Сотни километров городских улиц, тысячи вывезенных контейнеров… Как проходят будни тех, кто делает наш город чище.

Подъем в четыре утра
Большинство горожан еще спят, в окнах домов темно. А на окраине Советского района уже зажигается свет в одной из квартир. Это просыпается Олег Васюкович, 58-летний водитель мусоровоза предприятия «Спецкоммунавтотранс».
— Умылся, позавтракал — и сразу в путь. В пять выезжаю из дома, к шести уже должен быть на смене. И так уже 16 лет, — улыбается Олег Андреевич.
На предприятии все строго: обязательный медицинский осмотр, получение путевого листа, техническая проверка машины. Водитель осматривает огромный «МАЗ», обращая внимание на свет, тормоза, гидравлику.
— Главное, чтобы все работало, — говорит собеседник. — Мы ведь отвечаем не только за себя, но и за тех, кто рядом. Автомобиль большой, мощный, ошибок не прощает.
Машина с характером
В коммунальной службе О. Васюкович трудится с 2009 года. Но его водительский путь начался гораздо раньше.
— Работал на «КрАЗе», песок возил. Семь лет отмотал на этой махине, — вспоминает водитель. — Когда пришел сюда, пересел на «ЗИЛ», затем был «МАЗ» с боковой загрузкой, а теперь современные машины с задней загрузкой. Разница, конечно, огромная.

Сегодня мусоровозы устроены умно и удобно. Раньше приходилось буквально бороться с металлическими контейнерами — поднимать их с помощью рычагов. Теперь достаточно подкатить контейнер на колесах и нажать кнопку, а техника сама сделает все остальное.
— На машинах с боковой загрузкой было трудно, — поясняет Олег Андреевич. — Иногда во двор не заедешь: легковушки стоят. А с задней — удобно. Контейнер можно откатить, даже если место занято.
Доверие на вес золота
Экипаж мусоровоза состоит из двух человек — водителя и грузчика. Вместе с коллегой Александром Кащеем они работают уже два года, и это важный нюанс: доверие между напарниками здесь не формальность, а залог безопасности.
— Мы друг друга с полуслова понимаем. Александр выходит, смотрит, как подъехать, чтобы зеркало не задеть, а также помогает с маневрами. Камера заднего вида есть, конечно, но человек надежнее, — уверен собеседник.

Дворы и «ловушки»
Советский район закреплен за О. Васюковичем уже много лет. Он трудится по четкому графику: адреса и точки вывоза обозначены заранее.
Понедельник — самый напряжённый день: до 80 мусорных площадок, а контейнеров на них и того больше.
Рабочий день водителя длится 8 часов, но порой затягивается: то пробки, то техника подводит. Однако главные сложности — узкие дворы и припаркованные легковушки.
— Каждый день по-разному: где-то два контейнера, где-то пять, — говорит Олег Андреевич. — Бывает, ставят машины прямо перед площадкой, тогда звоним и просим отогнать. Если владелец не выходит, обращаемся в ГАИ. Очень часто такое происходит возле детских садов и учреждений образования.
За день экипаж проезжает около 150–200 километров. В его обязанности входит сбор ТКО из черных контейнеров. После завершения маршрута — полигон «Тростенецкий», где разгружают мусор. Затем коллеги возвращаются в гараж, осматривают технику и готовят ее к следующему дню.
— Самое приятное, когда машина исправна, участок чистый и все убрано, — признается собеседник. — Тогда едешь в гараж и чувствуешь: день прошел не зря.
Заработок, по словам О. Васюковича, зависит от количества часов и вывезенных кубов мусора — в среднем около 4 500 рублей.

Издержки профессии
Работа водителя мусоровоза не для слабонервных. Особая категория — запахи.
— Когда устраивался, начальник сказал: «Прежде чем подавать заявление, съезди в рейс. Посмотри, выдержишь ли». Съездил — нормально. Ну, запах, да. Но мы ведь не носом работаем, — улыбается Олег Андреевич.
На предприятии все организовано грамотно: есть душ, прачечная, где стирают форму, шкафчики для переодевания. После смены — чистая одежда, и домой уже безо всяких «рабочих ароматов».
— Сначала было непривычно: запахи, график, ранние подъемы… А теперь это уже часть жизни, — говорит специалист.
О. Васюкович признается: минчане стали аккуратнее, но сортируют отходы пока не все.
— Из десяти только один действительно разделяет мусор. Остальные просто кидают в ближайший контейнер, не глядя на цвет, — отмечает он.
Несмотря на трудности, О. Васюкович свою работу ценит. Ведь чистота города — результат ежедневного труда таких же, как он, водителей, грузчиков и механиков.

Время с семьей — самое дорогое
В «Спецкоммунавтотрансе» заботятся о своих сотрудниках, отмечает собеседник. Здесь есть все условия для отдыха: баня, тренажерный зал, бильярд.
Но больше всего О. Васюкович любит проводить время с семьей.
— В выходные с женой стараемся выбраться в город, чтобы прогуляться или сходить в торговый центр. Внучке 10 лет — учим ее кататься на коньках. Она дедушку и бабушку снова поставила на лед, — смеется он. — Время с семьей — самое дорогое.
Цифры и факты
В парке «Спецкоммунавтотранса» 104 мусоровоза. В год они вывозят с обслуживаемых территорий около 3 млн кубометров коммунальных отходов, или примерно 217 000 тонн:
- ТКО (твердые коммунальные отходы) 155 000 т;
- ВМР (вторичные материальные ресурсы) — около 24 500 т;
- крупногабаритные отходы — до 37 500 т.
С праздником, коллеги!
Государственное предприятие «Спецкоммунавтотранс» сердечно поздравляет работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с профессиональным праздником — Днем автомобилиста и дорожника!
Ваша работа требует высокой ответственности, внимания и мастерства. Благодаря вашему труду обеспечены бесперебойная работа городского хозяйства, чистота и порядок на улицах, надежность и безопасность перевозок.
Пусть труд приносит удовлетворение и заслуженное признание, а каждый день на дороге будет безопасным и успешным.
Желаем здоровья, благополучия, оптимизма и новых профессиональных достижений!
Фото Сергея Мицевича и Сергея Пожоги