театр. В 1960-е годы Арчил Гомиашвили поставил спектакль «Похождения Остапа Бендера» и сам играл в нем. Возил инсценировку по городам СССР. Леонид Иович был покорен сценической версией. Так Гомиашвили досталась роль в ленте.
А вот Сергей Филиппов едва не оказался за бортом. У актера накануне съемок обнаружили опухоль мозга. Врачи говорили: проживет недолго. Его место в картине занял Ростислав Плятт. Но узнав о трагедии коллеги, тут же отказался, предложив Гайдаю дать возможность Филиппову спеть свою «лебединую песню», подведя итог жизни ролью Воробьянинова. Да, на площадке он часто забывал текст, но сыграл отменно. А после премьеры ему сделали операцию. Опухоль оказалась не злокачественной, артист прожил еще 20 лет!
В мадам Грицацуеву могли перевоплотиться на экране Галина Волчек или Нонна Мордюкова. Но обе показались постановщику не смешными и слишком волевыми. Когда Гайдай увидел жену своего звукорежиссера Наталью Крачковскую, вымолвил: «Вот женщина, мечта поэта». Так началась большая карьера Натальи Леонидовны в кино.
Еще из любопытного: перед тем как дать согласие на роль священника отца Фёдора, Михаил Пуговкин ездил к своей матери просить благословения, так как она была очень набожной женщиной.
Что за намеки?
Для многосерийного фильма Леонид Иович заказал композитору Александру Зацепину аж 18 мелодий, каждая из которых олицетворяла характеры персонажей. А вот от песен почти воздержался. Решил, что их должно быть всего две. Одна — центральная — звучит из уст Бендера, когда он с гитарой обольщает Грицацуеву. Л. Дербенёв написал, на первый взгляд, замысловатый текст, совершив своеобразный географический серфинг:
Где среди пампасов
бегают бизоны,
А над баобабами закаты, словно кровь,
Жил пират угрюмый в дебрях Амазонки,
Жил пират, не верящий в любовь.
Дело в том, что пампасы — степи в Южной Америке, а бизоны обитают в Северной Америке. Баобабы растут только в Африке. Опять же, пират жил в степи, а через куплет он уже обретается в дебрях Амазонки, то есть в тропическом лесу. На деле, все так и было задумано. Основное достоинство Бендера — умение заговаривать зубы. Болтать без остановки все, что приходит на ум. И это работает, особенно если имеешь дело с кокетливой, недостаточно начитанной женщиной. Вот поэт и подумал, что словесный хаотический водопад придется кстати. Тем более приукрашенный любовными штампами:
Словно статуэтка, девушка стояла,
И пират корабль свой к ней направить поспешил.
И в нее влюбился, и ее назвал он
Птичкой на ветвях своей души.
Ну какая вдова устоит перед такой лестью? Правда, за А. Гомиашвили за кадром пел Валерий Золотухин, а саму роль озвучил Юрий Саранцев, так как у грузинского артиста был небольшой акцент.
Позже Золотухин все свои концертные встречи со зрителями завершал этим шлягером. Высоцкий спросил у него: «Зачем ты эту х… поешь, ведь знаешь десятки шикарных песен». Валерий сказал, что почему-то именно на эту безделицу зрители реагируют особенно бурно и аплодисменты всегда переходят в овации!
Еще одна песенка Зацепина и Дербенёва для ленты содержит такой текст:
Друг за другом по свету очень часто
Ходят счастье и несчастье,
От того получается такая
Полосатая жизнь.
И не надо зря портить нервы.
Вроде зебры жизнь, вроде зебры.
Черный цвет, а потом будет белый цвет.
Вот и весь секрет.
Прямо во время приемки фильма с места встала министр культуры СССР Екатерина Фурцева и потребовала вырезать из картины эту композицию, дескать, что за намек? Сегодня черные, завтра красные, а потом белые придут к власти? Подытожила, мол, и без того вся страна песню про зайцев поет из «Бриллиантовой руки», а там не ясно, что за зайцы, какую траву они косят и почему им все равно.
Однако на пластинку с мелодиями из фильма песня все же попала.
В 1977 г. ее исполнили в телевизионном фильме-концерте «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», авторы которого решили искупаться в лучах славы лент Гайдая, пригласили актеров из них, они пели полюбившиеся шлягеры. Стихи про полосатую жизнь никого не смутили. Создатели не сомневались, что хитом можно воспользоваться. Екатерины Алексеевны Фурцевой, на тот момент уже три года не было в живых.
Читайте также:
- Чего всю жизнь боялся Крамаров и как экс-глава МВД руководил телевидением. Этот день в истории: 6 июня
- Детские комнаты милиции, смерть Арчила Гомиашвили, Клинту Иствуду — 95. Этот день в истории: 31 мая
- Съезд без Ленина, кремация Маяковского и премьера «Начальника Чукотки». Этот день в истории: 17 апреля
- Российская «шоковая терапия» и премьера телефильма «12 стульев». Этот день в истории: 2 января
- «Белеет мой парус такой одинокий…». Марк Захаров считал, что эта песня совсем не о Бендере
Смотрите также:

