ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Подарок для дам и советской науки. Про какие открытия Зельдовича знает весь мир
Почему коллеги называли Якова Зельдовича главным теоретиком создания атомной бомбы и сравнивали его с легендарным инженером эпохи Возрождения. Об этом и не только — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Речь об уникальном ученом, который проводил исследования в области химической физики и физической химии, теории горения, физики ударных волн и детонации, физики ядра и элементарных частиц, астрофизики и космологии. Также Яков Борисович — один из основателей макроскопической кинетики. Даже краткое описание вклада Зельдовича в точные науки (особенно в физику, химию, математику и астрономию) потребует не менее 3–4 страниц убористого текста.
Будущий гениальный ученый родился в Минске 8 марта 1914 года, накануне Первой мировой войны. Отец — помощник присяжного поверенного и присяжного стряпчего Борис Зельдович, мама — переводчица с французского языка Анна Кивелиович. Когда мальчику было четыре месяца, семья переехала в Петроград, где проживала до августа 1941-го.
В биографии Я. Зельдовича есть весьма любопытный факт. В 1924 году он поступил сразу в 3-й класс школы, которую окончил в 1930-м. И тут же был принят на работу лаборантом в Институт механической обработки полезных ископаемых, хотя диплома о высшем образовании не имел.
Юношеский пыл юного Зельдовича к физике попытался остудить Абрам Иоффе, в то время возглавлявший Всероссийскую ассоциацию физиков. Он «по бартеру» перевел Зельдовича в Институт химической физики (ИХФ), в котором тот успешно проработает более 30 лет. Как утверждают злые языки, в качестве бартера был предложен… дефицитный в то время масляный насос. Объяснением такого поступка А. Иоффе называют его нежелание терпеть рядом с собой вундеркиндов, а Зельдович был как раз из этого рода-племени.
Судите сами. В 20 лет Я. Зельдович поступил в аспирантуру, в 22 года защитил кандидатскую диссертацию, а в 25 лет стал доктором физико-математических наук. Но еще раньше (в 1938-м) 24-летний Зельдович назначен заведующим лабораторией в ИХФ.
Еще до войны, работая в Ленинграде, Я. Зельдович начал заниматься ядерной физикой. Вместе с Юлием Харитоном, будущим академиком АН СССР, трижды Героем Социалистического Труда, руководителем Арзамаса-16, где было создано ядерное оружие страны, наш земляк опубликовал цикл работ по урану и впервые сделал расчет цепной реакции деления этого химического элемента.
В начале Великой Отечественной, в августе 1941 года, ИХФ эвакуируют в Казань. Вся научная работа в стране переводится на военные рельсы, в первую очередь на создание новых видов оружия. Я. Зельдовичу поручен детальный анализ процессов, связанных с ракетным оружием («катюшами»). Он прекрасно справился с поставленной задачей, решив проблемы, связанные с горением пороха, и рассчитав внутреннюю баллистику нового оружия. Роль «катюш» в Великой Победе государств антигитлеровской коалиции над нацизмом просто бесценна.
Незадолго до окончания Великой Отечественной Якова Борисовича включили в коллектив физиков-ядерщиков, которые вместе с Игорем Курчатовым, Юлием Харитоном и Андреем Сахаровым активно участвовали в разработке и создании советского атомного и водородного оружия. Впоследствии Зельдович писал: «Работа с Курчатовым и Харитоном дала мне очень много. Главным было и остается внутреннее ощущение того, что выполнен долг перед страной и народом».

Яков Зельдович с Юлием Борисовичем Харитоновым
В 1964-м ученый перевелся в Институт прикладной математики АН СССР, где проработал 19 лет. Институт был создан специально для решения расчетных задач, связанных с государственными программами атомной и термоядерной энергетики, а также для исследования космического пространства и ракетной техники. Отдел, которым руководил академик Зельдович, отвечал за теоретические аспекты работ по созданию атомного и термоядерного оружия.
В СССР существовала традиция: дважды Герою Социалистического Труда на родине устанавливали бронзовый бюст. Зельдович стал им во второй раз в 1953 году, но памятник в его честь тогда не появился. Возможно, потому что Яков Борисович был «секретным ученым».
Еще при жизни Зельдовича, в 1978-м, вновь встал вопрос об установлении его бронзового изваяния в Минске. Долго думали и решили установить бюст возле Института технической кибернетики АН БССР. Однако через некоторое время отдельные сотрудники НИИ, а также его руководство начали возмущаться: мол, какое отношение данный ученый имеет к институту? В итоге бюст спрятали, отгородив от взора досками.
Однако кто-то из минчан позвонил в Москву в ЦК КПСС. Оттуда пришло поручение первому секретарю ЦК КПБ Петру Машерову: «Разберитесь!» Он лично приехал в Институт технической кибернетики и во второй раз инициировал установление бюста. Автор — скульптор Людмила Кремнева.

Яков Зельдович с детьми и зятем
На торжественной церемонии присутствовал сам Яков Борисович, который к тому времени уже стал трижды Героем Социалистического Труда. Взглянув на бронзового двойника, академик пошутил: «На третью звезду бронзы не хватило».
Подтянутый, остроумный и веселый, Зельдович всегда пользовался успехом у женщин. Да и сам любил общество дам. Нередко на этот счет говорил, что не случайно родился 8 марта — в подарок представительницам прекрасного пола.
Я. Зельдовича не стало 2 декабря 1987-го, на 74-м году жизни. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем ученого названы малая планета и улица в Москве, ведущая от Ленинского проспекта к Институту химической физики РАН. В Минске, к сожалению, такой улицы нет. В честь Я. Зельдовича учреждены две золотые медали за выдающиеся достижения в теории горения и детонации: одну вручает Международный институт по горению, другую — Комитет по космическим исследованиям и РАН.
Справочно
Первый и единственный уроженец Беларуси, которому звание Героя Социалистического Труда присвоено трижды: в 1949, 1951 и 1953 годах.
За разработку легендарных «катюш», сыгравших неоценимую роль, 29-летний Зельдович был удостоен своей первой Сталинской премии.
Еще материалы рубрики:
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Царица белорусской сцены Стефания Станюта: жизнь и творческий путь
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Откуда у Максима Богдановича была тяга к беларускасці
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Как Лариса Александровская покорила не только минчан, но и весь мир
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Как минчанин Аркадий Бриш стал одним из выдающихся ядерщиков XX века