Подмосковная фабрика стала замком английского лорда. Как снимался фильм «Чисто английское убийство»
Премьера фильма «Чисто английское убийство» состоялась 14 декабря 1974 года по «Первой программе ЦТ». Что кроме детективного сюжета так привлекло в данной ленте советских чиновников, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В Великобритании накануне Рождества в замок лорда Томаса Уорбека съезжаются родственники и друзья. Вскоре во время ужина после бокала шампанского умирает сын владельца замка Роберт. Потом сам лорд. А затем одна из гостей. Из-за снежных заносов полиция не может прибыть. За расследование берется присутствующий в доме доктор Ботвинк.
Оказалось, все прибывшие связаны между собой неожиданными, иногда странными отношениями.
Просветить зрителей
Советские цензоры с удовольствием визировали зарубежную литературу для экранизации в СССР, если в ней на фоне сюжета показывали или обсуждали негативные стороны жизни в капиталистическом мире.
Картина снята по одноименному роману английского писателя Сирила Хейра. Сам он работал судьей и часто черпал сюжеты из собственной юридической практики. Важно то, что книга вышла в 1951 г., когда Великобритания теряла свои колонии, влияние в Азии и на Ближнем Востоке, в том числе в Палестине, в части которой образовалось государство Израиль. Герои литературного произведения во весь голос винят во всем этом правящий класс Англии. Это звучит и с экрана. К тому же персонажи не маргиналы. Например, главный герой Роберт Уорбек — активист одной из экстремистских организаций. Правда, в книге написано «фашисткой». Доктор Ботвинк не скрывает своих коммунистических взглядов. Интересно, что ни в русском переводе произведения, ни в сценарии нет фразы, которая существует в романе: «Да, я коммунист, но, попав в СССР, стал бы антисталинистом». В общем, помимо острого детектива, повествование щедро посыпано политическим перцем, от чего советское начальство было в восторге. Поэтому роман решили снять именно для телевидения, чтобы двухсерийное кино посмотрело побольше зрителей.
Сначала предлагали делать фильм Сергею Бондарчуку. Но он отказался. Тогда остановились на Самсоне Самсонове, кстати, уроженце города Новозыбкова Гомельской губернии. Его дебютная лента «Попрыгунья» (1955) по произведению Антона Чехова получила приз «Серебряный лев святого Марка» первой степени на Венецианском кинофестивале в 1955 г. А картина «Оптимистическая трагедия» (1963) удостоена приза «За лучшее воплощение революционной эпопеи» на XVI Каннском кинофестивале. Словом, доверие к нашему земляку было, да и опыта хоть отбавляй. Лента стала для него девятой работой по счету.
За переработку романа в сценарий взялись Эдгар Смирнов и Вадим Юсов. Последний был знаменитым кинооператором. Но в тот период рассорился с Тарковским, с которым снял много фильмов и теперь искал себя, думал о режиссерской карьере.
Особый подход
На роли английских аристократов нужны были артисты особого типажа.
Без обсуждений Т. Уорбека пригласили сыграть Леонида Оболенского. Он был 1902 года рождения, воспитывался в знатной семье, знал семь языков. Много снимался в немом кино. Но после войны был осужден на 10 лет лагерей, потом оказался в ссылке в Челябинской области, а после освобождения остался работать там в местном театре. Но стати своей не утратил.
Доктора Ботвинка воплотил на экране Алексей Баталов. В его внешности и манерах был природный аристократизм, если даже он выступал в образе рабочего с завода. Правда, артист размышлял. В ту пору он снимался все меньше, переходил на педагогическую работу. Проблемы со зрением не позволяли ему долго находиться под лучами профессиональных осветительных приборов.
Георгия Тараторкина режиссер тоже утвердил без проб на роль Роберта, так как был под впечатлением его Раскольникова в недавно вышедшем фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание».
Двоюродного брата лорда сыграл Борис Иванов, часто приглашавшийся в экранизации зарубежных романов.
Дворецкий в английском доме — особый случай. Подыскать подходящую фактуру оказалось непростым делом. Остановились на звезде сталинского кино Иване Переверзеве, сохранившем свою строгую красоту в пожилом возрасте. Единственным деликатным моментом стало то, что артист уже плохо слышал, но опыт помогал ему прочитывать реплики партнеров по губам. А его экранной дочерью стала Ирина Муравьёва. Эта работа была для нее первой большой в кинематографе.
На остальные женские роли актрис искали на прибалтийских киностудиях. Нужны были женщины с несоветской внешностью. И такие нашлись.
Новые технологии
В фильме единственная сцена на натуре: вечерний подъезд гостей к замку. Под Москвой нашли здание старой фабрики с башнями из красного кирпича, постройки XVIII века. Она и стала фасадом имения лорда. Кино снимали весной, а по сюжету в кадре зрители должны были увидеть снежные заносы. Поэтому дорогу залили густой пожарной пеной.
Сцены же в интерьерах запечатлели в павильоне «Мосфильма», где построили шикарные объемные двухэтажные декорации с лестницами, холлом, комнатами и проходами. Были настолько дотошны, что на студии изготовили тираж английских книг в дорогих переплетах, чтоб заставить ими полки шкафов. Интересно, что артист Оболенский в перерывах брал эти тома и читал.
Накануне съемок в 1973 г. «Мосфильм» в Германии закупил систему «Электроник-кам», позволявшую снимать сразу на три кинокамеры одновременно. Если ранее актерам приходилось по много дублей отрабатывать одну и ту же сцену на крупном, среднем и общем планах, то теперь все эти три плана фиксировали синхронные кинокамеры. И это здорово экономило время. Сегодня все павильонные сериалы снимают именно так.
Телевизионная премьера фильма состоялась 14 декабря 1974 г. по «Первой программе ЦТ». В редакцию пришло столько восторженных писем зрителей, что руководство Госкино СССР решило изготовить копии, и в 1976 г. прокат ленты начался и в кинотеатрах. Несмотря на то, что многие фильм уже видели по телевизору, все равно шли в кино. Потому что постановщику удалось передать атмосферу высшего света Британии, в которую зрители желали вновь погрузиться. Да и детектив неплохой, название кассовое.
Еще материалы рубрики:
Какая альтернатива есть для любителей русских медсериалов, уставших от саги «Склифосовский»
«Оперативная память». Чем привлекательна детективная драма с Андреем Смоляковым в главной роли
Ругали за преувеличения и плагиат. Как снимали картину «Жили три холостяка»